Большой чайный куш

История человека, укравшего у Китая чай
Китай владел мировым рынком чая, пока его монополию не разрушила Ост-Индская компания. Поручив учёному из Шотландии тайную миссию, Англия вывезла чайные растения и технологию производства из закрытой страны. События, о которых пойдёт речь, произошли 170 лет назад, а человека, оказавшегося в их центре, звали Роберт Форчун.

Гонконг, наши дни
Среди убранства интерьеров красивого здания в колониальном стиле туристы могут принять участие в одном из ключевых действ китайской культуры — чайной церемонии. Для этого в ассортименте чайной, расположенной во Флэгстафф Хаус, есть всё необходимое. Выбор чаёв впечатляет: от зелёного Тай Пин Хоу Куй до сильно ферментированных красных, включая популярный Лапсан Сушонг. Около семидесяти сортов поставляются напрямую от фермеров под контролем основателя чайной Ип Вин Цзы. Бизнес процветает.

«Чайные торги», худ. Томас Аллом, 1843 год

«Чай становится популярнее с каждым днём, поскольку всё больше людей интересуются им как средством для поддержания здоровья и важной частью национальной культуры,» — говорит администратор чайной Ширли Чан. Она прерывается, чтобы дать вежливое наставление гостю-иностранцу, наливающему воду в чайник: «Нужно подождать одну минуту, прежде чем сливать красный чай, а зелёному достаточно десяти секунд,» — мягко улыбается она.

В Китае пьют чай больше 2000 лет. Первое упоминание о напитке обычно приписывается поэме Ван Бао «Договор со слугой», написанной во времена династии Западная Хань, поэтому новость о том, что чай был завезён в Китай из Англии вызывает некоторое удивление.

Просушка и прожарка чая перед транспортировкой, деревня Янлоудун, провинция Хубэй, 1874.

Чай из Англии

Наши дни.
«Сейчас у нас три представителя в Китае,» — рассказывает Джонатан Джонс, управляющий первой компанией, начавшей производить чай в Англии, в местечке Треготнэн, Корнуолл. «Два года назад тут случился настоящий наплыв гостей из Китая, которые приезжают посмотреть на нас, и мы очень дорожим этим вниманием».

Поместье Треготнэн

Ирония судьбы: 170 лет назад единственным производителем и экспортёром чая в мире был Китай, и Британия стала той страной, которая подорвала его фактическую монополию.

Кто вы, мистер Форчун?

Роберт Форчун

В 1847 году малоизвестный учёный-ботаник по имени Роберт Форчун издал книгу о своих трёхлетних исследованиях и поисках образцов в чайных провинциях Китая. Это породило один крайне амбициозный план, родившийся в недрах могущественной Ост-Индской компании. Там полагали, что если из закрытых для чужеземцев областей Китая удастся добыть качественные семена и секреты изготовления чая, то не составит труда наладить его производство на территории английских колоний в Индии, поставив тем самым под контроль самую прибыльную отрасль мировой экономики XIX века.

В погоне за китайским чаем

«Вечернее застолье в доме Мандарина», худ. Томас Аллом

«Для задания требовался охотник-собиратель, садовник, вор, шпион,» — пишет Сара Роуз в своей удостоившейся наград книге «В погоне за китайским чаем» («For All the Tea in China», 2010), в ней она рассказывает историю великого чайного ограбления. В конце девяностых Сара два с половиной года жила и работала в Гонконге, перебравшись затем в Нью-Йорк.

«Думаю, это наиболее точное описание, хотя, несомненно, он не считал, что занимается воровством», — поясняет Роуз. «Он полагал, что растения принадлежат всему миру. Права собственности, интеллектуальной или частной, были тогда развиты крайне слабо».

Ост-Индская компания отправила Форчуна на невыполнимую миссию в мае 1848 года. Нанять учёного послали выдающегося ботаника, доктора Джона Форбса Ройла — настолько в компании прониклись успехами, описанными в книге Форчуна с длинным названием: «Трёхлетнее путешествие по северным провинциям Китая, включая посещение чайных, шёлковых и хлопковых регионов» — изданной в Лондоне годом ранее.

Чайная охота

Середина XIX века.
Путешествие началось в Гонконге, в мае 1848 года и спонсировалось Королевским садоводческим обществом (Royal Horticultural Society, RHS). Там желали получить образцы и ботанические сведения из Поднебесной. Помимо сухих исследовательских данных Роберт Форчун будет делать заметки о своих приключениях. Так, например, он красочно опишет схватку на ружьях с пиратами, произошедшую на реке Минь в провинции Сычуань. Этот рассказ впечатлит Сару Роуз и побудит на двухлетние поиски в Лондоне и Китае, которые в итоге прольют свет на историю путешествия Форчуна.

