Юньнаньский брат полковника из Кентукки. Немного об истории бренда Ча Шу Ван

В России редко можно услышать что-то хорошее о Макдональдсе, Бургер Кинге или KFC. К брендам фаст-фуда положено относиться с презрением, даже если вы их клиент. А уж представить, что производители высококачественного чая рассматривают их как пример для подражания – и вовсе невозможно: с точки зрения типичного российского адепта чайной культуры, это вещи несовместимые, противоположные.

А вот в китайских статьях о чайном, в частности, пуэрном производстве, о Макдональдсе, Бургер Кинге и т.п. упоминают нередко, и притом с неизменным уважением. Умение создавать мощные, популярные бренды привлекает внимание китайских чаеводов и вызывает у них чувства типа «эх, вот могут же люди, нам бы так!»

Недавно мне встретилась старая – аж 2007 года – статья, озаглавленная «Юньнаньский Ча Шу Ван с огромной скоростью создаёт «пуэрный KFC»». Но речь в ней, конечно, идёт не о сети предприятий быстрого питания, не о замене колы на пуэр и не о секретном рецепте из одиннадцати трав и специй.

Цай Фулян (蔡辅亮), основатель и владелец бренда Ча Шу Ван (茶树王 – «Король чайных деревьев»), родом из провинции Чжэцзян. В возрасте 15 лет он покинул родные края и отправился вслед за своим наставником на Тибет, где зарабатывал торговлей мебелью и испытал немало жизненных трудностей. В статье использована идиома «фэн шуан юй сюэ» (风霜雨雪) – дословно «ветер, мороз, дождь и снег», это почти как наши огонь, вода и медные трубы, только без медных труб. В 19 лет он осел в Юньнани и занялся производством электроприборов, начав практически с нуля, и за десяток лет его электротехнический бизнес вырос до крупного.

Трудно жить в Сишуаньбаньна и не проникнуться любовью к пуэру, тем более что Цай чувствовал, что у юньнаньского чая есть огромный коммерческий потенциал, и рынок пуэра будет продолжать расти. В течение ряда лет он посетил множество чайных плантаций и фабрик округа и долго обдумывал свои шаги. Наконец, осенью 2006 года он решил вложить 20 миллионов юаней в покупку участка земли в Мэнхае и строительство чайной фабрики, которое началось в декабре.

И дальше события развиваются с головокружительной скоростью — уже в июле 2007 года фабрика Цая выпускает партию продукции, хотя обычно на то, чтобы завод начал работать, требуется не меньше года. За полгода трудно даже просто пройти через все юридические формальности, однако для Цая сроки регистрации его компании и сертификации продукции были сокращены – качество его чая говорило само за себя. Ещё до окончания строительства фабрики он купил 200 тонн маоча и сделал превосходный шу пуэр, удостоенный награды на саммите Пуэрного стратегического альянса (首界中国普洱茶战略联盟论坛峰会) в апреле 2007 г.

Первоначально компания Цая получила благозвучное название Чанжуй (西双版纳昌瑞茶业有限公司), представляющее собой сокращённую запись выражения «чан шэн сянь жуй» (昌盛、祥瑞); чаншэн – процветание, сяньжуй – доброе предзнаменование. Уже были вложены деньги в рекламную компанию, заказаны буклеты, билборды, фирменная упаковка, но Цая не покидало ощущение, что тут что-то неправильно. И он принял решение обратиться к Фану Ичжи.

Фан Ичжи (方一知) – известный бренд-гид, консультант, не являющийся производителем чая, но помогающий владельцам чайных компаний разрабатывать и продвигать бренды – в Китае людей такого рода называют вайнао (外脑), «внешние мозги». Фан воспринимает себя как переводчика, который помогает производителям чая найти общий язык с потребителями. В общем, он – нечто вроде стилиста, создающего уникальный, но соответствующий модным тенденциям образ, служащий и для самовыражения, и для достижения успеха. В частности, он принимал участие в создании бренда Ипинтан.

Оказалось, однако, что связаться с Фаном Ичжи не так-то просто. Несмотря на обилие сведений, его контакты в сети отсутствовали. Потребовалось время, чтобы отыскать людей, лично знакомых с Фаном-лаоши, но они лишь подтвердили, что связаться с ним почти невозможно. Цаю начало казаться, что он идёт по следу призрака, и он почти отчаялся.

Но удача сопутствует решительным. Случайность это или воля судьбы, но в начале апреля Фан-лаоши, сопровождая приятеля, неожиданно оказался неподалёку от фабрики Цая. Узнав об этом, Цай со всех ног побежал к нему, плача от радости. Так состоялось их знакомство.

