«Пробудившийся земледелец»: вклад У Цзюэнуна в развитие чайной индустрии Китая 20 века

Невозможно представить себе культуру Китая без чая – он является неотъемлемой частью ментального кода китайского народа. Сегодня КНР производит более 1,2 млн. тонн чая, треть из которого идет на экспорт. Площадь земли, занятой под чайными кустами, превышает 1 миллион гектаров. За всю историю выращивания чая китайцы вывели огромное количество сортов этого напитка. По последним данным, количество разновидностей китайского чая превысило 8 тысяч наименований.

У Цзюэнун (кит. трад. 吳覺農, упр. 吴觉农, пиньинь: Wú Juénóng) (14 апреля 1897, Шанъюй, Чжэцзян, Династия Цин — 28 октября 1989, Пекин, КНР) — китайский агроном, эксперт по чаю, общественный деятель. Внес большой вклад в развитие современной чайной промышленности КНР

Китай – несомненный лидер чайной индустрии, крупнейший мировой экспортер чая. Но, как и всякая другая отрасль китайской экономики, в XIX веке из-за экономического кризиса, связанного с обострением политической ситуации, чайная промышленность находилась в упадке. Возродить ее удалось талантливому агроному и сельскохозяйственному экономисту У Цзюэнуну.

Существует несколько основных мифов, описывающих появление чая в исторической традиции Китая. Основным персонажем, представившим чай человечеству, является древний герой Шеньнун, совершивший много полезных для человечества деяний. В частности, он является создателем традиционной китайской медицины.

О Шеньнуне рассказывается в трактате «Шеньнун Бен Хао», или «Фармакопея Божественного Земледельца». Это на данный момент самый древний мифологический трактат по китайской фармакологии, по сей день использующийся в качестве практического пособия.

Согласно мифу, однажды Шеньнун, испробовав ядовитых трав, отравился и упал под деревом, но в этот момент с листьев дерева на его губы упала роса. Шеньнун пришел в себя и, исследовав дерево, обнаружил, что оно чайное. Считается, что именно Шеньнун научил людей заваривать чай.

чайное. Считается, что именно Шеньнун научил людей заваривать чай. Первые упоминания о чае в китайской литературе относятся к II веку до н.э., времени правления династии Хань. В это время в провинции Сычуань на горе Мэн Дин Гань, впервые появилась плантация чая сорта ныне известного, как Мэн Дин Гань Лу («Сладкая роса с горы Мэндин»). В то время чай был весьма редким напитком. Это также было связано и с тем, что провинция Сычуань стояла особняком от остальных китайских царств и выращиваемый там чай был труднодоступным в остальных провинциях.

В чистом виде чай был роскошью, его использовали в ритуалах императорских дворов и высшей знати до тех пор, пока не появился в VII веке н.э. Луй Юй. Его работа «Чайный канон» является первой специализированной работой по чаю в мировой истории, в которой затрагивается самые различные аспекты: от происхождения чая и благоприятных условий для выращивания до особенностей посуды для чаепития. Луй Юй собирал чай повсеместно, заваривал, описывал процесс чаепития и ощущения. Благодаря этому Луй Юй сохранился в памяти людей как Чайное божество.

После кончины Луй Юя заложенная им чайная традиция развивалась несколько веков, вплоть до династии Сунь XII века. В XIII веке Китай был захвачен монголами, и в Китае стала править монгольская династия Юань, которая просуществовала до XV века. Чая в это время пили очень мало, литературных трудов о нем не писали. С приходом последующих династий чай стал постепенно проникать на Запад. Во времена правления династии Цин начала развиваться торговля чаем.

Англичане, оценив по достоинству благотворное влияние чая, стали огромными объемами закупать его. Но китайские императоры Кхан Си и Цянь Лун запретили торговлю чаем, мотивируя это тем, что за пределами богатой «Поднебесной» нет таких товаров, которые можно было бы обменивать на чай. Тогда англичане соблазнили китайцев табаком. Император, увидев пагубное влияние табака на человека, запретил его продажу. Тогда англичане предложили китайцам опиум, выращиваемый ими в Индии. Началась эпоха опиумных войн, во время которой англичане выкрали чайные кусты, посадили их в Индии и в 1836 году получили первый урожай чая. Отсюда начинается новая история чая, чая индийского.

