Экспедиция на Тайвань: Пуэры, Коллекционеры, Подделки

Стоит ли ехать на Тайвань за старым пуэром? Где найти коллекционный чай и сколько он стоит? Как отличить подделку от оригинала? На эти и другие вопросы ответил наш друг Станислав, основатель компании Tea Ocean, который не так давно вернулся из чайной экспедиции с острова Формоза.

Расскажи, почему ты решил поехать на Тайвань. Какие цели были у поездки?

Поехал за чаем. Хотел узнать больше о технологии производства Тайваньского чая. Узнать, как там все на самом деле: какие чаи пьют, какие выращивают, как это делают, как продают. Не было цели отправить пять контейнеров с чаем в Москву, хотелось посмотреть, что там вообще есть, на Тайване, через призму того, что сюда привозится. Увидеть культуру коллекционирования пуэров и т.д.

Сложно уехать на Тайвань? Насколько дорого это обойдется?

На самом деле, поехать туда просто, но, конечно, потратиться там придется. Все упирается в бюджет. Ехать на Тайвань за чаем с одной тысячей долларов вообще никакого смысла нет, я считаю.

На то, чтобы просто две недели там прожить, какие-то средства нужны. И чем глубже ты забираешься, тем сильнее сжимается твой бюджет. Цены в небольших городах, деревушках, как выяснилось, не меньше, чем в Тайбее. И уровень жизни у них намного выше, чем у нас, и чем в Китае. Гораздо. На Тайване жизнь плюс-минус как в Гонконге, только без такой индустриализации.

С чего ты начал свое путешествие?

Я начал с Тайбея. Когда ты прилетаешь на Тайвань — ты прилетаешь в Тайбей. Оттуда начинается путешествие практически у каждого. Я пробыл там какое-то количество времени. Посещал хорошие чайные магазины, какие-то случайные лавки, места, где продается керамика, где мастера ее производят. Изучал чайный рынок в самом Тайбее.

В Тайбее можно найти хороший чай?

Еще как. В Тайбее шикарный чай, потому что его со всего Тайваня туда свозят. Но стоит сказать, что Тайбэй — это скорее про пуэры, потому что улуны лучше смотреть ближе к местам, где их производят.

Но в Тайбэе есть смысл искать пуэры, если ты в них разбираешься. Подделок не так много, как в Китае, но все дорого. Если тебе придется покупать подделку, то тебе придется ее покупать дорого.

Каков стандартный сценарий посещения чайного магазинчика в Тайбэе?

Надо сказать, что в Тайбэе тебе не пытаются продать что-то втридорога. Это то, что кардинально отличает Тайвань от Китая. Опять же, из-за уровня жизни. В том же Тайбэе, при таком же уровне цен, как в Москве, зарплата где-то 150-170 тысяч на наши деньги.

Даже в магазинах, где продаются подделки, они не будут пытаться тебе что-то впарить. Хочешь — покупай, не хочешь — не покупай. Относятся доброжелательно. Если заходишь в какой-то случайный магазинчик, обратят на тебя внимание. Если говорят по-английски, то что-то спросят.

А много людей там говорит по-английски?

В зависимости от того, как глубоко ты забрался. И чем старше люди, тем меньше они знают на английском. Обычно люди до 50 лет всегда могут каких-то пару слов связать, а то и говорят лучше, чем ты. А вот если им лет за 70, что тоже регулярно случается, говорят только по-китайски. Часть пути мне помогали с переводом, а часть приходилось пользоваться телефоном, подручными средствами, гугл-транслейтом, знаками, потому что по-китайски я не знаю ни слова, к сожалению. Но, в принципе, мне удавалось без посторонних людей о чем-то договориться.

Расскажи про пуэры. Как это все происходило, какие случились знакомства, что интересного удалось попробовать.

Самое главное знакомство, которое я там завел — с владельцем пуэрной фабрики.

Он достаточно молодой, ему около 60. Он очень известный человек в чайной сфере, по всему миру, один из крутейших коллекционеров пуэров. Всего 2 раза мне удалось с ним пообщаться, в остальное время я общался с его сыном.

Их фабрика находится непосредственно в Буланшань Лаобаньчжан, и сырье конкретно оттуда. Все их пуэры не просто не дешевые, они дорогие. Даже самый простой чай в их огромном магазине, будет стоить где-то 6 тысяч рублей за блин 350грамм. Это свежий чай, какой-нибудь недавний сбор, 2011-12 года. Они дешевле просто по определению стоить не могут, потому что сырье из Баньчжана не может стоить меньше определенной суммы. И последние двадцать лет оно с каждым годом только дорожает.

Чем особенна их фабрика?

