Снова о шотландском чае

Думаю, все, кто интересуется новостями чайной индустрии, уже видели эту статью — https://www.teawall.ru/news/tea-scandal-scotland — и в курсе скандала. Но коль скоро мы рассказывали о начале истории Wee Tea (https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_3816), следует упомянуть и о её некрасивом продолжении. Каждый может сам сделать выводы из этой истории. Можно, например, подумать о том, как часто людей губит несдержанность и неумение вовремя остановиться. Не придумал бы Тэм О`Браан эту несуществующую парижскую премию – как знать, может, и сейчас преспокойненько вёл бы свой бизнес. А можно не торопиться с выводами и подождать окончания расследования.

Сьюзи Уокер-Мунро

А вообще, самый большой интерес представляет ссылка в конце статьи — https://teagardensofscotland.co.uk/. Из-за шума, поднятого О`Брааном в середине 2010-х, мимо внимания общественности прошёл тот факт, что шотландский чай существовал и до него.

В 2007 г. Сьюзи Уокер-Мунро, фермер из округа Ангус, в ожидании приёма у стоматолога прочла в журнале статью об английском чае из поместья Треготнан (о котором мы писали здесь: https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_3672 и здесь: https://vk.com/club47905050?w=wall-47905050_15210). Сьюзи обратила внимание на то, что хотя Корнуолл существенно южнее, чем Ангус (Ангус – это за 56-й параллелью), в Треготнане растут те же цветы, что и на её ферме Киннетлс – подснежники, примулы, рододендроны, и что всё это растения, которые любят кислые, хорошо дренируемые почвы – как и чай. Сьюзи подумала, что и у чая в Шотландии могут быть перспективы. Не имея опыта работы с чайными растениями и не являясь к тому же заядлой любительницей чая, Сьюзи всё же решила попробовать.

Она приобрела в Треготнане саженцы и высадила их в открытый грунт. Но саженцы, выращенные из черенков и имеющие из-за этого слабую корневую систему, плохо переносили морозы, сильный ветер и вес хлопьев влажного снега. В 2010 г. их пришлось переместить в оранжереи. В 2013 г. Сьюзи предприняла экспедицию в Дарджилинг для изучения чайной агротехники и технологии. В 2015 г. она собрала первый урожай и сделала чай, который получил название «Kinnettles Gold». В течение последующих лет ежегодно производилось около 2 кг «Kinnettles Gold», цена на этот чай составляет порядка 1,5-2,5 фунтов стерлингов за грамм. «Kinnettles Gold» позиционируется как красный чай (black tea), но и сухой лист, и настой, и «чайное дно» у него немного светлее, чем у привычных красных. Эксперты описывают его вкус как сладкий, солодовый, умеренно терпкий, с яблочными, карамельными, шоколадными тонами и выразительным фруктовым послевкусием.

В разработке этого чая приняла участие Беверли-Клер Уэйнрайт, чайный эксперт из Шри-Ланки (причём до переезда на Цейлон Беверли жила в Эдинбурге, столице Шотландии), к которой Сьюзи обратилась в 2014 г. Беверли и её проект Bev`s Tea (https://bevstea.com/) консультирует производителей чая из разных стран, стараясь адаптировать технологии обработки чайного листа к специфике терруара и особенностям местного сырья и даже изобретая особые технологические приёмы, которые делают каждый продукт уникальным.

В 2016 г. ещё восемь фермеров из Ангуса и соседних округов Файф и Пертшир заинтересовались чаеводством, сплотились вокруг Сьюзи и создали объединение Tea Gardens of Scotland. От работы с черенками было решено перейти к выращиванию чая из семян – такие кусты имеют более мощную корневую систему с длинным центральным корнем, глубоко уходящим в почву и обеспечивающим более полноценное питание и более высокую жизнестойкость растения. Около 40 000 семян холодостойких культиваров были импортированы из Грузии и непальского Илама. Несмотря на общие интересы и взаимную поддержку, каждый из членов объединения хочет производить свой собственный чай отдельно от остальных – так что, возможно, скоро появится целое созвездие не похожих друг на друга шотландских чаёв. Но должно пройти несколько лет, прежде чем кусты вырастут настолько, что удастся сделать коммерческие партии чая. Пока же члены Tea Gardens of Scotland ухаживают за юными чайными кустами, высаженными в садах, огороженных высокими стенами для создания благоприятного микроклимата, ездят с образовательными целями на Шри-Ланку и планируют поездки в Грузию и Японию.

Сьюзи Уокер-Мунро тем временем продолжает производить считанные килограммы «Kinnettles Gold» каждый год. Приобрести его можно, например, здесь: https://www.pekoetea.co.uk/products/kinnettles-gold-s…

Кстати, я не совсем понял, как связаны её ферма и одноимённый замок неподалёку от города Форфар (https://kinnettlescastle.com/), выполняющий функции фешенебельного отеля, но в меню Киннетлс-Кастл гордо красуется настоящий шотландский чай «Kinnettles Gold».