Уже к 14-15 вв. чай в Азии состоялся как продукт и сформировался как культурный концепт, были отточены основные способы обработки чайного листа, его заваривания и употребления. Чайное дело продолжало развиваться и дальше, появлялись новые сорта, новые плантации, увеличивался торговый оборот. Чай стал визитной карточкой Китая, одним из источников дохода и одной из причин войн.

Однако дальнейшее развитие чайной индустрии Китая было бы невозможно без существенного вклада в чайную науку и культуру известного китайского агронома и крупнейшего сельскохозяйственного деятеля XX века У Цзюэнуна.

У Цзюэнун (изначально фамилия его была Жунтун) родился 14 апреля 1897 года в городе Шанъюй провинции Чжэцзян в бедной крестьянской семье. По окончанию начальной школы он поступил в среднее сельское техническое училище (ныне Сельскохозяйственный университет Чжэцзяна). В 1918 году он оканчивает училище, после чего его, как стипендиата департамента образования провинции Чжэцзян, отправили на обучение в Японию, в регионы, специализированные на лесной промышленности на морском побережье. Уже во время обучения в Японии У пишет для восточных журналов свои первые статьи, посвященные сельскому хозяйству, социальным проблемам женщин и т.д. На тему чая он написал две статьи: «Реформы в чайной индустрии Китая» и «Реформам в чайной промышленности Китая быть». Статьи привлекают внимание народа. Также во время экспедиции У Жунтун меняет фамилию на «Цзюэнун», что означает «Пробудившийся земледелец».

После возвращения домой в 1922 году он хотел немедленно приступить к работе в чайной индустрии, но по причине гражданской войны и нестабильной политической ситуации идет работать учителем в сельской сельскохозяйственной школе, откуда он переходит в кооператив в провинции Чжэцзян и работает в лесничестве при Шанхайском саде.

В 1931 году Цзюэнун занял пост директора Бюро товарных экспертиз в Шанхае, на котором занимался вопросами улучшения условий экспорта чая, поддержания репутации китайского чая на международном рынке и улучшения условий жизни фермеров. Для этого он организовывает контроль качества, заключающийся не только в запрете экспорта чая низкого качества, но в улучшении качества чая с применением улучшенных технологий посадки, сбора, производства, хранения и т.д.

С осени 1934 по ноябрь 1935 годов он посещает с инспекцией Японию, Индию, Цейлон, Индонезию, Великобританию, Францию и Советский Союз с целью изучения маркетинга и технологий производства, после чего пишет три инспекционных рапорта: «Китайский чай в мировой торговле – главный товар сбыта», «Перспективы внешней торговли Китая чаем» и «План возрождения чайной индустрии Китая». Последняя книга сумела разоблачить монополию иностранных фирм и чайных домов при торговле с иностранцами. Также в книге отражалась жизнь угнетенных крестьян, чья жизнь была связана с чаем, поднималась проблема отставания чайной индустрии Китая от других стран.

Во время японо-китайской войны (1937-1945) Шанхай, являвшийся на тот момент крупнейшим чайным портом и экспортным рынком чая в Китае, был оккупирован японцами, в результате чего система производства, закупки и сбыта чая была разрушена. Тогда Цзюэнун начинает прикладывать все усилия, чтобы продолжить внешнюю торговлю чаем, особенно с Советским Союзом, который поставлял Китаю оружие. В городе Ухань представителями Торгового комитета Китая и СССР было подписано соглашение по обмену с участием «чая». В июне 1938 года Торговый комитет Китая совместно с У Цзюэнуном выпускает инструкции по управлению экспортом чая в стране и основывает Бюро по управлению чаем, которое начинает восстановление производства и продажи чая.

