В Сахалинском областном краеведческом музее открылась выставка «Чайная традиция и современность»

Чайное товарищество состоялось на паях с Кяхтинским краеведческим музеем имени Владимира Обручева. Первую экскурсию по выставке провела заместитель директора музея Лилия Цыденова, после знакомства с которой захотелось бросить все и срочно уехать в Кяхту. Чаю попить. Потому как история Кяхты — пример фантастической российской предпринимательской энергии, загасить которую уже не дают музейщики.

Несмотря на то, что маленький (сегодня 20 тысяч населения), находится на задворках империи, на русско-монгольской границе, а городок на миллион. Точнее, 30 миллионов рублей — таков был ежегодный торговый оборот Кяхты в XIX веке. Кяхту (он же Троицкосавск, «пырейное место», «песчаная Венеция» и Забалуй-городок) основал петровский дипломат и негоциант Савва Рагузинский. Он подписал Буринский договор 1727 года, давший импульс развитию дипломатических и торговых отношений России с Поднебесной. А караваны, шедшие через Кяхту, утвердили ее в статусе чайной столицы России. Ведь Кяхта ухитрилась всю страну «подсадить» на чай. На выставке есть карта-картина в технике батик, по которой можно отследить Великий чайный путь длиной почти 10 тысяч километров — из китайского Ханькоу вплоть до Лейпцига.

Чай был самым дорогим китайским товаром, и пока добирался до Нижегородской ярмарки, возрастал в цене вдвое. Проще было купить лошадь, чем чай. В зависимости от чая устанавливались цены на остальные товары. Кстати, до 1855 года торговля была исключительно меновой, и торговали на глазок. За два пакета чая давали одного соболя, но что это были за пакеты и сколько в них было чая, сегодня неизвестно, возможно, «после такой сделки русские и китайские купцы долго и с сочувствием смотрели друг другу вслед, думая, какие они глупые, эти китайцы (русские)…».

Это дорогое удовольствие российского общества изрядно приподняло город, в котором на 9 тысяч тогдашнего населения были открыты 10 учебных заведений. От употребления ли напитка или по каким другим причинам, но коммерческое сословие Кяхты отличалось большой социальной ответственностью и, соответственно, размахом благотворительности. В 40 усадьбах Кяхты жили 20 миллионеров. При этом купцы не просаживали деньги в казино и на яхты, но вкладывали в культуру — оркестры, библиотеки, парижские моды для дам, тот же краеведческий музей основали в 1890 году. В его фондах сегодня хранится около ста сортов чая. Говорят, что некоторые, несмотря на почтенный возраст, вполне употребимы.

Наконец-то на выставке удалось увидеть пресловутые «головку» и кирпич чая образца XIX века, о которых упоминают в исторических романах. Формовать чай ушлые купцы стали потому, что пошлина на чай россыпью была гораздо выше. Но, как говорится, «против лома есть приема». Прессованный чай и сейчас не менее популярен. По случаю наступления Года собаки китайские партнеры сделали для музея плитку чая с симпатичным символом.

Чаеторговля способствовала как притоку в Россию изысканных китайских изделий из лака, перегородчатой эмали, так и развитию отечественного фарфорового производства. Нарядные жестянки из-под чая бережно хранились в каждом буфете. А еще чай породил специальную терминологию (цыбик — деревянная коробочка для чая) и профессии: совошники, которые проверяли чай совком, ширильщики, зашивавшие ящики с чаем в кожаные мешки мехом вовнутрь.

Был у чая и собственный фотолетописец — революционер-народник Николай Чарушин. Отбыв каторгу по «процессу 193-х», переехал в город, основал фотостудию. Его фотографии дотошно зафиксировали этапы чайного производства, ажиотаж на пунктах приема товара, экзотику и типажи дореволюционной Кяхты. Заодно Чарушин приложил силы к расцвету народного просвещения и науки, участвовал в создании местного отделения Русского Географического общества.

Есть у Кяхты и перекрестья с Сахалином. Имею в виду не только увлеченность чаепитием, но и меха, использовавшиеся для меновой торговли. И уроженца Забайкалья, основателя Тихменевского поста штабс-капитана Алексея Шишмарева, памятник которому установлен в сквере у областной научной библиотеки. А брат фотографа Чарушина Иван, отец известного советского иллюстратора детских книг, служил в 1890-1893 годах инженером-архитектором на Сахалине.

— История чайного пути способствовала освоению других территорий, развитию промыслов, взаимопроникновению культур и традиций. Не случайно Кяхту за разноязычие называли миниатюрным Вавилоном, — подчеркнула Лилия Цыденова.

Ритуальный шелковый шарф хадак, один из буддистских символов дружбы и благопожелания, вручили гостье земляки из сахалинского бурятского общества «Байкал». А другой хадак она передала директору областного краеведческого музея Юрию Алину. Чайный проект стал второй и очень увлекательной совместной акцией сахалинцев с музеем из Кяхты. Кяхтинцам, собравшим в своих фондах более 120 тысяч предметов, есть что показать и рассказать — например, историю российских географических открытий в Центральной Азии, связанную с именами Пржевальского, Певцова, Цыбикова, Обручева.















24 марта 2018 г.
Марина Ильина
Источник: https://sakhalin.info


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.