Те Гуань Инь: классификация, история, вкусы, технология производства, способы заваривания

Порой мне кажется, что о чае ничего и не надо писать – сам чай о себе в процессе чаепития расскажет лучше, чем кто-либо . Истинная радость человеческой свободы выборы – в скромности и спокойствии наслаждаться тонкостью, деликатностью чая, слышать его и пребывать в данном моменте. Вопросы возникают после. На эти вопросы мы и попытаемся дать ответ.

Почему попытаемся? Потому что у каждого технолога, который производит данный чай, свое объяснение, свое понимание, свой способ приготовления. Если рассматривать цифры, то ежегодно на юге Фуцзяни, в уезде Аньси, создается около 64 тысяч тонн чая.  Как обобщить и схематизировать данные цифры, переведя их в правдивый словесный эквивалент? (Тут же вспоминается чайный рынок в городе Аньси, куда как минимум дважды в год – весной и осенью – стекается нереально огромное количество фермеров, со своим ТеГуаньинем, лучшим). Реальна ли вообще эта задача? Но мы попробуем. И да поможет нам в этом Бодхиссатва Гуаньинь! – пишем мы с улыбкой и надеждой в глазах.

Те Гуань Инь: история и место произрастания
Итак, Аньси. С 1995 года это «сердце Китая», как говорят здесь, официально получило статус «Родина китайских улунов». И через несколько лет уезд из беднейших вошел в сто богатейших местностей Китая. Субтропический климат без сильной жары и морозов; не сырость, а именно влажность – частые дожди, чередующиеся с солнцем, и туманы, окутывающие склоны холмов и гор. Может быть поэтому местные жители считают, что у них нескончаемая весна. Такое ощущение, что чай растет здесь везде: и в огородах, и на многочисленных террасах гор, – благо, красно-земные почвы это позволяют.

Отсюда, одна из распространенных классификаций чая:

  • гао 高茶 — высокогорный (часто его еще именуют ТеГуаньинь Ван, премиум, АА)
  • чжун 中茶- с середины горы (условно обозначают, как А)
  • ди 底茶 — равнинный (могут обозначить как В).

Лучшим, естественно, считается тот, что собран с вершин гор, которые в уезде Аньси порядка 1500м. Выше рос – больше видел, – напишем мы на манер китайцев. Но по сути, этот чай ярче переживал перепады температур и особенность климата, процесс вегетации проходил медленнее.

Кстати говоря, сами фермеры, считают такую классификацию не совсем правильной. Гораздо важнее считают они то,

  • чем удобрялось чайное растение,
  • в какую погоду были собраны листья,
  • как они были обработаны.

Земля, небо и человек – вот три важнейших фактора вкуса для качественного чая. Душа должна быть спокойной, подобно Будде, наблюдение ясным, а реакция быстрой. Погода солнечной с северным ветром и легкой влажностью в воздухе. Потому как дождь дает и избыточную влагу в листьях, что затрудняет выявление аромата. Удобрение – естественное, природное, чтобы не истощалась земля, а вкус оставался чистым, без химических примесей.

А с тем учетом, что лучшим листом для приготовления чая является собранный с трех-четырехлетних кустов, тогда как старые, десяти-пятнадцатилетние, выкорчевывают, чтобы освободить место для новых, поддержание плодородности почвы весьма насущная проблема, в условиях современной экономики, для фермеров.

Весна или осень? Какой Те Гуань Инь лучше?
Чай в Аньси собирают круглый год. Наиболее ценными периодами сбора являются весенний (примерно 12 дней: с 20 апреля по 10 мая) и осенний (15-20 дней: 15 сентября — 15 октября или 15 октября — 15 ноября, но второй, именуется в Китае зимним сбором). Есть еще летние (10 июня — 5 июля и 25 июля — 20 августа), но они не столь изысканны и очаровательны, как предыдущие. Какой лучше – весенний или осенний сбор – решать тем, кто пьет.

Обычно считают, что весенний Те Гуань Инь выигрывает за счет богатства непревзойденных многочисленных оттенков вкуса настоя. Тогда как осенний – великолепен своим потрясающим многогранным ароматом. Хотя есть и абсолютно противоположные мнения: что именно вкус будет коронным у осеннего чая, а восхитительный аромат – у весеннего.

Но весной в воздухе и, следовательно, в чайном листе много влаги, и технологу непросто создать ароматный чай из влажных побегов. Осенью же – утренние туманы и достаточно много низкого солнца, отсюда мнение, что осенний ТГ особенно изысканен. Плюс само название чая связано с железом, а осень, по китайской философии, пора «металла» и чай, так сказать, пребывает в свой стихии. Но по той же философии императорский чай должен быть приготовлен исключительно весной, когда все в природе растет и зреет, наливаясь силой.