До середины 90-х фабрики, которые брали сырье из Баньчжан, включали его в купажи. А они были одними из первых, кто стал делать моносорта пуэра из того региона, очень труднодоступного даже сейчас, и, уж тем более, в то время. У них огромный завод в Юньнани, огромный магазин в окрестностях Тайбэя, двухэтажный. Он не находится на какой-то большой улице, но действительно впечатляет. И мне повезло побывать на втором этаже этого магазина.

Самое интересное на втором этаже?

Да. Но самое-самое интересное вообще не там. Я не знаю, где они хранят основную часть своей коллекции, учитывая, что у человека… Ну, если я скажу: «Десятки миллионов долларов в чае», то я занижу цифру. У него в чае, если считать в ценах реализации, сотни миллионов. Другое дело — это ликвидность сама по себе, и как это все обналичивать. Но, судя по аукциону, у них довольно неплохо получается.

В этом каталоге большинство топовых лотов аукциона — это именно его лоты. И многие блины здесь — это лоты их фабрики, которые тоже стоят не копейки. Вот тун блинов 2004 года — 3340 долларов начальная цена. Сколько он набрал в итоге можно узнать только находясь на аукционе. Вот тоже их фабрика, 2006 год, 2670 долларов за тун. На примере этого каталога можно увидеть приблизительные цены на коллекционный пуэр и понять, что он по определению не может стоить 2-3 тысячи рублей.

Фото из каталога. Тун (7) блинов Лао Шен Пуэра. Стартовая цена — 1 888 670 долларов.

Удалось попробовать что-нибудь из этих раритетов?

Мне довелось попробовать определённое количество очень качественного чая у этих людей. Тот же Лао Баньчжан, один из самых старых. Совсем древний Баньчжан — он на вес золота, его в принципе не осталось, того, который делали сами деревенские парни, которые там когда-то жили. Его уже обнаружить практически невозможно. Самый старый Баньчжан, который сейчас фактически существует, как моносорт, это где-то середина 90-х. И вот как раз таки они меня угощали Баньчжаном 1996 года. Это рассыпное сырье.

У Баньчжана очень узнаваемый профиль, пару раз его попробовав, потом уже тяжело с чем-то спутать. Он достаточно терпкий. Баньчжан всегда терпкий, если это шен. Вместе со сладостью во вкусе, очень насыщенный, яркий, очень ровный, долгий… Он был сухого хранения, очень хорошего. Держит около 30 проливов, хотя они достаточно мощно его заваривают. Они все мощно заваривают, вот как я вам сейчас заварил.

Тайванцы всегда крепко заваривают чай?

На Тайване считается, что так гораздо легче прочувствовать все тонкости и грани вкуса. Но я считаю, что это на любителя, я и там встречал людей, которые заваривали чай относительно слабо.

Но, в основном, на Тайване чай заваривают довольно крепко.

Шены они тоже крепко заваривают?

Шены в том числе. Их заваривают очень горячей водой и достаточно плотно. Но шены там, в основном, старые, многие люди просто не котируют молодые шены.

Они, конечно, немножко снобы уже в этом деле, их можно понять. У простых людей планка не такая высокая. Но все равно Шен моложе 2007-8 года считается несозревшим. Это логично, он действительно еще не созревший. Хотя он может быть вкусным.

Ты к ним обращался с просьбой определить подлинность блинов, которые тут в Москве продаются?

Это тоже. Но, в основном, я консультировался с ними касательно подлинности блинов, которые решил приобрести в Тайбэе. По поводу двух блинов они сказали: «Лучше воздержаться от покупки», не похож мол на настоящий пуэр заявленной фабрики. Касательно пары блинов они, наоборот, сказали, что да, похоже. Один из таких блинов был как раз Мэнхай 7542 «Да И» 2004 года. У меня вскрытый тун там лежит.

Они по внешнему виду сырья могут подтвердить подлинность?

Нет. Конкретные рецепты похожи по виду сырья. Один из основных критериев подлинности — то, какая именно там бумажка. Ее можно, конечно, подделать, но один в один тяжело.

Вопреки расхожему мнению, подделывают действительно все — бумажки тоже, их печатают миллионами. Но вот здесь, на бумажке, есть логотип Да И. И видно, что она 2004 года. Потому что на подделках они не заморачиваются, там просто будет какое-нибудь состаренное сырье, а бумажка новая. Она, конечно, может слабо испортиться со временем, но цвет бумаги выдает все равно.

Это очень сухое, хорошее хранение блина. И он не выглядит очень уж старым. Если бы он хранился в более влажном месте, он бы был темнее. Но, тем не менее, бумага пожелтела, сам бамбук сухой, достаточно хрупкий, ломкий.

