Десять приёмов обработки Си Ху Лун Цзина
У Си Ху Лун Цзина высокого класса чайный лист обрабатывается полностью вручную в воке. В процессе этого происходит и фиксация («убиство зелени» — шацин), и формовка, и сушка чая. Существует особая техника, состоящая из десяти последовательно сменяющих друг друга приёмов; нужно не только в совершенстве их освоить, но и уметь применять их, ориентируясь на исходные кондиции сырья (размер и плотность листьев) и его состояние в процессе обработки. От этого напрямую зависит не только внешний вид, но и вкус и аромат готового чая.
«Десять основных приёмов» (十大手法) включают в себя встряхивание Доу (抖), построение Да (搭), раздвигание То (拓), припечатывание На (捺), отбрасывание Шуай (甩), схватывание Чжуа (抓), толкание Туй (推), шлифовку Мо (磨), надавливание Я (压) и запирание Коу (扣).
- 1. Встряхивание Доу (抖). Кисти рук повёрнуты ладонями кверху, пальцы слегка раздвинуты и согнуты, чай встряхивается на ладони и равномерно разбрасывается по воку. Цель – равномерное распределение влаги в листьях.
- 2. Построение Да (搭). Ладони обращены книзу и опущены, четыре пальца выпрямлены и сведены вместе, большой палец отставлен в сторону, чайные листья прижимаются к дну вока. Цель – придание листьям широкой и плоской формы.
- 3. Раздвигание То (拓). Ладонь и пальцы выпрямлены, пальцы прижимают чай и перемещают его от дна к стенкам вока и вдоль них. Цель – придание листьям плоской формы и равномерный прогрев. После раздвигания удобно захватить листья в ладонь для следующего приёма – фактически, раздвигание и припечатывание выполняются одним движением.
- 4. Припечатывание На (捺). Четыре пальца слегка открыты, большой палец немного изогнут, чайные листья захватываются пальцами, затем ладонь поворачивается вниз, и листья с силой бросают на дно вока. Цель – выравнивание и правильная формовка флешей: листья благодаря этому оборачиваются вокруг почки.
- 5. Отбрасывание Шуай (甩). Ладонь ровная, пальцы выпрямлены и сомкнуты, чай прижимают ко дну вока и с силой толкают его от дна к краю. Флеши становятся плоскими, гладкими и блестящими.
- 6. Схватывание Чжуа (抓). Самый важный приём. Ладонь опущена, слегка изогнутыми пальцами схватывают чайные листья, перебирают и выпрямляют их.
- 7. Толкание Туй (推). Ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены или слегка изогнуты, кончик большого пальца немного согнут и направлен вниз. Ладонью и четырьмя пальцами схватывают чайные листья, сжимают их и с силой толкают вперёд, делая их ещё более плоскими, гладкими и ровными.
- 8. Шлифовка Мо (磨). Возвратно-поступательное движение с большой скоростью и силой, чай как бы натирается о стенки вока.
- 9. Надавливание Я (压). Руки кладут одну поверх другой и с силой надавливают на чай и трут его о дно вока.
- 10. Запирание Коу (扣). Ладонь опущена, большой и указатеьный палец разогнуты. Во время схватывания, толкания и шлифовки чай захватывается и удерживается согнутыми средним и безымянным пальцем, а большой выдавливает чай из ладони.
Источник — http://www.puercn.com/czs/cyzz/125309.html
Это общая, краткая информация, часть деталей здесь опущена. В частности, чайный лист проходит через вок дважды. Первое прохождение называется «цин го» (青锅), второе, после паузы, – «хуэй го» (辉锅), и некоторые операции проводятся в основном в «цин го», другие – в «хуэй го», третьи – и там, и там. Пауза между двумя циклами обработки называется «хуэй чао» (回潮) и нужна для перераспределения оставшейся влаги в листьях; её также можно использовать для предварительной сортировки чая по размеру, что повышает качетсво последующей обработки в «хуэй го».
Нужно понимать также, что это описание традиционной ручной обработки. Оно не имеет отношения к недорогим ординарным Лун Цзинам, обработка которых проводится механическим способом – на станках.
4 марта 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038