Во время войны многие порты Китая были захвачены и не могли быть пунктами транспортировки чая. Торговля была возможна только через Гонконг, однако английские представители не позволяли Китаю размещать там свои органы управления. Гонконг стал своего рода посредником в торговле Китая с другими странами. Все чаи страны экспортировались в Гонконг, где торговая компания «Фухуа» под руководством У Цзюэнуна и осуществляла продажи чая в СССР и другие зарубежные страны. Таким образом, с 1938 года чай выбился в лидеры по экспорту сельскохозяйственной продукции Китая.

У Цзюэнун понимал, что чайная индустрия не сможет развиваться без высококвалифицированных специалистов-технологов по чаю. Профессор Фуданьского университета поддержал его и помог подготовить доклад, который позже был представлен Китайской чайной компании и Торговому комитету. В результате в 1940 году было заключено соглашение о создании Чайного факультета в Чунцинском университете. Возглавил его У Цзюэнун. В ходе работы он разрабатывал планы реконструкций чайных плантаций, писал работы по выращиванию чая в регионах. Через год им был основан Институт изучения чая в городе Уси провинции Цзянсу, где он вместе с молодой группой специалистов по чайным технологиям основал систему чайных исследований.

Открытие новых технологий позволяет У Цзюэнуну закупить на Тайване несколько машин для производства чая и открыть в 1945 году в Ханчжоу Чжэцзянскую фабрику машинной обработки чая. В то же время, будучи сторонником нелегальной на тот момент Коммунистической партии Китая (КПК), Цзюэнун вместе со своими товарищами открыто заявлял протест тогдашней гоминдановской политике. После «Мукденского инцидента 18 сентября» он вступил в оппозиционное к Японии движение Национального спасения, участвовал в работе Китайского демократического революционного союза, с патриотическими призывами обращался к высшим слоям общества.

Осенью 1949 года, после образования КНР, У Цзюэнун был назначен советником и заместителем министра сельского хозяйства. Находясь при этом на посту управляющего чайной компанией, он очень быстро учредил систему маркетинга и полного цикла чаепроизводства.

Также был подписан торговый контракт с СССР, подготовлена четкая организация по чаезакупочным работам. Стимулирование чайного сбыта производилось централизованно, сохранялось координирование в экономике, особо поддерживались чайные производства в крупных городах. Проводилась адаптация под советскую торговлю, и сменялся приоритет с зеленого чай на черный. Проводилось улучшение сельскохозяйственной продукции, системы транспортировки, управления техниками продаж, развитие новых китайских чайных производств.

После ухода У Цзюэнун с поста заместителя министра сельского хозяйства в 1952 году его заботы о научных исследованиях и чаепроизводстве не уменьшились – он продолжал проводить обучающие встречи в Минсельхозе КНР в качествах замдиректора Китайского научного чайного сообщества, а затем его почетного директора. Еще более двадцати лет У Цзюэнун оказывал помощь в работе чайной индустрии Китая, решительно принимал участие в национальной и политической жизни.

У Цзюэнун, будучи в возрасте 80 лет, все еще активно принимал участие в исследованиях в чайной индустрии и научной деятельности, консультировал по вопросам развития важных чаепроизводящих регионов на юге страны, уделял внимание повышению качества чайного листа. Он до последнего писал научные работы, всевозможными способами он вносил предложения по улучшению и увеличению сбыта чая за пределы Китая.

Вклад У Цзюэнуна в развитие чайной индустрии и чайной культуры Китая невозможно переоценить. Еще во время школьного обучения он знал, что Китай имеет долгую историю чаепроизводства. Но из-за империалистической агрессии и коррупции в правительстве старого Китая чайная индустрия была приведена в упадок и задыхалась под бременем кредитов. У Цзюэнуну удалось заложить основы современной чайной промышленности Китая, восстановить производство и превратить Китай в главного мирового экспортера чая.

Автор: Лукьянов Л.Е.
Источник: https://vk.com/teahouse_nsk


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.