Капитан Очевидность о возрасте чая и цене на чай

Традиционно (для этой серии постов) прошу прощения за то, что буду сейчас излагать общеизвестные вещи. Однако в последнее время говорить на эти темы мне пришлось несколько раз подряд с несколькими людьми. Мне это надоело, и я хочу сказать это в последний раз, для всех сразу, и потом просто давать ссылку на этот пост.

1. Ординарный, типовой старый чай не является редкостью и не имеет какой-то исключительной ценности. Такие мысли и разговоры оставьте для людей, торгующих дешёвым «эксклюзивным» чаем для малограмотной невзыскательной публики: «А почему этот шу пуэр дороже, чем тот?» — «Тот пятилетний, а этот десятилетний». Найти двадцати-тридцатилетние шу, шэны, хэйча не составляет никакого труда, их полно, но в большинстве случаев они не представляют собой чего-то выдающегося. Сравнительно реже встречаются выдержанные улуны и белые чаи, они, конечно, составляют лишь небольшой процент всех улунов и белых чаёв на рынке, но и они не бог весть какая редкость. Чая 1970-х, 1960-х годов и более старого, естественно, немного, но и такой чай можно попробовать, не будучи ни миллионером, ни членом тайного чайного общества, принятым в него после десятилетий послушничества.

По-настоящему ценными являются старые чаи, имеющие выдающиеся достоинства или уникальные особенности. Они могут быть знаменитыми, могут быть точно описаны, внесены в каталоги, могут продаваться на аукционах за суммы с изрядным количеством нолей – при том, что другой чай того же возраста никому особо не интересен. В какой-то мере это похоже на мир антиквариата, живописи и т.д. Но всё это имеет мало отношения к такому недорогому чаю, которым занимаемся, например, мы.

Если же вернуться к недорогому чаю, в интервале 1 000-30 000 руб/100г в российской рознице, то удивление — «неужели двадцатилетний чай может так дёшево стоить?!» — неуместно. Может.

2. В то же время, надо понимать, что возраст чая часто завышается, порой в разы, это общее место, и не надо принимать указанный в прайсе или на ценнике год за чистую монету. Чаёв, происхождение и жизненный путь которых можно точно проследить, немного. Точно узнать возраст выдержанного рассыпного чая в большинстве случаев нереально, его можно только приблизительно оценить. Ситуация с прессованным чаем, на обложке которого не проставлена дата производства, немногим лучше – ещё 15 лет назад информации на обложках было минимум, а дизайн обложек был типовым, определять, что перед тобой за блин, приходится по деталям – например, по типографским дефектам – и актуально это для знаменитых, каталожных чаёв.

Для не знаменитых же чаёв возраст, заявленный китайским продавцом, нередко играет роль артикула, идентификатора, позволяющего отличить одну товарную позицию от другой, и не более того. Распространённая ситуация: в магазине есть один шэн 2000 года, один шэн 2001 года, один шэн 2002 года, и т.д. Годы тупо проставлены так, чтобы они не повторялись, и это вовсе не значит, что чай, на ценнике которого стоит «02年中茶», в самом деле сделан в 2002 году. Он может быть и старше, но, скорее всего, несколько моложе.

Но мы не меняем эти обозначения самовольно – на каком, спрашивается, основании? Если каждый посредник станет переиначивать название, возраст чая и т.д., как ему вздумается, хаос только усилится. Если заявленный возраст явно в корне расходится с реальностью, мы можем написать более размыто – «1990-е», «2000-е» — или вообще убрать возраст. Но чаще всего мы оставляем ту дату, с которой чай фигурирует у поставщика, понимая при этом, что она вполне может не соответствовать действительности – и всех призываем это понимать.

3. Цена чая зависит от его возраста, но возраст – не единственный и не самый важный из факторов, влияющих на цену. Полным-полно дорогих молодых шэнов и дешёвых старых. Типичные старые «лекарственные» яньча вообще не очень дороги. Важно качество чая, а качество чая опредяется качеством его сырья, качеством обработки и качеством хранения.

Зависимость цены чая от возраста имеет разный характер для разных видов чая – разные чаи дорожают при хранении с разной скоростью. В целом, можно сказать, что высококлассный чай из приличного сырья дорожает быстро, а простой, посредственный чай – медленно.

Например, Мэнку Манбо 2007 года – всем известный «адидас» — и сейчас ещё можно найти в Гуанчжоу по 100 юаней за блин. Это дороже, чем свежий чай аналогичного уровня, но совсем ненамного — раза в полтора, от силы в два. Если же взять шэны из проекта «Клуб пуэрных снобов», то есть чай из чистого сырья с деревьев известных локаций, то можно увидеть, что чай, например, 2009 года будет вдвое-втрое дороже, чем чай сопоставимого качества 2013 г.