«Покои китайской госпожи», худ. Томас Аллом

Будущий руководитель чайной охоты скромно жил в одном из пограничных шотландских графств, поэтому довольно быстро принял предложенное Ост-Индской компанией годовое жалованье в размере 500 фунтов стерлингов — оно в пять раз превышало его тогдашний заработок. Также Форчун получал коммерческие права на все прочие растения, которые ему удастся раздобыть в путешествии. Это было крайне ценным бонусом к денежному вознаграждению. Со своими находками Форчун мог рассчитывать на внимание английской знати, увлечённой садоводством и коллекционированием экзотических растений. Компании же нужен был лишь чай и чем скорее, тем лучше.

Наперегонки с Поднебесной

Согласно данным из Музея чая, расположенного в Гонконгском парке — напротив чайной Ипа Вин Цзы — когда началась экспедиция Форчуна, в Китае производилось 50 000 тонн чая, 19 000 из которых продавались в другие страны. К 1886 году соотношение производимого и продаваемого за рубеж китайского чая выросло до 250 000 и 134 000 тонн соответственно. Чай составлял 62 процента китайского экспорта.

И сейчас чай остаётся самым популярным напитком в мире после воды. По оценкам экспертов объём чайного рынка достигнет 47,2 миллиардов долларов к 2020 году. Немалая заслуга здесь у зелёного чая, которому приписывают много полезных для здоровья свойств. Но в XIX веке на кону было здоровье целой нации.

Карта путешествий Роберта Форчуна, 1853 год

«Чай изменил роль Китая в мире,» — считает Сара Роуз. «Чайная торговля стала причиной появления колониального Гонконга. Британская империя начала экономическую экспансию на Восток ради чая и попала от него в экономическую зависимость.

Сейчас многие в Гонконге знают, что ради выравнивания торгового баланса (соотношение стоимости товаров, продаваемых за рубеж и покупаемых за рубежом. — прим. Чайный чайник) и оплаты чая Ост-Индская компания через третьих лиц начала завозить в Китай опиум. Такой торговый симбиоз в итоге привёл к экспедиции Роберта Форчуна, по поручению Компании и при полной поддержке английского правительства. План был прост: Англии нужно было вырастить собственный чай раньше, чем Китай вырастит собственный опиум. Если бы Китай преуспел, Ост-Индская компания в одночасье стала бы банкротом.

Поддельный китаец

К сентябрю 1848 года Форчун добрался до Шанхая и двигался через Ханьчжоу в сторону регионов производства зелёного чая — провинций Чжэцзян и Аньхой. Это был трудный трёхмесячный переход на юго-восток по рекам и суше: в джонке, паланкине и пешим ходом. Форчуна сопровождали двое надёжных слуг: одного звали Ван, а другого Форчун в своих заметках называл просто «кули» (название чернорабочих в Китае, Японии и некоторых странах Азии. — прим. Чайный чайник). По настоянию сопровождающих Форчун обрился налысо, закрепил на затылке фальшивую косу и носил одежду зажиточного китайца.

«Я китаец из дальней провинции, по ту сторону Великой стены», — уверял он местных на ломаном китайском.

В октябре Форчун осматривает хозяйство, где делают зелёный чай. Учёный наблюдает за процессом изготовления, который был окутан тайной более 2000 лет. Он обнаруживает, что местные производители обрабатывают готовый чай вредными добавками, чтобы улучшить его товарный вид перед отправкой на экспорт. Исследовав ещё три района чайного производства и сделав заметки, Форчун в январе 1849 года возвращается в Шанхай, доложив в письме начальству о полученных результатах:

«С великим удовольствием сообщаю, что мне удалось закупить большое количество семян и саженцев, которые, я надеюсь, в сохранности достигнут Индии,» — пишет он из офиса конторы «Дент и Ко» в Шанхае.

Чайная посылка

Форчуну удалось собрать 13 000 растений и 10 000 семян. Теперь хрупкий и уязвимый груз посреди зимы требовалось доставить в верховья Индийских Гималаев через Гонконг и Калькутту. Несмотря на сложность задачи, Форчун верил в успех, рассчитывая справиться с помощью новых технологий — ящика Уорда или вардианского кейса.

Различные вида ящиков Уорда

В 1830-х годах доктор Натаниэль Бэгшоу Уорд нашёл действенное решение для сбора растений и их транспортировки на дальние расстояния по морю. Уорд заметил, что в закупоренной стеклянной бутылке растения могут существовать автономно. В дневное время с участием влаги из почвы и углекислого газа происходил фотосинтез, а ночью растения вырабатывали кислород и испаряли воду, которая конденсировалась на стеклянных стенках ящика, попадая обратно в почву. Изобретение открыло возможности перевозки растений по всей Британской империи.

У Форчуна ушло несколько недель на то, чтобы бережно разместить саженцы в стеклянных ящиках. Перед отправкой в Гонконг он несколько раз проверил груз, чтобы избежать повреждений. Дальнейшие события, тем не менее, обернутся катастрофой, но Форчун узнает об этом лишь много месяцев спустя.

В мае 1849 года он совершает путешествие в удалённую чайную провинцию, где производили чёрный чай — Фуцзянь. Это была главная цель его миссии: чёрный чай был важнее, поскольку высоко ценился на Западе. «Чай жизненно необходим нам в буквальном смысле этого слова,» — писал Форчун. С молоком и сахаром, поставляемым с плантаций на Карибах, этот напиток объединил население индустриальной Британии. Никому за пределами традиционных чайных районов Китая было неведомо, как готовится этот напиток, пока Роберт Форчун впервые не достиг Уишаньских гор в июле 1849 года.

