Про чай и купечество в дореволюционном Воронеже

Чай не водка – много не выпьешь!
Чай пришелся по вкусу основному населению России. Поначалу местное крестьянство баловалось чайком лишь по воле помещиков и с опаской, но смело подшучивало над своими «трудностями» в освоении этого напитка. В одной народной песенке середины ХIХ века так говоритcя о чае:

Раз прислал мне барин чаю
И велел его сварить,
А я отроду не знаю,
Как проклятый чай варить.
Взял тогда налил водички,
Всыпал чай я весь в горшок
И приправил перцу, луку
Да петрушки корешок.
Долго думал, удивлялся,
Чем же мог не угодить,
А потом-то догадался,
Что забыл я посолить.

Нет необходимости комментировать простой текст песни, вышучивающий невежественное отношение к чаю.

По причине дороговизны колониального товара побаловаться чайком в начале прошлого века население могло только по праздникам в трактире и в городе. Но постепенно чай дешевел и становился все более народным напитком. До 1818 года чай был исключительно заморским продуктом, но, с разведением чайного куста в Крыму, а затем и в Краснодарском крае, в России стали появляться местные чайные производители. Чай стали разводить также в Ленкорани и Грузии.

В 1781 году в Воронеже купцом Хариным было устроено производство сахара-рафинада из сахара-сырца, привозимого из Таганрога. Реализовывал товар купец в наших краях в виде крепчайших сахарных голов… С этого времени чай с сахарком в местных трактирах и ресторациях превращался из экзотического напитка в народный. Мода на питье чая с сахаром «вприкуску» и «накладку» пошла, говорят, из России. Хотя все же, до проникновения дешевого сахара на местный рынок, чай употребляли с местными сладостями с медом и другими фруктовыми деликатесами, что тоже было необычно для традиционного употребления этого напитка. Заказать «пару чаю» из кипящего самовара становилось обыденным явлением. И никогда в этом горожане не раскаивались.

Общества трезвости
В жизнь сельской местности чай понемногу внедрялся благодаря просвещенным людям. Дворянин В. Алехин (отец чемпиона мира по шахматам Александра Алехина), в начале века бывший уездным предводителем дворянства, организовал в Землянске Общество трезвости, — они как раз тогда входили в моду. В местном трактире, отличавшемся пьянством и развратом, в 1901 году была открыта чайная, где за 4 копейки желающие могли получит пару кусков сахара к ползолотнику* чая, конфетку или шоколадку, а в библиотеке-читальне на месте прочесть или взять домой хорошую книжку. А иногда в Обществе трезвости устраивался просмотр «туманных» картинок «волшебного» фонаря и проводились народные чтения.


Как альтернатива пьяному времяпрепровождению по инициативе «Общества трезвости» в Воронеже были открыты Кольцовская и Никитинская чайные, где чайная порция стоила 3 копейки (дешевле, чем в каком-либо другом месте). При них тоже устроили небольшие библиотеки и чтения с волшебным фонарем. Можно было поиграть в лото, шашки, домино. Кстати, благотворительное кафе «Чашка чая» продолжало работать в Воронеже и в годы НЭПа­. Учреждено оно было городским Дамским кружком, а все доходы шли в помощь семьям, пострадавшим в войне. Слух собравшихся в «Чашке чая» услаждал салонный оркестр, да еще по вечерам приглашали балалаечников С.М. Рожкова.

Купцы-молодцы, купцы-благодетели
А вот купить чаю, да и сахару можно было в доме №1 по Б.Московской улице, на углу Рыбного ряда в бакалейном магазине С.В. Типцова и В.М. Шведченко. Торговля магазина колониальных, бакалейных, москательных** и гастрономических товаров шла бойко и была разнообразна по содержанию. Кроме чая и сахара, фирма С.В. Типцова и В.М. Шведченко продавала водку, наливки, коньяки и ликеры. Торговля крымскими, бессарабскими и кавказскими, а также донскими и иностранными винами приносила им крупные барыши. А еще они занимались страхованием выигрышных билетов от тиражей погашения.

Купец В.М. Шведченко

Это сегодня купцов зовут по старинке «мироедами» и еще – спекулянтами. А раньше купечество в большущем почете было. Поэтому позволю себе отклонится от чайной темы и немного порассуждать о ярких представителях купеческого сословия в дореволюционном Воронеже.

Типцовы, к примеру, один из первых кинотеатров открыли в нашем городе – «Тауматограф». А учитывая успешные дела в торговом бизнесе, Василий Матвеевич Шведченко с компаньоном Сергеем Васильевичем Типцовым пробовали себя в разных ипостасях. Однажды разок даже в Городской думе гласными*** прикоснулись к местной политике, зато — в самое смутное время революционных потрясений в 1905-1909 гг. Дума тогда располагалась неподалеку от их торговли на Мясницкой дом 8, это на нынешней Театральной . И приходилось им решать вместе с остальными как вопросы военного характера (не забудем, что шла война с Японией), так и сугубо городские, в рамках, конечно, тогдашнего дефицитного бюджета.

Купеческая семья Типцовых

Кроме того Василий Матвеевич вел торговлю мукой собственного помола и хлебом. Ему и не надо было особенно ничего производить. Уделом нашего героя была успешная купля-продажа зерна и семян. Шведченко приняли в состав воронежской хлебной биржи, и надо сказать, он увлеченно занимался биржевыми делами, и как член биржевого комитета, как маклер, не раз решал запутанные вопросы ее деятельности.

Биржевой маклер и телефонизация до Белокаменной
Ведя свои торговые дела, Василий Матвеевич не чурался прогресса. Даже наоборот: он поощрял многочисленные новшества и понимал, что на первом месте в биржевом деле стоит получение информации. Для этого необходимо было приложить усилия по обеспечению надежной телефонной связи с Москвой как ближайшей точкой выхода если не на мировые, то на российские рынки сбыта зерна и продуктов его переработки. И ничего удивительного, что воронежский городской телефонный номер №1 принадлежал мельнице Товарищества «Н.И. Шкарин и Н.П. Алексеев». Не губернатору или там городскому голове, не — даже страшно сказать — предводителю губернского дворянства, без подписи которого рядом с губернаторской не проходило ни одно важное решение… Такая вот телефонная закавыка!

И что из того, что дело телефонизации являлось дорогим и весьма недоходным? Преодолевать трудности было Шведченко не впервой. Как пишет краевед Марина Кривцова, «именно биржевой комитет по инициативе Шведченко обращался через ростовский почтово-телеграфный округ к почтово-телеграфному ведомству об установлении телефонной связи». А уж как, верно, приятно было Василию Матвеевичу первому «проалёкать» в трубку связь с Москвой!

Вот такая вот история о том чае, о тех людях и о том времени, о котором нам остается судить лишь по архивным записям и по счастию сохранившимся фотографиям.

  • * Золотни́к — единица измерения массы русской системы мер. Один золотник равен 96 долям, 0,333 лота, 4,266 грамма.
  • ** Москатéльный товар (от перс. мошк‎ — мускус) также химико-москательный товар — устаревшее название предметов бытовой химии (красок, клеев, технических масел и др.) как предметов торговли.
  • *** Гласный — член собрания с решающим голосом в Российской империи. С 1785 года гласными назывались члены городских дум, а со времени введения в действие земских учреждений — и члены земских собраний, уездных и губернских.

Владимир Елецких
Источник: http://bizdelnik.online/news/55


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.