Немного об индийском жёлтом и о кенийских белых и фиолетовых чаях
Давно прошли те времена, когда улуны и белые чаи делали только в Китае и на Тайване. Тайские, бирманские, вьетнамские, японские, новозеландские, канадские улуны, непальские, индонезийские, цейлонские, шотландские, малавийские, гавайские белые если и не перестали быть экзотикой, то, по крайней мере, уже не удивляют любителей чая.
Реже за пределами КНР встречается жёлтый чай – пожалуй, наиболее специфичный и наименее востребованный среди шести технологических видов чая. Но глобализация, обмен технологиями и тяга к экспериментам и тут дают о себе знать.
Осенью 2017 г. Ракхи Дутта Сайкия, руководитель Arin Tea Pvt. Ltd., объявила о создании первого индийского жёлтого чая. Насколько я смог понять, Arin Group объединяет ряд крупных чайных хозяйств округа Голагхат, в частности, Долагури, Пабходжан и др. Голагхат – округ штата Ассам с почти миллионным населением, чай в нём является важнейшей сельскохозяйственной культурой, годовой объём производства превышает 20 000 тонн (http://www.teadatabase.com/listing/golaghat/). В округе больше шестидесяти крупных чайных садов, часть из которых имеет органический статус. Компании Ракхи Сайкии принадлежит 99 гектаров органических чайных угодий.
Изучив китайскую литературу, Ракхи Сайкия смогла адаптировать технологию производства жёлтого чая к ассамскому сырью. В этом ей помог доктор Прадип Баруа, старший научный сотрудник Токлайского научно-исследовательского института, являющегося одним из крупнейших чайных научных центров в Индии. Экспериментируя, Ракхи Сайкия использовала как листья, так и одни только почки, но для крупной пробной партии выбрала всё же сырьё типа почка+лист, чтобы снизить затраты. Получившийся продукт имеет жёлтый цвет настоя, аромат «ночного жасмина», фруктовый вкус и сладкое послевкусие. Насколько он похож на китайские жёлтые чаи – трудно сказать; во всяком случае, методику заваривания автор рекомендует несколько своеобразную: температура воды 70-75°С, настаивать, пока листья полностью не осядут на дно, затем отжать их.
Для местного населения такой чай слишком дорог, но Ракхи Сайкия видит в нём прежде всего экспортный продукт, способный привлечь интерес зарубежных любителей чая к ассамскому чаю в целом.
Источники — https://timesofindia.indiatimes.com/city/guwahati/wom.., https://www.northeasttoday.in/yellow-tea-the-new-liqu.., https://twitter.com/rakhisaikia9 и др.
Теперь перенесёмся в Кению, репутация которой у ценителей качественного чая – хуже некуда, что и понятно: более 90% кенийского чая – низкосортный гранулированный или резаный красный и такой же низкосортный зелёный. Но почти везде, где есть массовое производство (а Кения – один из мировых лидеров по производству и экспорту чая), находится место и попыткам создать премиум-продукт.
Кения – пионер африканского чаеводства: первые чайные кусты были высажены в округе Киамбу ещё в 1903 г. Безупречная экологическая чистота и плодородные красные вулканические почвы создают хорошие условия для выращивания качественного чая. Правда, в нижней части Восточно-Африканской (она же Великая) рифтовой долины слишком жаркий и засушливый климат, но на окаймляющих её склонах гор, на высотах от 1350 до 2000 м достигается нужный баланс температуры и количества осадков.
Чайная фабрика Кангаита была построена в 1965 году, а в 1977 г. стала базой Управления по чайному развитию Кении (с 2000 г. – Агенство по чайному развитию Кении, Kenya Tea Development Agency Ltd ., KTDA)). Кангаита расположена в округе Кириньяга, на высоте 2036 м над уровнем моря, на южных склонах горы Кения, самой высокой в стране и второй по высоте в Африке (пик Батиан – 5199 м). KTDA поддерживает мелких чайных фермеров Восточной Африки, и Кангаита превратилась из названия конкретного производства в бренд, под которыми выпускаются не только ординарные чаи массового спроса, но и традиционные цельнолистовые красные и зелёные чаи, в том числе ручной обработки, и ряд необычных продуктов. Число мелких хозяйств, сотрудничающих с KTDA, достигает 7000, фермеры являются акционерами Кангаиты и избирают её директоров. KTDA также занимается исследованиями чая и инновациями на их основе, у агенства есть собственный чайный научно-исследовательский институт с несколькими учебными центрами.
На протяжении 25 лет Фонд исследования чая Кении работал над созданием пурпурного чая на основе местной ассамики и гибридов ассамики и синенсиса, и эти труды увенчались успехом: в 2011 году было начато коммерческое культивирование пурпурного клона TRFK 306/1. Подробнее об этом можно почитать в статье Анастасии Офицеровой — https://www.teawall.ru/news/фиолетовый-кенийский-чай. В свою очередь, этим чаем заинтересовались учёные из упоминавшегося выше Токлайского института: https://economictimes.indiatimes.com/news/economy/agr.., и не исключено, что в Ассаме скоро будут выращивать Ассам, созданный в Кении… Изначально новый культивар предназначался для производства высококлассного красного чая, но Кангаита выпускает и зелёные чаи на его основе, и даже улуны; есть в линейке бренда и белые чаи из более традиционного сырья – см., например, https://what-cha.com/collections/vendors?q=Kenya. Почитать отзывы любителей чая можно здесь — https://steepster.com/teas/what-cha/48461-kenya-silve.. и здесь — https://thesteepedleaf.wordpress.com/category/tea-rev.., а вот как серьёзно выглядит кенийский белый чай в коллаборации с Lalani & Co: https://www.lalaniandco.com/the-collection/volcanic-b…
Другие источники — http://www.theteadetective.com/TeaGrowsKenya.html, https://www.ktdateas.com/index.php/factories-regions/.., http://www.kalro.org/tea/?q=node/36.
Ракхи Дутта Сайкия со своими сотрудниками.
Кусты TRFK 306 (фото с www.voanews.com).
Кенийский пропаренный зелёный чай из пурпурного сырья.
Кенийский улун из пурпурного сырья.
Кенийский белый чай «Volcanic Buds».
9 мая 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038