Поэтому, какой урожай будет вкуснее, в действительности зависит от чайных технологов, их способов выделки чайного листа, ну и, естественно, всех выше перечисленных факторов: вариации вариаций.

Как делают Те Гуань Инь? Технология производства Железной Богини
Говорят, что данный чай появился еще в давние времена при династии Тан. Технология приготовления в наши дни и в древние, естественно, отличается. Но суть ее остаётся неизменной, передаваясь из поколения в поколение, варьируясь от моды, сложенной из вкусов и предпочтений тех, кто пьет этот чай.

— Подрезание молодых побегов с почкой ранней весной, чтобы дней через 50 начать сбор подходящих листьев для данного чая.

— Сбор. Зрелый побег с тремя верхними листами, после осыпание росы, днем или с раннего утра (примерно с 9 часов до 16), круговым движением отрывают, укладывая в бамбуковые плетеные корзины. Дневной сбор выделяют особо – хороший фотосинтез, немного воды и достаточное количество аминокислот в побегах.

— Завяливание или просушка. Часов 5-6 побеги находятся на открытом воздухе под солнцем, разложенные на циновках или корзинах. Или в помещении под вентиляторами и лампами, если дождь. Для равномерной просушки их периодически, каждые 5-10 минут, переворачивают. Цель – сокращение интенсивности процессов, что протекают в побегах растения, изменение биохимических и физиологических свойств. За счет испарения влаги, наблюдаемой как «размягчение», «расслабление», лист сохранится цельным во время последующей обработки (что и можно наблюдать в спитом чае).

— Охлаждение или провеивание. В темном месте, в неподвижном положении (например на стеллажах в бамбуковых поддонах) происходит перераспределение влаги между листьями и стеблями. Фермеры считают, что таким образом побеги отдыхают, спят.

— Встряхивания необходимо устранения неоднородности вкуса и выявления цветочного аромата, присущему ТеГуаньинь.

По старому методу (вручную) веточки с листьями встряхиваются в полутораметровой бамбуковой корзине, подвешенной к потолку. Мастера, варьируя способы встряхивания чайных побегов, выявляют сладость, крепость, чистоту, аромат чая. Наблюдение, ощущение, обоняние и осязание – ключевые слова в этом деле, а мастерство приобретается после обработки 5 тонн чая. Встряхивания чередуется с охлаждением (или провеиванием, когда чайные листья нельзя беспокоить) 4 раза. Первый раз необходимо равномерно встряхнуть, второй раз встряхивают для устранения влаги, третий – для выявления вкуса и аромата, четвертый – для создания мелодии или поэзии ТеГуаньинь.

По современному (машинному) способу – в длинные плетеные бамбуковые барабаны засыпают чайные побеги на ⅔ и вращают их вдоль своей оси вначале от 1 до 3 минут, затем побеги вылеживаются около часу (иногда в более низких или в более высоких температурах, средней считается 26-19 С), затем их снова помещаются в барабан на 2-5 минут и вновь им дают отдохнуть. На третий раз встряхивание длится уже минут 20-30. Далее побеги снова вылеживаются и начинается следующий этап обработки.

На этом процессе уже происходит разделение чая на цин сян и нун сян, на так называемый «чистый, свежий аромат» и «плотный, густой». А также разделение по внешнему виду листа: на более традиционный «Люй Е — Хун Бянь» – 70% зеленого листа на 30% красного, т.е. зеленые листья с алыми краями и бурым основанием, и на «яркую зелень», согласно современной моде. То есть на однородно-зеленые листья и на изумрудные листья с красными пятнами, где на 90% зеленого приходится только 10% алого.

— Прожаривание-фиксация. При высокой температуре (порядка 200* C) нарушается активность ферментов и свойства, полученные при встряхивании побегов, стабилизируется, а также, фиксируется аромат.

Ручным способом это делается в треножнике деревянной лопаткой или руками: умеренно-ферментированные листья постоянно переворачивают, пока не исчезнет аромат травы, а листья не станут темно-зеленые.

Машинным способом прогрев происходит в печах, подобных духовому шкафу, автоклавах. Если прожарка листьев началась на следующий день в 9-10 утра, и при температуре около 205* С, то получится цин сян. Если около 14-15 или 17 часов, и при более высокой температуре, около 250-300* С, то вкус и аромат будет более зрелый, бархатный, и листья более темные – нун сян. (Надо добавить, что могут прожарить чай на следующий день и около 22 часов, тогда цвет у чая будет серо-зеленый, темный. И даже утром на третий день – комочки в итоге приобретают цвет черно-зеленого, с серебряным отливом).

