Китайская чайная церемония

Когда разговор заходит о Китае, первая ассоциация, которая приходит на ум — это чай. Действительно употребление данного напитка является не только приятным время препровождением, как за повседневным, так и за праздничным столом, но и неотъемлемой частью китайской культуры, всех официальных и традиционных мероприятий и церемоний. К тому же чай является традиционным напитком и употребляется каждый день. По мнению Б. Виногродского чай — это совершенно уникальная, живая сущность, символический центр, вокруг которого создается среда для общения, для взаимопроникновения культур [1].

Китайцы не только подарили миру название чая и научили человечество употреблять чай как напиток, но и открыли само чайное растение — чайный куст, впервые упомянув о нем почти 4700 лет назад.

Данная тема является актуальной, так как знакомство с историей возникновения одного из основных элементов китайской культуры помогает приблизиться и к самой культуре в целом. Знакомство с обычаями и традициями подразумевает духовное сближение людей разных национальностей. Помимо этого китайский язык играет немалую роль в культуре страны, поэтому знакомство с основными традициями помогает лучше понять и сам язык, что немало важно для тех людей, кто заинтересован в его изучении. Поскольку в России нет такого понятия как чайная церемония, мы рассмотрим, как зародилась эта традиция и как проводится данное мероприятие [2].

Философия китайской чайной церемонии заключается в возможности остановиться, прислушаться к себе, прочувствовать всю глубину чайного вкуса и живительную силу его аромата, а также растворить свои мысли в плавных, медитативных движениях ведущего. В нашей статье мы рассмотрим происхождение чая, какие виды чая являются самыми распространенными в Китае, какими целебными свойствами он обладает и как применяется в медицине, какие особенности существуют в процессе проведения чайной церемонии, и откуда берет начало эта традиция.

Первые упоминания о чае относятся к периоду 4800-летней давности. А открытие чая приписывают одной из центральных фигур китайской мифологии, божественному предку китайской нации ШэньНуну. «Шэньнун» в переводе означает «Божественный Землепашец». Этот культурный герой китайской нации, по преданию, научил китайцев пахать землю, сажать злаки, выращивать полезные и лекарственные растения, и многому другому. ШеньНун имел голову быка и тело человека, а живот у него был из прозрачного нефрита. Существует легенда, что ШэньНун бродил по Китаю, изучая травы, чтобы отделить ядовитые от лекарственных, и тем самым помочь людям лечить болезни. Действие трав он испытывал на себе, наблюдая при этом за воздействием съеденной травы сквозь свой прозрачный живот. По одной из версий легенды, однажды он попробовал очередное незнакомое растение и сильно отравился. Почувствовав себя плохо, он лег на землю под неизвестным ему кустом и закрыл глаза. Внезапно с листьев этого куста скатилась росинка. Проглотив росинку, ШэньНун почувствовал облегчение и прилив бодрости. С тех пор ШэньНун всегда брал с собой листья этого куста, используя их как противоядие. Так, ШэньНун научил древних китайцев употреблять чай как лекарство. Есть также мнение, что чай первоначально использовался как ритуальное растение [1, с. 6].

В Древнем Китае чай пили только богатые люди. А вот когда точно чай из лекарства превратился в повседневный напиток, не знает никто. Историки чаще всего упоминают 1 в. до н. э., период правления династии Хань (207 до н. э. — 220 н. э.). В то время мода на чай уже широко распространилась, и чай можно было купить на рынке.

Позже, во время правления династии Тан (618–907) чайное искусство развивалось очень быстро, и появились новые технологии выращивания и обработки чайного листа. Появилось множество произведений, посвящённых чаю — песни, стихи, рисунки… К этому же периоду относится и первое систематическое описание чайной культуры и традиций Китая. Это знаменитый «Трактат о чае», написанный в VIII в. известным поэтом танской династии Лу Юем. В книге приводится полное описание известных на тот период сортов чая, способов приготовления напитка, обычаев, связанных с чайной культурой в разных провинциях, а также описание воды из разных источников. Лу Юя до сих пор почитают в Китае как Божество чая — Ча-шэнь, во многих китайских чайных на видном месте можно увидеть статуэтку Лу Юя с чашкой чая в руках.

