Цзиндэчжэнь: что есть что. Очень краткий ликбез

Наверно, каждый любитель качественного чая слышал о цзиндэчжэньском фарфоре, но не все понимают, о чём речь. Есть люди, которые думают, что это какое-то предприятие, имя мастера и т.п.

Цзиндэчжэнь (景德镇) – городской округ на северо-востоке провинции Цзянси. По китайским меркам, это небольшой город, численность населения немногим более полутора миллионов человек. Мне трудно сказать точно, является ли он родиной фарфора, поскольку некоторые источники относят изобретение фарфора аж к ханьским временам (около 2000 лет назад). Но известно, что высококачественный фарфор здесь делали ещё в эпоху Сун (примерно 1000 лет назад), а начиная с эпохи Юань (XIII-XIV вв.) Цзиндэчжэнь занимает ведущее положение и по сей день считается фарфоровой столицей мира. Это выражение превратилось из почётного титула в нечто вроде общепринятого второго имени: например, если ввести в БКРС 瓷都 – цы ду, столица фарфора – то автопереводчик выдаст: Цзиндэчжэнь. В последние годы ежегодная добавленная стоимость цзиндэчжэньского фарфора составляет около 9 миллиардов юаней – больше 10% всего регионального ВВП. Чтобы вам легче было представить масштаб – это почти равно годовому бюджету Воронежской области (которая в полтора раза больше по численности населения и в десять раз – по площади).

Но, разумеется, дело не в объёмах, а в качестве. Фарфор фарфору рознь, и дорогой фарфор отличается от дешёвого и составом, и технологией производства, и прочностью, и внешним видом, и даже тем, как в нём раскрывается вкус и аромат чая – что лично для меня представляет наибольший интерес. Цзиндэчжэньские мастера всегда были ориентированы на производство высококачественного фарфора. О фарфоре из Цзиндэчжэнь говорят: «白如玉, 明如镜, 薄如纸, 声如磬» — «белый как нефрит, ясный как зеркало, тонкий как бумага, звонкий как гонг». Что не означает, конечно, что только цзиндэчжэньский фарфор заслуживает внимания, или что любой цзиндэчжэньский фарфор лучше любого фарфора из других регионов. Цзиндэчжэньский фарфор тоже разный – один и тот же завод может выпускать серии посуды с ценой в считанные десятки юаней за предмет и серии посуды, в которых один предмет стоит много тысяч юаней.

Малоопытные люди иногда считают, что чем фарфор тоньше, тем он лучше. Это, конечно, не так. Разумеется, качественный фарфор не так толст и груб, как копеечный фаянс из супермаркета, но хороший цзиндэчжэньский фарфор далеко не всегда тонок, а тонкий фарфор далеко не всегда хорош. Высококачественный фарфор отличается от дешёвого множеством свойств – плотностью, прочностью, прозрачностью, текстурой, блеском, звуком при ударе и т.д. Чтобы подробно разбирать каждый признак, нужно быть более компетентным человеком, чем я. Но если некоторое время повозиться с простой дешёвой посудой, потом с посудой поприличнее, а потом снова с дешёвой, то возникает ясная картина. «Посмотрел и потрогал – и понял».

Ещё в рунете можно встретить глупости о том, какой цвет росписи может быть на качественном фарфоре, а какой – нет. Традиционная гамма – сине-белая, и у этого есть простая причина. В древности была широко распространена подглазурная роспись, которая наносится на изделие, прошедшее первичный обжиг при сравнительно невысокой температуре, затем оно покрывается прозрачной глазуью и обжигается окончательно. Далеко не все краски переносят температуру выше 1300 °С, а синяя кобальтовая – переносит, вот поэтому она так часто использовалась. Но есть и надглазурная роспись, при которой краски наносятся на полностью обожжённый фарфор, и такие краски могут быть практически любого цвета. И хотя рисунки в синей гамме до сих пор преобладают, это в большей степени дань классической эстетике. И они тоже могут быть надглазурными.

Ручная роспись сама по себе не является однозначным признаком высокого качества изделия – вручную расписать можно и низкокачественный фарфор. Но солидные заводы, как правило, сохраняют традиции ручной росписи. Однако это отдельная тема, на ней я остановлюсь в другой раз.

Как нетрудно понять, предприятий, производящих фарфоровую посуду, в Цзиндэчжэне множество. В их названиях и в названиях их торговых марок топоним «Цзиндэчжэнь» может фигурировать, а может и нет. Среди них есть крупные и мелкие, имеющие древнюю историю и совсем молодые, сочетающие традиционные художественные и технологические приёмы с оригинальными. В качестве примера можно привести компанию «Цзиндэ Цы Е» (京德瓷业有限公司) – «Фарфоровое производство Цзиндэ», с посудой от которой мы работаем в этом году. Она основана в 2001 году, но уже успела получить ряд высоких наград на выставках разного калибра (ниже на четвёртом и пятом на фото – наборы посуды, удостоенные премий). Компания выпускает продукцию под брендом «Цзиндэ Ча Ци» (京德茶器) – «Чайная утварь Цзиндэ» (логотип на первом фото), но у неё есть разные серии с разными торговыми марками: «Цзиндэ Чжэньцан» (京德珍藏) – «Сокровища Цзиндэ», «Цзиндэ Цзю Цзы Куань» (京德九字款), «Цзиндэ» (京德), «Гуй Хэ Сян» (贵和祥) – «Богатство и счастье», «Цзиндэ Яо» (京德窑) – «Керамика Цзиндэ». Серия «Цзиндэ», например, в основном попроще, «Гуй Хэ Сян» — посолиднее. Зарегистрированные торговые знаки и соответствующие печати на дне посуды можно посмотреть ниже на втором и третьем фото, но надо иметь в виду, что у них нет единственно правильного начертания, 京德 может быть написано и синим, и красным, и более размашисто, и менее; неизвестно также, насколько эти бренды защищены в действительности.

Логотип «Цзиндэ Ча Ци».


Торговые марки, принадлежащие компании «Цзиндэ Цы Е» : «Цзиндэ Чжэньцан» (京德珍藏) и «Цзиндэ Цзю Цзы Куань» (京德九字款).


Торговые марки, принадлежащие компании «Цзиндэ Цы Е» : «Цзиндэ» (京德), «Гуй Хэ Сян» (贵和祥) и «Цзиндэ Яо» (京德窑).








Источники — https://baike.baidu.com/item/京德茶.., http://www.sohu.com/a/233166011_99997987 и др.

29 ноября 2018 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.