— Скручивание и сминание или скатывание. Чем больше сока выделится из чайных листьев и вступит во взаимодействие с воздухом, чем сильнее кислород проникнет в клетки листа, за счет повреждения мембран, тем сильнее побеги продолжат изменение.

По старому методу теплые побеги на бамбуковых досках аккуратно сминают, разминая как тесто и скатывая в шар. После этого сушат на древесных углях, точно следя за температурой огня, как говорят мастера – внешней причиной, чтобы посредством ее повлиять на внутреннюю причину – улучшить вкус и аромат чая. Чтобы создать превосходный чай необходимо контролировать влажность побегов. После просушки листья сминают и скручивают еще раз, помещая в холщовый мешок или чайное полотенце и, круговыми движениями, давя и как бы перетирая, закручивают побеги в тугие узлы. После этого вновь сушат и вновь скручивают, и сминают. Таким образом процессы сушки и скручивания чередуются 3 раза. В итоге листья становятся блестящими, темно-зелеными.

По современному способу, теплое сырье, порядка 10-15 кг, также сминают и сворачивают в полотне в шар, а дальше помещают на механизм с двумя дисками. Верхний статичный, тогда как нижний круговыми движениями закручивает листья, с каждым разом все плотнее сдавливая и сминая их. После этого пресованный шар или сначала разминают руками, или сразу же отправляют на вторичный прогрев при темперетуре 110*С и вторичное скручивание, которое на этот раз происходит одновременно – в металлических вращающихся цилиндрах, куда поступает теплый воздух.

— Финальная просушка.
По старому способу она длится около 8 часов на древесных углях, при низкой температуре. Современный способ сушки происходит в специальных печевых шкафах с температурой порядка 70* С в течение 3 часов. (Хотя, как вы понимаете, это тоже вариативно).

Итак, по способу приготовления чайных побегов, в настоящее время мы можем выявить, хоть и условно, ТеГуаньинь:

— Цин сян – чистый или свежий аромат. Вкус его легкий, простой, схожий с луговыми травами и цветами, достигается за счет слабого окисления (ферментации): уменьшение длительности и числа повторений циклов обработки чая, плюс к этому более интенсивное встряхивание и охлаждение (продувание) прохладным воздухом между сминаниями.

— Нун сян – густой, плотный аромат. Его сильнее и дольше встряхивают, также как цин сян, частенько охлаждая прохладным воздухом, и, если мы правильно поняли, стремятся сохранить как бы большее количество влаги до финального процесса просушивания. Отсюда и более темный цвет листа, часто с намеком на традиционную кайму, и насыщенный, сладкий вкус и аромат.

— Хуа сян – цветочный аромат. Некая цветочная срединность, которую сложно идентифицировать как цин или нун.

— Чень сян – выдержанный, древний аромат.

Его, в свою очередь, можно разбить на три подгруппы.

  • 1. Это уже слабый аромат чая, полежавшего какое-то время, но способного «внезапно вспомнить молодость» в проливах.
  • 2. Это аромат полежавшего, но несколько раз повторно прогретого чая в хунпейницах например, и зачастую уже и не в Китае. Часто его именуют еще Хэй (черный), или Као (пропеченный), так как его действительно пропекают до черного цвета, согласно моде на выдержанные чаи.
  • 3. Но прожаривание раз, два в год и выдерживание в глиняных кувшинах (с минимальным доступом кислорода к чаю и минимальной влажностью) в прохладном месте превращают Чень сян ТеГуанинь в Лао Тегуанинь или Лао Ча Ван. Про такой ТГ можно говорить, как и о Шен Пуэре, – чем старше, тем лучше. Его также называют Чуань Тун, то есть ТГ, готовящийся долго, постепенно, «в традиционной манере».

— Тан Бэй – последняя стадия прогрева происходит по старой технологии – на углях.

— Хуан Пянь – «желтый лист», забракованный во время сортировки готового чая. Получается или из-за технологических вариаций приготовления чайного листа, или в связи с переходом на машинный сбор, не столь аккуратный, в отличие от ручного. Также, Хуан Пянь – чай, приготовленный из старых желтоватых листьев. Но достать такой «абсолютно некрасивый» по мнению китайцев чай совсем не просто. Это абсолютно не коммерческий продукт – или для своих, или для ресторанов. Говорят, что такой чай хорошо подходит для слабого желудка и расстроенных нервов. Кстати, Хуан Пянь может быть и и из ИУшного, и из фудинского сырья.