Чуть позже они встретились в отеле в Цзинхуне и провели там две ночи кряду за деловыми переговорами. Первым делом Фан Ичжи осведомился, сколько денег Цай намерен вложить в чайный бизнес. Узнав о 20 миллионах, Фан только покачал головой – по его мнению, для создания успешного бренда нужно было хотя бы в полтора раза больше, иначе и браться не стоит. Цай сказал на это, что свой первый бизнес он начинал, не имея вообще ничего, и что он будет делать чай, с какими бы трудностями ни пришлось столкнуться. Настойчивость и неукротимая решимость Цая тронули сердце Фана-лаоши, и он принялся за работу, даже не подняв вопрос о гонораре.

Именем, предложенным Фаном Ичжи, было словосочетание Ча Шу Ван – «Король Чайных Деревьев». Так называют самые старые и мощные деревья, растущие в лесах Юньнани. Это название однозначно ассоциируется с пуэром и несёт в себе дух жизненной силы и гармонии с природой. Однако выяснилось, что такая торговая марка уже зарегистрирована и принадлежит юньнаньскому производителю минеральной воды. Цай потратил два месяца на то, чтобы убедить его продать права на название. В конце концов, владелец торговой марки согласился с тем, что это имя больше подходит чаю, чем минералке.

Но настоящей новинкой стала разработка персонажа-маскота, олицетворяющего бренд Ча Шу Ван и пуэр в целом. Цай и Фан отталкивались от опыта KFC с его узнаваемым образом благообразного полковника Сандерса, серьёзно взирающего с логотипа компании. Но образ коренастого старичка, беззаботно потягивающего чай прямо из носика чайника, наполнен другими чувствами и смыслом. Зелёные волосы и борода символизируют густую чайную листву, левая рука с чайником похожа на сильную ветвь, а толстые ноги – на корни, черпающие силы из земли, и вся фигурка подобна крепкому, прямому древнему чайному дереву. В то же время, Ча Шу Ван явно похож на мудрого, невозмутимого даоса, с улыбкой встречающего невзгоды, не теряющего присутствия духа и не отступающего от своих намерений. В цветном и чёрно-белом виде он красуется на обложках продукции фабрики Цая; есть также фигурки из исинской глины.

Разумеется, Цай Фулян занимался не только внешними аспектами бизнеса. Качество чая Ча Шу Ван должно соответствовать гордому имени. Одним из принципов компании был отказ от экономии на сырье и готовность платить вдвое и втрое больше по сравнению с другими фабриками, если это потребуется для того, чтобы получить безупречный материал. Другая важная сторона дела – мастерская обработка сырья: директором производства стал многоопытный технолог Чэнь Чжанъюнь (陈章云).

Прошло больше десяти лет. Забавный старичок так и не стал общекитайским символом пуэра. Но фабрика Ча Шу Ван благополучно пережила кризис, разразившийся в пуэрной отрасли в 2007-2008 гг., и существует и поныне. Объёмы производства, правда, практически не выросли и составляют (согласно информации на официальном сайте компании) около 1500 тонн чая в год – но Цай всегда ставил качество и репутацию выше количества. Компания удостоена званий «Знаменитая торговая марка провинции Юньнань», «Знаменитый сельскохозяйственный бренд Юньнани» и «Ведущее предприятие округа Сишуаньбаньна»; имеется органический сертификат (北京中绿华夏有机食品 ). Продукция компании разделена на шесть серий: «Гу Шу Си Ле» (古树系列) – «Древние деревья», «Цяо Му Си Ле» (乔木系列) – «Прямоствольные деревья», «Чунь Ляо Си Ле» (纯料系列) – «Чистое сырьё», «Ванчжэ Пуэр Си Ле» (王者普洱系列) – «Королевский пуэр», «Ча Шу Ван Чангуй Си Ле» (茶树王常规系列) – «Установленный порядок» (или «общепринятые нормы») и «Ча Шу Ван Ци Цзы Бин Си Ле» (茶树王七子饼系列); общее число позиций в каталоге компании превышает 200.

Девизами компании остаются прежние «наследуем тысячелетнее качество» (千载品质,一脉传承) и «пить чай из чистого сырья и искать Короля Чайных Деревьев» (喝纯料茶,找茶树王), а на обложках чая Ча Шу Ван всё так же красуется несгибаемый, влюблённый в чай старичок.

Фан Ичжи и Цай Фулян. Согласитесь, сразу видно, кто тут именитый бренд-гид, а кто в пятнадцать лет убежал на Тибет.


Фан Ичжи


Ча Шу Ван и Цай Фулян.






Источники — http://yncsw.com/x_news.asp?id=23&action=view, http://blog.sina.com.cn/s/blog_4dd4c6120102xet0.html, https://baike.baidu.com/item/企业的.. и др.

7 февраля 2019 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.