В Россию чай проник по Великому шелковому пути. В 1567 году казаки преподнесли царю в качестве подарка баночку душистого чая. Но по- настоящему чай начали ценить и пить в 19 веке, заваривая его в знаменитых самоварах [3].

Существует много различных подходов к классификации поистине огромного количества различных сортов чая. Наиболее распространенный — классификация по степени ферментации, сложного биохимического процесса, происходящего под воздействием температуры, влаги, солнечного света, механического воздействия кислорода, и ферментов, и времени. Совокупность этих параметров и определяет особенности и скорость процесса. Можно выделить медленный и ускоренный способ ферментации.

Еще до того как чай стал широко использоваться в повседневной жизни, было известно о его целебных свойствах и он применялся в медицине. Чай и сейчас является одним из уникальных растений, несущим в себе огромный спектр различных веществ, оказывающих при правильном употреблении благоприятное действие на организм человека. Во-первых, чай является мочегонным напитком и удаляет поверхностные опухоли, выводит яды и алкоголь. К тому же, выпитый за 20 минут до еды чай улучшает аппетит и пищеварение, регулирует метаболизм жиров и при этом не имеет побочных эффектов. Во-вторых, устраняет сонливость, взбадривает дух, снимает усталость. Чай так же способствует укреплению сухожилий и костей, образованию крови, поддерживает функцию щитовидной железы.

Зеленый чай восстанавливает функции щитовидной железы и помогает организму противостоять радиоактивному облучению. Восстанавливает кроветворную деятельность организма, то есть способствует повышению количества белых клеток в крови, и, следовательно, повышает иммунитет организма. Помогает организму противостоять возникновению раковых клеток в после радиации [1, с.17].

В Китае чай — не просто напиток, утоляющий жажду, он является так же частью такого важного традиционного мероприятия, как чайная церемония, то есть специфическая ритуализованная форма совместного чаепития, созданная в Китае и по настоящее время культивируемая в этой стране. Искусство чаепития и чайной церемонии — основа китайской культуры чая. Понятие «искусство» включает в себя технику и художественную сторону процесса приготовления и дегустации чая, в то время как понятие «церемония» относится к атмосфере, в которой происходит этот процесс.

Понятие «чай как искусство» означает, что процесс возделывания, сбора, приготовления и отбора чая следует считать эстетическим наслаждением, таким же, какое мы испытываем, читая прекрасные стихи или слушая великолепную музыку. Для китайцев чай является воплощением духа Вселенной. Когда чай попадает в ваш организм, вас наполняет энергия солнца, луны и земли и всех чудес света. Именно поэтому все знаменитые знатоки культуры китайского чая либо сами умеют выращивать, собирать и готовить чай, либо досконально изучили опыт производства чая [4].

Сам процесс чаепития представляет целую церемонию, где необходимо соблюдать определенный порядок в заваривании чая. Основная цель чайной церемонии — раскрыть аромат и вкус чая, а здесь спешка ни к чему. Спокойное состояние духа — непременное условие церемонии. Маленькая изящная посуда, замысловатые предметы чайной утвари, тихая музыка создают особую атмосферу церемонии.

Способов употребления данного напитка существует множество. На сегодняшний день чай часто пьют большими чашками (по 200 мл) как в русскоговорящих странах, поскольку такой объем может утолить жажду, или совсем маленькими чашками, делая при этом маленькие глоточки. В древние времена чай пили ложками, что давало возможность не только почувствовать вкус и аромат чая, но и получать удовольствие от самого процесса чаепития.

Для приготовления на чайной церемонии в большинстве случаев используется улун. Данный чай, часто называют чаем «черного дракона» или «императором чайного мира», что связано в первую очередь со способом его приготовления и плантациями, на которых он выращен. Его пьют только на праздничных чаепитиях. Данный чай относится к бирюзовым чаям, что означает, что по крепости он уступает черному чаю, но все же, более «сильный», чем зеленый.