Ну и наконец Мао Ча. Так как выделку проходят не сами листья, а целый побег, обычно, после финального прогрева веточки обрывают, одновременно перебирая чай, отбраковывая «некрасивые» комочки. Но частенько это не делают, оставляя пяти сантиметровые стебельки. Вот такой чай и зовется Мао Ча.

Надо добавить, что традиционная ТГ – сладкая, тогда как современная выделка чая допускает и даже приветствует появление кислинки во вкусе. Но в Аньси различают «подлинную кислинку, должную», гармоничную, освежающую и «кислинку искаженную», неприятную. Вторая проявляется из-за неграмотной обработки побегов.

А вообще, отличительной особенностью настоящего ТеГуаньинь будет то, что китайцы именуют Гуаньинь Юнь – «мелодия Гуаньинь» или «поэзия гармоничного вкуса». Он состоит из так называемого «металлического оттенока в горле» – Хоу Юнь, чистого, нежного, насыщенного вкуса, природного, цветочного аромата и в послевкусии обязательно должна быть Хуэй Гань или «вернувшаяся сладость», что заполняет собой всю ротовую полость и способна возвращаться даже через некоторое время.

ТеГуанинь лидирует по количеству чайных полифенолов, витаминов, аминокислот, алкалоидов и других соединений. Здесь более тридцати неорганических микроэлементов, среди которых кальций, калий, натрий, фосфор, селен, цинк и железо. А ароматических веществ – порядка семидесяти наименований, часть из которых уникальны и присуще только этому чаю. Отсюда и многогранность аромата и многослойность вкуса, которые действительно хочется открывать постепенно, наслаждаясь проливом за проливом, чашечка за чашечкой, глоток за глотком.

Что часто путают с Те Гуань Инь?
Кстати, помимо кустов сорта ТеГуаньинь в Аньси выращивают Се Чжуны или Чжун Ча – «цветной или разноцветный вид». То есть все остальные сорта, порядка 12, которые были селекционированы (в основном) от ТеГуанинь. Правда, зачастую это еще и буквальное название для купажа из южнофуцзяньских улунов. Упомянем некоторые из Се Чжунов:

  • Сорт Хуан Дан известен нам под именем Хуан Цзинь Гуй (Золотая корица). Его вегетация происходит раньше, чем у ТеГуанинь и листья его чуть светлее. Вкус настоя более резкий, праздничный, яркий.
  • Мао Се (Волосатый краб) имеет более округлые зубцы по кромке жесткого листа. Вкус настоя более скромный и тихий. Аообще, помимо чая, Мао Се – это собирательное обозначение «китайского нехитрого лакомства».
  • Бэнь Шань (Данная гора). Отличительная особенность – более мелкий лист, в отличие от листа сорта ТГ.
  • Фо Шоу (Ладонь Будды) – сорт чая, который выращивают и в УИ, и на Тайване, и вот теперь в Аньси, в уезде Юнчунь, где тщательно заботятся об экологии. Во вкусе настоя проявлены хвойные оттенки, некая морская свежесть.

Где растет настоящий Те Гуань Инь?
«Ценность чая ТеГуаньинь выше золота», – часто можно услышать в Аньси. Под Аньси мы подразумеваем не конкретный город, а достаточно большое количество деревень, поселков, земель, где выращивают чай, в префектуре выше обозначенного центра. У каждой местности свои нюансы. Описать все мы просто не в силах, поэтому остановимся на некоторых, что просто обязан знать почитатель ТГ.