На что обращать внимание, если хочешь определить подлинность туна? На состояние внутренней бумажки, на внешний вид сырья, чтобы бамбук был сухой, так?

Да, каждая деталь имеет значение. Но если мы говорим конкретно про определение Мэнхайской фабрики, я не смогу точно определить подлинность этих блинов самостоятельно. И, более того, я считаю, что никто в Москве не сможет ее определить. Считанные люди в Китае могут «Да И» правильно идентифицировать. Поэтому я и консультировался.

Что касается того, старый это чай или не старый, можно определить по тем признакам, которые мы сейчас обсуждаем: цвет бумаги, сырье. И упаковка, на самом деле, очень важный момент.

Очень показательна в этом плане одна история, которая случилась со мной в Тайбее.

Я набрел на один магазинчик, с виду неприметный. Так часто истории начинаются. Было уже девять вечера, а магазинчик все равно был открыт, хотя они закрываются обычно часов в шесть. Ну, я зашел, там какая-то глина была, вазочки. Ничего похожего на чай. И тут я вижу: висят связки каких-то пуэрных блинов. За шкаф прицеплена веревка, к ней прикреплен блин. Сверху туны пуэров лежат. Я начал смотреть на цену и качество — мне понравилось.

Затем вышел владелец лавочки, дедок около 70 лет, может старше. Они моложе обычно выглядят, чем есть на самом деле. По-английски — ни слова. А я как раз был с другом и его женой тайванкой, они помогла немножко с языковым барьером. Я пообщался с этим дедом, объяснил, что меня интересуют хорошие Шены. В итоге он мне дал попробовать Шена три. Несколько я взял, потом стал спрашивать, что у него самое крутое, самое старое имеется. Он сказал, что старых Шенов у него нет, но есть очень старый Шу. Вот этот вот, 1992 года кирпич. Назвал цену — 250 долларов.

Я его попробовал, он меня очень впечатлил. Но я решил проконсультироваться по поводу покупки этого Шу с тем самым владельцем фабрики. Естественно, через его сына шла коммуникация.

Он взял в руки кирпич — крутит его и объясняет что-то на китайском, его сын переводит: такая-то прессовка, шрифт, иероглиф, бумагу эту в 70-80 не использовали, но и сейчас тоже уже не используют, склеено так-то, загнуто так-то, это, примерно, 1990-92 год, хороший кирпич, стоит в районе 250-300 долларов.

Человек мне за тридцать секунд определил кирпич с точностью до трех лет и его рыночную стоимость. Но это — высший пилотаж, пока с ним не поговоришь, ты в это не поверишь.

Пообщавшись с этими редкими носителям знаний, экспертами, как ты считаешь, какая часть из того, что продается в Москве, среди выдержанных пуэров, является подлинной?

Большинство подделок старых Шенов продается в Гуанчжоу, где закупаются почти все продавцы чая в России. А там ситуация очень простая: 99% процентов старых пуэров не соответствуют заявленной фабрике, и упаковка у них не родная. Найти там какие-то редкости за дешево — это практически невозможно, а у нас именно на это многие надеются.

А кто-то просто приехал в Китай, что-то там понабрал, что ему в первой или в пятой попавшейся лавке дали. «Ну, этот китаец вроде ничего такой, возьму у него» — ни на чем не основываясь, набирают блинов, выставляют в свой интернет-магазин и продают. А как их описывают? Ну, спрашивают у китайца. Китаец им говорит: такая-то фабрика, такой-то год, они это и пишут. В закупке выходят 20-100 юаней за блин, какой-нибудь самый крутой 500 юаней. Но за эти деньги невозможно приобрести крутой коллекционный чай или даже не очень старый, но классной фабрики. В самом Китае у тебя его дороже заберут при первой возможности.

И много такого пуэра в Москве?

Очень много. Это, может быть, неплохой чай, но не тот, который заявлен. В продолжение темы подлинности. В упаковке такого плана существует несметное количество кирпичей. У них у всех одинаковое оформление и дизайн. Такое оформление было с начала 60-х и до теперешнего времени. И, по сути, блин в такой упаковке может стоить как 1 доллар, и быть никаким, так и стоить 20 тыс долларов и быть изумрудом коллекции.Там 99% процентов старых пуэров не соответствуют заявленной фабрике, и упаковка у них не родная. И найти там какие-то редкости за дешево — это практически невозможно, а у нас именно на это многие надеются.

Ну, когда просят копейки, подделку легко распознать. А если просят дорого, это сразу «тру»?

Нет, конечно. Просто ты должен в этом разбираться. Должен знать, какая упаковка, какая бумага в какие годы какой фабрикой использовалась. Тем более, если дизайн общий.

Продолжение следует…

Источник: ChariTea — Тайский чай прямо с плантаций http://charitea.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.