Японская неглазурованная керамика

Неглазурованная керамика (или керамика с так называемыми естественными и пепловыми глазурями) всегда высоко ценилась японскими чайными мастерами церемонии тя-но ю.

Жемчужина коллекции ДЖЧ. Редчайший антикварный Токонамэ чайник легендарного Сугиэ Дзюмон II (1846-1928), сделанный в 1882 году, ~ 75 мл. Печать мастера стоит на дне чайника.

Пять из Шести ранних печей Японии, носящие традиционные названия по месту их расположения – Сигараки, Бидзэн, Тамба, Этидзэн и Токонамэ – с XII века производили бытовые и культовые предметы из местных глин, не покрытые глазурями. Пятна и потёки расплавленных минеральных включений глины и участки оплавленного древесного пепла на поверхности придавали этим изделиям оригинальность, привлёкшую внимание чайных мастеров XV – XVI веков. Восхищение этими изделиями лежало в традиции эстетики ваби, глубоко интегрированной в практику чайной церемонии тя-но ю. Неброская, непритязательная красота этой керамики со случайно возникшими декоративными эффектами делала подобные предметы подлинными произведениями искусства в глазах мастеров чая.

В чайной традиции сэнтя, ориентированной на китайскую эстетику, практически не использовалась керамика для тя-но ю, что подвигало мастеров старых гончарных центров Японии разрабатывать новые типы керамики по образцам экспортных китайских изделий, среди которых предпочтение отдавалось чайникам из исинской глины, созданным в период Мин и происходившим из личных коллекций китайских иммигрантов.

С некоторых предметов в Японии снимались копии, часто очень точные (что значительно затрудняет атрибуцию ранних японских произведений). Создание копий объяснялось не только стремлением к китайскому стилю керамики вообще, но и естественным для адептов сэнтя – нового культурного явления – желанием создать комплекс реликвий и установить иерархию авторитетов. Известно, что Кимура Кэнкадо заказал японским мастерам копии с китайских предметов, принадлежавших Байсао. Мастерские, выполнившие этот заказ, неизвестны, но постепенно подражания исинским глинам распространяются по многим гончарным центрам Японии.

Стиль исинской керамики эпохи Мин отличается элегантностью и простой: мастера ценили целостность облика и выразительность линии в предметах прикладного назначения. Эти простые формы и становятся образцами для японских гончаров. Однако для создания керамики в исинском стиле необходимо было не только воспроизвести форму, но и добиться близкого к китайскому качества черепка. Глины, близкие к исинским по цвету и составу, встречаются во многих регионах Дальнего Востока, но глины Цзянсу отличаются наличием песчаной составляющей, что и делает их уникальными. Также практически в каждой мастерской Цзянсу существовали свои рецепты подготовки масс разных составов, качества и цветов. В китайских текстах XVII века перечисляется не менее десяти цветов исинской глины, некоторые из которых получались в результате смешения трёх основных глин (пурпурной, светло-коричневой и красной) и добавления минеральных и органических красителей. На базе местных японских производств необходимо было разработать собственные технологии очистки, обогащения и окраски глины.

Наибольшие успехи в этом были сделаны в мастерских города Токонамэ (современная префектура Айти). Несмотря на то, что Токонамэ является одним из старейших японских гончарных центров, эксперименты с керамикой в исинском стиле там начали проводить лишь в 40-е годы XIX века, когда мастер Акаи Тодзэн II (1796-1858) обнаружил в Токонамэ глины, близкие к китайским. Начались поиски соответствующей рецептуры и технологии производства, и потребовалось почти два десятилетия для создания необходимой композиции материалов.

Около 1860 года опыты японских мастеров увенчались успехом – во многом благодаря содействию китайского иммигранта из провинции Аньхой, мастера Цзинь Шихэна (яп. Кин Сико). Этот мастер не только усовершенствовал местную керамическую массу, но и познакомил гончаров Токонамэ с особым методом формовки изделий из глиняных пластов, принятым в мастерских Цзянсу. Ком глины расплющивается деревянным молотком до состояния тонкого листа (до 2-3 мм). При помощи шаблона мастер отмеряет части листа для тулова, основания, венчика и других деталей. Заготовку тулова мастер сворачивает в цилиндр и устанавливает на вращающемся круге, после чего начинает формовать изделие рукой и деревянными лопатками. Перед окончательной доводкой мастер присоединяет к изделию дно, затем прикрепляет ручку, носик, формует крышку и т.д.

Также считается, что именно Кин Сико познакомил местных гончаров с методом декорирования гравировкой по мягкой керамической массе (так называемой массе “твердой кожи”).

Важный вклад в развитие керамических мастерских Токонамэ во второй половине XIX век внес также Сугиэ Дзюмон (1828-1897). Несмотря на то, что уже ученики Кин Сико перешли к более привычному методу формовки изделий на гончарном круге, Дзюмон возродил старые приёмы работы с пластами, традиционную технику ручной доводки формы и декорирования гравировкой.

В эпоху Мэйдзи мастерские Токонамэ освоили также производство миниатюрных чайников кюсу из тонкой красно-коричневой глины, их изготовление продолжилось также в периоды Тайся (1912-1926) и Сёва (1926-1989). В самой Цзянсу в середине XIX века начинается возрождение производства после кризиса XVIII века, и изделия XIX века часто прямо копируют минские модели. Чайники из Токонамэ отличаются особой простотой и элегантностью форм и явно тяготеют к самым ранним образцам исинской керамики.

Редчайший антикварный Токонамэ (Исин?) чайник легендарного Ямада Дзёдзан I (1868-1942), ~ 100 мл. Печать мастера, которую он ставил в ранние годы, стоит под ручкой чайника.


Антикварный Токонамэ Сюдэи чайник начала XX века легендарного Ямада Дзёдзан I (1868-1942), ~ 140 мл. Печать мастера стоит на дне чайника.


Редчайший антикварный зелёный Токонамэ Рихи-Рёкудэи кюсу знаменитого Ямада Тодзан I (1878-1941), ~ 170 мл. Печать мастера стоит на дне чайника.


Старинный Токонамэ кюсу «Крабы» знаменитейшего мастера Сэкисэн Симидзу, ~ 165 мл. Печать мастера стоит под ручкой чайника. Поставляется в оригинальной картонной коробочке.


Старинный миниатюрный Токонамэ Сюдэи чайник со львом середины XX века мастера Синго, ~ 60 мл. Печать мастера стоит возле ручки чайника.


Антикварные Токонамэ Сюдэи кюсу великого мастера Ямада Дзёдзан II (1897-1961). Печать «Ко-Дзёдзан» стоит под ручкой чайника.


Редчайший антикварный Токонамэ чайник «Крабики Мутёкоси» великого мастера Ямада Дзёдзан II (1897-1961), ~ 100 мл. Гравировка выполнена мастером Тэцуо. Печать «Ни-Ха» стоит под носиком. Данную печать мастер ставил в совсем ранние годы, до того, как начал ставить печать «Ко-Дзёдзан».


Прелестный антикварный Токонамэ Сюдэи кюсу «Тыковка» великого мастера Ямада Дзёдзан II (1897-1961), ~ 130 мл. Печать мастера стоит под ручкой чайника.

Авторы: Арапова Т.Б., Егорова А.А.
«Введение к каталогу «Японские миниатюрные чайники в Эрмитаже»

Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.