Старая китайская пословица гласит: «Чтобы хорошо выполнить работу, нужно иметь хорошие инструменты» [5]. Это относится как к простому ремеслу, так и к творчеству. Как любой материальный объект, искусство имеет духовное и художественное начало, поэтому чайные приборы должны быть не просто удобны в использовании, радовать взор формой и сочетанием цветов, а также служить источником эстетического наслаждения.

Лу Юй разработал 24 чайных прибора, которые описал в своем «Каноне чая», это такие приборы как бамбуковая корзина, печь или очаг, инструменты для раскаливания огня и так далее [2].

В Китае принято выражать свое почтение к старшим, предложением чашки чая. Старших родственников приглашают на чашку чаю в ресторан и платят за них — это традиционное китайское занятие в выходные. Раньше чай подавали люди, занимающие менее высокую ступень и социальный статус. Сейчас в Китае можно видеть, что родители иногда подают чай детям, или начальник может налить чай своим подчинённым. Но на официальных мероприятиях более высокопоставленный участник никогда не подаст вам чай.

Дети, заведя семью или уехав работать, редко навещают своих родителей и поэтому совместные чаепития в ресторанах — это важная часть встречи с семьей. В воскресенье китайские рестораны переполнены посетителями, особенно в дни праздников. Семейные ценности имеют важное значение в Китае.

В традициях Китая принято, извиняясь, наливать чашку чая человеку, у которого просишь прощения. Это означает искреннее раскаяние и покорность.

В свадебных традициях Китая в знак уважения жених и невеста подают чай своим родителям, опустившись на колени, говорят слова благодарности. Родители выпивают чай и вручают молодоженам красный конверт, который символизирует удачу [6].

Чайная церемония в день свадьбы служит и как способ знакомства семей жениха и невесты. Китайские семьи зачастую очень многочисленны, поэтому не все смогут познакомиться на свадьбе. Такое могло случиться в древности, когда у отца семейства было несколько жён.

Изучив данный материал, можно сделать вывод, что чай в Китае — это не просто вкусный напиток. Он является одним из тех предметов, которые составляют значительную часть культуры и традиций страны. Почти ни один день у китайцев не обходится без распития чая, который обладает к тому же и целебными свойствами и изначально использовался в качестве лекарства. Чайная церемонияможно сказать, мероприятие сродни медитации, только инструментом расслабления в ней служит не дыхание, а божественный вкус элитного чая. Через процесс чайной церемонии можно постигнуть складывавшиеся веками знания и сблизиться с духом чужой страны, прийти к лучшему пониманию людей, общественной жизни, а опираясь на традиции пройти сквозь сердце нации, которое бьется в самом центре китайской культуры.

Литература:

  • 1. «Путь чая» Б. Виногродский, Москва «Гермитаж-Пресс», 2004 г.
  • 2. Тихонова Е. В. Компоненты устного билингвального дискурса (на материале китайского языка) // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1443–1446.
  • 3. «Китайское искусство чаепития»Ван Лин «Центрполиграф» Москва; 2003 г.
  • 4. «Чайный канон» Лу Юй, переводчик Б. Армандас, 2004–2005 г.
  • 5. Tikhonova E. V., Tereshkova N. S. Information and Communication Technologies in the Teaching of Interpreting // Procedia — Social and Behavioral Sciences. 2014. Т. 154. С. 534–538.
  • 6. Шепотько А. В. Чайная церемония в Китае // Соизучение языков и культур. Лингвистическое (языковое) образование в вузе.
  • 7. URL: http://econf.rae.ru/article/4627 (дата обращения: 15.09.2015).

Авторы: Кочетова Маргарита Александровна, Пищальникова Регина Алексеевна, Терешкова Надежда Сергеевна
Опубликовано в Молодой учёный №19 (99) октябрь-1 2015 г.
Дата публикации: 05.10.2015

Библиографическое описание:
Кочетова М. А., Пищальникова Р. А., Терешкова Н. С. Китайская чайная церемония // Молодой ученый. — 2015. — №19. — С. 97-99. — URL https://moluch.ru/archive/99/22347/ (дата обращения: 27.02.2019).


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.