Пара слов о приключениях британцев в Индии: история ассамского чая

(Статья представляет собой перевод-пересказ одного из разделов вот этой публикации: http://biopublisher.ca/index.php/jtsr/article/view/31.. (автор которой, в свою очередь, ссылается на «Историю индийской чайной индустрии» С. Гриффитса), с рядом моих дополнений. Названия индийских топонимов могут содержать ошибки, поскольку даже в первоисточнике они написаны по-разному в разных местах)

Рисунок 1. Северо-восток Индии.

Первое упоминание о чае на территории современной Индии относится к 1815 году, когда полковник Латтер сообщил о том, что племена, населяющие Ассам, пьют чай.

Вкратце об истории Ассама. Сейчас это название носит штат на северо-востоке Индии. К северу от него лежит страна Бутан и ещё один индийский штат Аруначал-Прадеш, а ещё севернее – Тибет, ныне китайский; к востоку – Мьянма (бывшая Бирма), а за ней – всем вам знакомая Юньнань. Название это происходит от названия царства Ахом, существовавшего в долине реки Брахмапутра с XIII по XIX века и основанного выходцами из Юньнани – но не китайцами (ханьцами), а тайскими племенами в процессе их миграции с севера на юг, занявшей много веков и закончившейся на севере нынешнего Вьетнама. В 1822 году территория Ахома была оккупирована бирманцами, а после победы англичан в Первой англо-бирманской войне стала частью Британской империи. После обретения Индией независимости в 1947 году штат Ассам включал в себя все северо-восточные районы, населённые враждующими друг с другом племенами, которым индийское правительство почло за лучшее предоставить автономию, и так один большой штат разделился на семь маленьких – теперь Ассамом называется центральная его часть (см. рисунок 1).

В 1823 году майор Роберт Брюс, искатель приключений и торговец, с разрешения Британской Ост-Индской компании путешествовавший по Верхнему Ассаму в качестве доверенного лица Пурандар Сингха, лишённого бирманцами трона правителя Ахома, узнал от представителя местной знати по имени Манирам Датта Баруа, известного также как Манирам Деван (деван в данном случае – титул, означающий чиновника высокого ранга. Манирам Датта Баруа станет деваном Ассамской Чайной Компании… но это будет позже), о существовании в Ассаме дикорастущего чая, непохожего на известный англичанам чай. Манирам познакомил Брюса с гаумом (вождём) племени цзинпо (в других транскрипциях – синпхо, сингфо и т.п.) из Тинсукии (самый дальний округ нынешнего Ассама, номер 23 на рисунке 2), и они заключили соглашение о том, что через год Роберт приедет за семенами и саженцами чайных растений. Однако война помешала этим планам осуществиться.

Надо сказать, что цзинпо не родня ни индусам, ни ханьцам, ни тайцам. Это одна из групп качинов, тибето-бирманского народа, живущего в Мьянме, а также на юго-западе Юньнани, северо-востоке Индии, в Таиланде и Лаосе.

В 1824 году Роберт Брюс умер, но рассказал о своих изысканиях младшему брату – Чарльзу Александру Брюсу, мичману Ост-Индской компании. Чарльз Брюс поступил на службу к Дэвиду Скотту, представителю генерал-губернатора Индии на северо-восточной границе, и был отправлен в Садию, откуда было недалеко до Бисы, той самой деревни цзинпо. Чарльз встретился с вождём Цзинпо, получил от него семена и саженцы и передал их Скотту. Скотт посадил часть из них в собственном саду, а другую часть послал капитану Ф. Дженкинсу в правительство Индии и доктору Натаниэлю Валлиху, датчанину по происхождению, ботанику и хирургу Ост-Индской компании и суперинтенданту Ботанического сада Калькутты. Сохранилось датированное 2 июня 1825 года письмо, в котором Скотт указывает, что бирманцы и китайцы сходятся в том, что это настоящий дикий чай.

Доктор Валлих согласился с тем, что присланные образцы относятся к камелиям, но не был уверен в том, что они принадлежат к тому же самому биологическому виду, что и китайские чайные растения.

Вторую попытку сделал в 1831 году лейтенант Чарльтон, служивший в Ассаме. Он собрал образцы чайных растений из Садии и послал их в Калькутту, в Сельскохозяйственное Общество. К несчастью, они не перенесли дорогу, и эксперты не смогли признать в них чай.

Между тем, ухудшение китайско-британских торговых отношений и растущая важность чая в английском быту заставила британцев задуматься о культивировании чая в своих колониях. Для изучения такой возможности лорд Уильям Бентинк, генерал-губернатор Индии, в 1834 году создал специальный Чайный Комитет. Чиновникам на местах было вменено в обязанность предоставить сведения о климатических условиях и о характере почв в предгорьях Гималаев и Нилгири.

Капитан Дженкинс сообщил, что местные разновидности чайных растений в изобилии находятся повсюду в горах, в том числе и в пределах его юрисдикции – в Бисе, районе, населённом цзинпо. Помощник Дженкинса лейтенант Чарльтон также писал, что найденные вблизи Бисы растения либо очень похожи на камелию китайскую, либо идентичны ей, и местные племена используют напиток из их листьев как чай, а следовательно, и культивирование китайского чая в Ассаме обещает быть успешным. Чарльтон повторно послал семена и листья этих растений Дженкинсу и Валлиху, и те окончательно пришли к выводу, что это настоящие чайные растения, о чём Чайный Комитет официально объявил в конце 1834 года. «Вне всяких сомнений, в Верхнем Ассаме, в Садии и Бисе, на территории, принадлежащей достопочтенной компании (напомню, что Ост-Индская компания – самостоятельное и в значительной мере независимое от британского правительства образование – А.Д.), найдены чайные кусты – в месяце пути от границ Юньнани, где чайные растения культивируют ради производства чая. Мы без колебаний объявляем это открытие самым важным и ценным из всех, которые когда-либо делались здесь по вопросам, связанным с сельскохозяйственными или коммерческими ресурсами» — говорилось в заявлении.

