Полвека гуандунского пуэра: Гуан Юнь Гун Бин

В 1949 году, после нескольких десятилетий революций и войн, молодая Китайская Народная Республика приступила к восстановлению народного хозяйства. В этот период трудно переоценить значение внешней торговли и средств, которые она приносила, а одной из важных статей экспорта для Китая был чай. В 1952 году был создан Гуандунский филиал Китайской чайной компании (中国茶叶公司广东分公司). Позже он будет переименован в Гуандунскую чайную импортно-экспортную компанию (с 1970 г. — 中国土产畜产广东茶叶进出口公司, а с 2005 — 广东茶叶进出口有限公司).

Гуандун издавна был (и остаётся по сей день) важнейшим центром внешней торговли. Одним из её направлений был экспорт в Гонконг, Макао, на Тайвань и в страны Юго-Восточной Азии выдержанного юньнаньского чая, на который давно сформировался устойчивый спрос; местное население также любило старый чай за его особенный вкус и мягкое воздействие. Однако события первой половины XX века пагубно сказались на чайном производстве и торговле, и к 1950-м возник дефицит качественного выдержанного чая.

В то же время, в гуандунских деревнях был в ходу народный способ обработки чайного листа, позволявший ускорить созревание чая и быстро сделать его вкус более плотным и мягким. Для этого высушенный на солнце зелёный чай, то есть шайцин, смачивали водой и выдерживали в кучах до его потемнения и развития специфических видов плесневых грибов, после чего просушивали на огне. Такой чай назывался «дедушкиным чаем», «стариковским чаем» или просто «старым чаем» («伯公茶», «老人茶», «老茶»).

В середине 1950-х Гуандунская чайная компания провела эксперименты по адаптации этих народных приёмов к юньнаньскому сырью и к 1957 году разработала заводскую технологию производства искусственно состаренного чая. В 1958 году началось его массовое производство и экспорт. Такой чай прессовался в блины и получил название Гуан Юнь Гун Бин (广云贡饼) — «Гуандунско-юньнаньский податный блин», иероглиф «广» взят из названия провинции Гуандун, а «云» — из Юньнани. По одним данным, в это время Гуан Юнь Гун Бин Ча производился из чистого юньнаньского сырья, в других источниках указывается, что оно смешивалось с местным, гуандунским, и что характер и пропорции составляющих – важная часть рецептуры этого чая.

На протяжении следующих 15 лет объёмы производства неуклонно росли. Гуандунская чайная компания построила около десятка фабрик по переработке чайного листа. Но успех Гуан Юнь Гун Бин Ча предопределил интерес к нему со стороны юньнаньцев, и в начале 1970-х изучать технологию «подмоченного чая» («发水茶») в Гуандун приехали У Циин (Куньминский чайный завод), Цао Чжэнсин и Цзоу Бинлян (Мэнхайский чайный завод). Вскоре после этого в Юньнани началось производство аналогичного чая (который известен теперь как шу пуэр), а поставки сырья в Гуандун были прекращены.

История Гуан Юнь Гун Бин Ча на этом не заканчивается. В последующие десятилетия этот чай делали в Гуандуне из местного, а также, по некоторым данным, из гуансийского и гуйчжоуского сырья. Ряд ценителей отмечают падение уровня качества; другие придерживаются мнения, что и у чая 1960-х, и у чая 1970-х есть свои достоинства. В 1960-х Гуан Юнь Гун Бин Ча был, в целом, похож на выдержанные, зрелые шэн пуэры, отличаясь от них бОльшей степенью окисления и красным оттенком «чайного дна», с относительно простым, чистым и мягким вкусом, в котором преобладают земляные и древесные тона; многие отмечают мощную «чайную ци». В 1970-х он стал больше похож на хэйча, во вкусе и аромате много металлических, фруктовых и камфорных оттенков. Изменился и внешний вид. В 1970-х туны таких блинов стали заворачивать в менее плотные бамбуковые листья, нэйфэи стали немного крупнее, а затем из квадратных превратились в круглые. В 1980-х у Гуан Юнь Гун Бин Ча впервые появились бумажные обложки, и в то время они были похожи на типичные пуэрные обложки CNNP. На них красовалась надпись «Пуэр Бин Ча» — в то время идея, что пуэром может называться только чай, сделанный в Юньнани из юньнаньского сырья, большинству любителей чая показалась бы эксцентричной. В конце 1990-х обложки становятся более оригинальными, и начинает использоваться бренд «Цзинь Фан» (金帆) — «Золотой Парус», это один из наиболее известных брендов Гуандунской чайной импортно-экспортной компании.

В 2008 году, после принятия стандарта GB/T22111, Гуан Юнь Гун Бин потерял право официально называться пуэром, что вызвало возмущение и протесты его производителей. Их позицию нетрудно понять: они создали технологию, создали производственную базу, сыграли важную роль в развитии чайной отрасли юга Китая и чайной торговли, а у них сперва позаимствовали технологию (да ещё попытались присвоить себе лавры первооткрывателей – ведь немалое число людей сейчас убеждены, что шу пуэр был изобретён коллективом под руководством Цзоу Бинляна!), потом лишили доступа к высококачественному сырью, а в довершение всего отобрали право на название, исторически принадлежавшее им. Но в 2000-х эпоха географического контроля уже вступила в свои права.

В 2013 году Гуандунская чайная импортно-экспортная компания зарегистрировала товарный знак «Гуан Юнь Гун» и теперь выпускает продукцию под этим брендом.

Старые Гуан Юнь Гун Бины являются редкостью и ценятся высоко. Коллекционерами такой чай часто рассматривается как полноценный пуэр; учитывая специфику технологии, о нём иногда говорят как о «частично» или «наполовину готовом пуэре» (в отличие от «сырого» шэна и «готового» шу). Цена на старые Гуан Юнь Гун Бины с подтверждённым происхождением на аукционах может доходить до нескольких десятков тысяч юаней за блин.

Типичный вид выдержанного Гуан Юнь Гун Бин Ча


Старое здание Гуандунской чайной импортно-экспортной компании.


Гуан Юнь Гун Бин Ча 1970-х


Гуан Юнь Гун Бин Ча 1980-1990-х


Гуан Юнь Гун Бин Ча 2010-х

02 сентября 2018 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.