Дополнительные источники — https://www.teaformeplease.com/pekoetea-kinnettles-go.., https://www.tea-chronicles.com/kinnettles-gold-scotti.., http://www.edinburghfoody.com/2015/10/29/tea-grown-in.., http://mitchellmacgregorpr.com/news/dxnsm1thzcyp4bsqg...

Огромная благодарность Анастасии Офицеровой, которая и нашла на просторах сети Tea Gardens of Scotland.

И отдельный привет чайным деятелям, которые, прочитав статью Анастасии, вместо того чтобы честно сделать репост, немного сократили её, изменили формулировки, сделав их погрубее, и выложили в своих пабликах от собственного имени, не поставив ни одной ссылки на источники. Это очень мило, ведь статья повествует о том, что любое мошенничество рано или поздно раскрывается.

Сьюзи Уокер-Мунро и её партнёр Джон Купер из Pekoe Tea.


Беверли-Клер Уэйнрайт


«Kinnettles Gold»


«Kinnettles Gold»


Настой «Kinnettles Gold»


«Чайное дно» «Kinnettles Gold»


Юные чайные растения в оранжерее Tea Gardens of Scotland


Киннетлс-Кастл


Киннетлс-Кастл

Антон Дмитращук: И есть люди, которые очень падки на информацию о скандалах, мошенничестве и т.п. Что-то внутри них очень радуется таким новостям, как будто они получают подтверждение своим представлениям о мире.

Я уже упоминал об одном человеке, делающем в Сочи чай, с которым много общаюсь в последнее время. Конечно же, заводил он разговор и о «самом северном в мире» адыгейском чае. И мне пришлось в очередной раз выругаться про себя и рассказать о том, что есть английский Треготнан, есть канадский Вестхолм, есть, в конце концов, Вольфганг Бушер в Германии, а с недавних пор – ещё и шотландцы. И началось! «Ну, там, наверно, чайные кусты в оранжереях, так и в Норильске можно чай вырастить» — да нет, не в оранжереях, вот, посмотрите, Треготнан, а вот, посмотрите, Вестхолм – открытый грунт. «Ну, сколько там чая, считанные граммы, а вот в Адыгее уже есть 6 гектаров, и ещё 40 подрастают» — граммы или килограммы, но он есть, а 50 гектаров – по меркам мировой чайной индустрии так же исчезающе мало, как и две сотки. Да и при чём тут это? Хорошо, если хотите, давайте назовём адыгейский чай «самым северным в мире чаем среди производимых на площади 6 га и более». «Но эти чаи стоят тысячи долларов за кг!» — во-первых, качественный чай столько и должен стоить, а во-вторых – стоят, и что? Ну, давайте назовём тогда адыгейский чай «самым северным в мире дешёвым чаем», я не против.

Я вообще долго не мог понять, зачем люди носятся с этой воображаемой «северностью». Оказывается, существует такая городская легенда, что чем чай севернее, тем он лучше. Другие аспекты терруара, ботаника, технология – это всё фигня, широта произрастания – вот в чём соль! Так что ж тогда он такой хреновый у вас, ребята? Краснодарский чай – разный, есть похуже, а есть довольно приличный, правда, цена, если сопоставлять её с качеством, оставляет желать лучшего, по крайней мере, у того, что я пробовал. А вот адыгейский чай, которым меня угощали, непосредственно с местной фабрики – это вообще никуда не годится, ни в нефритовые врата, ни в императорскую гвардию. Пардон, но это так. «А может, это вас обманули, и это был вообще не адыгейский чай» — ну, может, конечно, только кто и зачем? Тот, кто меня им угостил? Зачем ему это? Или его на фабрике? Зачем? Ведь этот чай стоит копейки. «Ну, не знаю, меня вот тоже обманывали». И вот этот обман – он вообще через всё красной нитью проходит. Настоящий краснодарский чай, мол, в магазинах не продаётся и вообще нигде не продаётся, он весь уходит в Москву и куда-то исчезает, нет шанса его попробовать, поэтому никто не может судить, насколько он хорош. Зашибись! А мне-то, как потребителю, какое до этого дело? Что пробовал – о том и говорю. А вы сначала наведите у себя в Краснодарском крае порядок, а потом рассуждайте о том, как прекрасен местный чай.

В общем, поговорили. И стоило настиной статье появиться на ТиТерре, как мне пишет мой сочинский собеседник: «Вот, видели? Я же говорил! Шотландские чаеводы – мошенники!» (на Tea Gardens of Scotland он внимания, конечно, не обратил, это ж не так интересно) «Уверен, что и канадские, и английские — тоже» — вот так вот, доказательства его не интересуют, он уверен, и всё тут.

Мне пришло в голову решение, которое будет вполне в духе времени. Есть один российский спортсмен, который из-за проблем с допингом был лишён звания чемпиона Олимпийских игр. Он не захотел возвращать золотые медали и обратился в Московский городской суд, и тот постановил считать его – внимание! – «олимпийским чемпионом на территории Российской Федерации». То есть, для всего мира чемпионом будет другой спортсмен, а для нас – наш, у нас своя внутренняя реальность, почти как в Северной Корее. Так вот, я предлагаю считать адыгейский чай «самым северным в мире чаем на территории Российской Федерации» — и закрыть на этом тему.

16 мая 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.