Река Девяти поворотов, Уишань, провинция Фуцзянь

«В своём путешествии Форчун рассчитывал отыскать идентифицируемые растения чёрного чая в садах, известных его производством», — рассказывает Сара Роуз, — «но он обнаружил, что зелёный и чёрный чай получаются из одного и того же вечнозелёного кустарника, Камелии Китайской (буквально «Китайское чайное растение»). Форчун выяснил, что чёрный и зелёный чаи различались не по виду чайного растения, а по степени ферментации и способу обработки, хотя сырьё для них и выращивалось нередко в разных провинциях.

Великая потеря, великая победа

Осенью того же года учёный возвращается в Шанхай, где его врасплох застаёт печальная новость: всего 1000 образцов из его первой партии пережили дорогу, но и они были покрыты грибком и плесенью. Излишне усердные таможенники решили открыть ящики Уорда для осмотра молодых растений, в результате чего большинство семян и саженцев погибли.

Не сдавшись, учёный решил предпринять ещё одну попытку. На этот раз он спрятал семена в землю и закупорил ёмкости, чтобы чай пророс во время перевозки. Результаты превзошли ожидания и образцы, отправленные со второй партией, прибыли на индийские плантации Ост-Индской компании.

Далее Форчун возглавил поиск чайных специалистов из Китая, которые могли бы наладить выращивание и производство чая в Индии. Когда учёный, завершив свою Миссию, в 1851 году покидал Шанхай , его сопровождала группа фуцзяньских фермеров, знавших технологию чёрного чая и готовых начать новую жизнь в Индийских Гималаях.

Англия. Наши дни

«По какому-то странному совпадению, Роберт Форчун имеет отношение к история Треготнэнского чая», — рассказывает Джонатан Джонс. Он, как и Форчун — учёный-ботаник и профессиональный садовник, обучавшийся в шотландском Эдинбурге.

«Тут растёт редкая разновидность роз, прозванная Двойная жёлтая Форчуна. В 1840 году её доставили сюда из Нинбо, из личной коллекции растений учёного. Она растёт у южной стороны особняка.» Неясно, как роза попала в Корнуолл, но известно, что у Форчуна было доходное предприятие — поставка экзотических растений для местной знати.

Ящик Уорда в саду поместья Треготнэн

Джонс рассказывает, что в 1999 году, когда чай в Треготнэне был только посажен, садовники нашли старый ящик Уорда, хранившийся в сарае. Его приняли за клетку для кроликов. Возможно, именно в нём были привезены Двойные жёлтые, пока Форчун охотился на чай в Китае. Управляющий замечает, что поместье не имеет с этой истории особой выгоды. «Вы удивитесь, как мало людей знают о Роберте Форчуне,» — говорит Джонс.

Может быть он и забыт, но его успех в перевозке семян сыграл ключевую роль в разрушении китайской чайной индустрии.

Падение гиганта

«За одно поколение молодая чайная промышленность Индии опередит Китайский чай по качеству, цене и объёму производства, » — пишет Сара Роуз. Чайные сады Китая придут в запустение после того, как Голландцы и Американцы, последовав примеру Англии, совершат вылазки вглубь страны и добудут необходимые ресурсы для запуска собственного производства.

Согласно данным Гонконгского чайного музея, в 1949 году объём производимого в Китае чая упал до 41 000 тон в год, из которых только 9 000 шли на экспорт. Нация, многие века ассоциировавшаяся с чаем, оказалась на периферии, а Британия сделала чай своим национальным напитком, разбавив его молоком и сахаром.

«Продавцы риса в военном лагере», худ. Томас Аллом, 1843 год

Производство чая в Китае не восстановится до 1950-х годов, и только в XXI веке страна вернёт себе статус крупнейшего экспортёра чая в мире.

«Это исторический момент: монополия Китая была разрушена, и до недавнего времени предпосылок для перелома ситуации не наблюдалось», — говорит Роуз. Ранее в этом году её книга впервые появилась в китайских книжных магазинах, и, на удивление, не вызвала гневных отзывов читателей, обиженных тем, что когда-то Запад украл у их страны чай.

«Наоборот, я получаю довольно милые письма. В них читатели пишут, что если раньше, они и переживали из-за регулярного несоблюдения Китаем прав на интеллектуальную собственность других стран, то теперь они знают, что начал это Запад».

***

Текст основан на переводе статьи «The great tea robbery: how the British stole China’s secrets and seeds – and broke its monopoly on the brew», автор — Стюарт Хивер, 27 мая 2017, последняя редакция 27 марта 2018.

Оригинал статьи: https://www.scmp.com/magazines/post-magazine/long-reads/article/2095707/great-tea-robbery-how-british-stole-chinas

Перевёл Кирилл Константинов для блога Чайный чайник , сентябрь 2018.
Источник: https://vk.com/krushketea


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.