Ещё более яркий пример: фудинские Бай Хао Инь Чжэнь уже через 3-4 года выдержки становятся вдвое дороже свежих. В то же время пятилетние Шоу Мэй в среднем практически не отличаются от свежих по цене.

Неверно убеждение, что хранят только высококлассный, заслуживающий внимания чай. Как раз наоборот, высококлассный чай быстро раскупается, выпивается, расходится по коллекциям и уходит из свободной продажи. На примере «Клуба пуэрных снобов» это хорошо видно: найти шэны требуемого уровня старше нескольких лет было очень трудно, и не только потому, что слишком дорого – их просто мало. Ординарные старые шу и хэйча не потому лежат 20-30 лет, что их берегут, а потому, что они не представляют особого интереса ни в каком возрасте.

4. Цена чая зависит от его качества, но эта зависимость также не является прямой, на цену влияет множество разных факторов, и розничная цена чая не может служить надёжным показателем того, насколько чай хорош или плох. Судить по ней – очень опрометчиво.

Особенно на таком несформированном рынке, как российский, где цены на один и тот же чай – не разные экземпляры одного и того же сорта чая, а на один и тот же конкретный блин – могут отличаться в десятки раз, и это не преувеличение: я видел, например, как простейший ванхунъяновский «Мэнку Юнь» 2010 года, красная цена которому – 1500 руб. за блин, продавали за 25000 как «коллекционный шэн пуэр». Синхайский «Е Сян Гу» 2003 года можно встретить в интервале от 1500 до 9000 с лишним рублей за блин, и я пробовал и тот, что за 1500, и тот, что за 9000 – они идентичны.

Так что когда вы видите в российском магазине за 1000 руб. чай, который привыкли видеть в других магазинах по 2000-3000 руб., это ещё не значит, что с этим чаем что-то не так. Может быть, в этом магазине просто человеческая наценка, а не 300-400%, как у большинства. Разница в два-три раза у разных продавцов – нормальное явление и не говорит вообще ни о чём (поскольку нам неизвестны причины), и уж точно не говорит о качестве чая.

Но не следует думать, что в России бардак, а вот в Китае всё разумно и справедливо, и цена всегда соответствует объективным достоинствам чая. Нет. Определённости там, конечно, больше, но есть мода, есть рыночная конъюнктура и т.д.; цена определяется балансом спроса и предложения, а спрос слабо связан с качеством чая. Тэнчунский высокогорный улун и аньсийская Те Гуаньинь с равной ценой несопоставимы по качеству, их просто невозможно сравнивать. Но существование тэнчунских улунов ничем не угрожает сверхдоходам аньсийцев и не вынудит их в десять раз снизить цены на Те Гуаньинь или повысить качество. Пока такую Те Гуаньинь, как сейчас, можно продать по такой цене, как сейчас, ничего не изменится.

Были времена, когда шэны со старых деревьев из Лао Бань Чжана значительно превосходили по цене любые другие. Потом настали времена, когда аналогичные шэны из Биндао и Сигуя сравнялись с ними по цене. Что – они вдруг стали лучше? Или LBZ стал хуже? Вовсе нет. Изменились их рыночные «курсы».

Таким образом, ориентироваться на цену можно только внутри одной узкой группы чаёв (да и то я не советовал бы). А делать предположения о качестве улуна по цене Х, исходя из качества пуэра по цене Х – в высшей степени глупо.

5. Объективное качество чая и субъективное удовольствие от него – разные вещи. Бывает так, что простенький недорогой чаёк дарит массу наслаждения; бывает так, что классный крутой чай оставляет равнодушным или решительно не нравится; во втором случае бывает так, что крутизна его понятна и очевидна, но вот «не моё», и всё тут, но бывает и так, что вы в упор не понимаете, что в нём хорошего, и почему он дорог. Всё это – совершенно нормально.

Человек, работающий с чаем профессионально (например, торгующий чаем), обязан уметь оценивать качество чая объективно и исходить из этой оценки, а личные «понравилось/не понравилось», «зашло/не зашло» оставлять на втором плане.

Любителю чая незачем подражать этому профессиональному подходу, он имеет полное право на первое место ставить своё личное удовольствие. Если он хочет со временем стать знатоком чая, ему стоит соотносить свой опыт с теоретической информацией о чае: с его возрастом, ценой, сырьём, локацией, производителем и так далее. Но не стоит уже на первых порах ограничивать и направлять свой опыт, руководствуясь чем-то умозрительным и пытаясь выбирать чай по цене или возрасту. Лучше пить побольше разного чая, анализировать и запоминать свои впечатления, и постепенно станет ясно, какой чай сколько стоит, какое значение имеет возраст, и всё прочее.

15 ноября 2018 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.