Чарльз Александр Брюс стал пионером чайной индустрии Ассама и был впоследствии назначен суперинтендантом. Он исследовал джунгли Ассама, особенно в районах проживания цзинпо, на южном берегу Брахмапутры и вдоль течения реки Бури Дихинг, и во многих местах нашёл дикорастущие чайные растения. Он налаживал отношения с племенными вождями (благодаря своему дипломатическому таланту, а иногда и опиуму, который он им дарил), помогал им с расчисткой джунглей и обучал их чаеводству и производству чая с тем, чтобы потом покупать у них чай. Небольшая партия чая, сделанного в Садии в 1836 году под руководством китайских чаеводов, получила высокую оценку, о чём сообщалось в «Калькуттском Курьере». Чайное производство стремительно росло – от 4220 фунтов в 1838 году до 11160 фунтов в 1840. Чайные плантации были разбиты в Джайпуре, Чабуа, Хуканпукри и др.

Свой опыт Чарльз Брюс подытожил в вышедшей в 1838 году брошюре «Учёт производства чёрного чая, как это теперь практикуется в Садии в Верхнем Ассаме, китайцами, туда для оной цели отправленными». В трудах Брюса содержатся подробные карты, на которые нанесено свыше ста мест произрастания дикого чая. Умер он в 1871.

Дикорастущие чайные растения на северо-востоке Индии продолжают открывать и в наше время – так, экспедиция автора цитируемой публикации П. Баруа в 2012 году обнаружила их в Улупе, Интеме, Дуармаре, Кететонге, Панбари и Бордумсе в штате Аруначал-Прадеш. Некоторые из них достигали шестиметровой высоты. Очевидно, распространение чайных растений связано с перемещением качинов и других кочевых племён, живших подсечно-огневым земледелием (при котором каждые несколько лет нужно сниматься с места и расчищать новый участок леса) и издавна использовавших чайные листья в пищу, а их настой или отвар – как возбуждающее питьё. Ещё Джон МакКош в 1837 году писал, что эти племена обожают чай и находятся в чайном опьянении постоянно.

Из чего я могу сделать несколько выводов.

Во-первых, широко распространённое представление о чайной истории – «китайцы первыми открыли чай, и было это в незапамятные времена; а примерно два века назад европейские державы сами стали выращивать чай, сперва и понемногу — португальцы в Индонезии, а позже и всерьёз – англичане в Индии» — это только один ракурс. А с точки зрения горцев-качинов всё несколько иначе. Это они всю свою жизнь, от начала времён, выращивают, делают и пьют чай. Пару тысяч лет назад чаем заинтересовались чужаки с востока, пару веков назад – чужаки с запада. В жизни самих горцев при этом мало что изменилось.

Во-вторых, другой расхожий тезис – «англичане нашли на севере Индии чайные растения, но поскольку жители Индии не делали и не пили чай, то англичане не поняли, что это тот самый чай, и привезли туда чай из Китая и стали там его выращивать» — тоже не совсем верен. Местные племена чай пили, а англичане всё правильно поняли, пусть не моментально, но довольно быстро. И достаточно очевидно, что с самого начала имело место параллельное культивирование как местных разновидностей, так и привозных, и их скрещивание друг с другом. Кроме того, сами дикорастущие чайные растения в Ассаме имеют в себе гены всех трёх важнейших разновидностей камелии китайской – ассамики, синенсиса и камбоджийской (ласиокаликса) (об этом говорится в других частях этой публикации, а также в других работах П. Баруа) – по-видимому, это результат взаимодействия чая как биологического вида с непоседливыми горными племенами в условиях сочетания вегетативного размножения с половым. В итоге всё это дало изумительное ботаническое разнообразие североиндийского чая на относительно небольшой площади.

И, в-третьих, теоретические изыскания необходимы, но внимание на них обращают только тогда, когда появляется серьёзный коммерческий интерес.

А теперь давайте вернёмся к Манирам Датта Баруа. Уже в 1840-х он оставил службу в Ассамской Чайной Компании из-за разногласий с начальством. Приобретённый опыт позволил ему основать собственную чайную плантацию в Циннамаре (Джорхат), а затем ещё одну – в Селунге (Сибсагар). Таким образом, он стал первым чаеводом-индусом. Однако колониальная администрация не была рада конкуренции со стороны коренного населения. Путём разных уловок его семейное предприятие было поставлено в невыносимые условия, а попытки найти правду в суде были отклонены. Неудивительно, что к 1850-м он стал откровенно враждебен британцам и начал вынашивать планы по возрождению царства Ахом, а затем поддержал восстание сипаев, надеясь объединить в этом мятеже влиятельных и знатных индийцев. Он нанёс англичанам куда больше ущерба, чем если бы ему позволили спокойно выращивать чай. Однако восстание было подавлено, Манирам Деван был объявлен одним из его вождей и повешен 26 февраля 1858 года.


Рисунок 2. Штат Ассам.


Парни цзинпо.


Барышни цзинпо.


Тоже цзинпо.


Доктор Натаниэль Валлих.


Лорд Уильям Бентинк.


Могила Чарльза Александра Брюса.


Титульный лист книги Чарльза Брюса.


Манирам Датта Баруа.

4 февраля 2018 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.