  • Сипин – официально признанная родина ТеГуаньинь. Эксперты, на основе «Справочника из Аньси» пришли к выводу, что открытие чайного куста сорта ТеГуанинь сделано крестьянином Вэй Инем, да-да, тем самым, который каждый день подносил три чашечки чая изображению Гуаньинь. Высота гор, на которых расположенны террасы с кустами чая до 1000 метров. Принято считать, что выделка чая здесь приближена к традиционной манере (хотя модные тенденции на «яркую зелень», естественно, здесь тоже есть), а следовательно, и вкус у настоя будет преобладающе сладким.
  • Ганьдэ – неофициальная родина чая. Здесь считают первым открывателем и первым технологом Ван Шижана, что в расщелине гор в незапамятные времена увидел во сне растение, которое впоследствии обнаружил на самом деле и пересадил в железный треножник. А император Цянлун, испробовав преподнесенный настой, дал ему имя – «Железная Богиня милосердия и сострадания». Горы здесь достигают высоты около 1300 метров. Чай из этого уезда лидирует на рынке из-за «чистого, особенного вкуса и аромата», созданного благодаря слабому окислению по инновационным способам выделки (свежесть зелени с кислинкой). Отсюда пришло и новаторское решение оставлять или кусочек черенка в несколько миллиметров в готовом чае, или весь черенок в два-пять сантиметров. В итоге, Ганьдэ зарекомендовало себя, как местность с чаем ТГ, где во вкусе преобладает «должная кислинка».
  • Сяньхуа. Название уезда говорит само за себя: традиционная «возвращающаяся сладость» в послевкусии, цветочность в настое и в аромате. Плюс к этому местность все еще остается относительной новой для производства чая.
  • Саньян. В поселке Хутоу в прошлом году была введена в эксплуатацию фабрика растений в 10 тыс кв км с автоматизированным компьютерным контролем за температурой, влажностью, светодиодным освещением, и условиями питания. Нет, пока они выращивают только овощи.
  • Куст сорта ТеГуанинь сейчас также можно встретить и в Юньнани, и на Тайване и даже во Вьетнаме.

Легенда о Те Гуань Инь
Порой фермеры говорят, что их чайные горы – это место, где сама бессмертная Дева подстригает чайные растения. Мы, люди с иным мышлением, привыкли верить фактам, а когда факты упираются в легенды, на наших губах непроизвольно появляется улыбка. Пусть так.

Толи так было, толи так могло бы быть, но одна из историй происхождения чая гласит, что на территории современной провинции Фуцзянь, в местности под названием Аньси, жил известный в далекие времена чаевод. Он славился на всю округу своими прекрасными чайными садами. Абсолютно вся земля этого славного фермера была отдана под чайные угодья. Молва о нем достигла императора, который незамедлительно решил увидеть этого человека, вкусить чай из его рук. Но случилось несчастье – налетела стая саранчи, уничтожив в короткий срок труды чаевода. Император прибыл, но поить его было нечем. Последний раз герой легенды решил взглянуть на свою любимую землю, где когда-то рос чай. Озирая пустую местность, взгляд чаевода коснулся и железной статуи Гуаньинь – несколько кустиков проросли сквозь ее колени, как будто бережно сохранённые ее руками от пожиравших все насекомых. Чаевод, нечая увидеть такое чудо, позже выстроит храм в честь этой бодхиставы, а пока радостно собирает чайные листья, готовит их и преподносит императору драгоценный напиток. Естественно, этот чай получает благодарственное имя: ТеГуаньинь, то есть «Железная Гуаньинь».

Гуаньинь или Гуаньшиинь – «Слышащая или созерцающая звуки мира». На самом деле этот образ просветленного существа прибыл из Индии вместе с буддийской философией около 1 века нашей эры и воспринимался какое-то время в мужском облике. Имя Гуаньинь – это калька с имени Авалокитешвары. Но, или китайцам сложно было понять исключительное бесконечное милосердие и сострадание, исходящее непосредственно от мужчины, еще и сам Авалокитешвара мог принимать на земле любые облики, или сюда добавились еще и местные легенды о Деве, которая несмотря ни на что следовала заветам учения Будды и стала просветленной и бессмертной, или с милосердием как таковым еще и связался образ Девы Марии, но так или иначе примерно к 11 веку мужской образ повсеместно претворился в женский. Честно говоря, исходя из философии буддизма это не столь важно, ведь таким просветленным существам больше не требуется ни рождаться, ни умирать в каком бы то ни было из миров, в том числе и человеческом. Они свободны, их карма чиста, они могут идти дальше, в эту некую нирвану (что это такое сам Будда не говорил, а мы бы вряд ли поняли). Но их сострадание и милосердие к живущим столь велико, что они дают обет бодхисаттвы, обет пробужденных, что не покинут ни одно живое существо, до тех пор, пока обитатели многочисленных и самых разных миров не станут таким же просветленными и пробужденными, как и сами бодхисаттвы. «Слышащая все звуки мира», Гуаньинь – одна из таких бодхистаттв.

Краткая инструкция по завариванию Те Гуань Инь:

  • 1. Исследуйте и экспериментируйте и с водой (но только не водопроводной, пожалуйста), и с температурой, и с временем проливов, и с количеством чая, и с длительностью проливов. Каждый раз вы будете открывать новые грани и оттенки ТеГуанинь.
  • 2. Да, можно попробовать заварить в чаше, при условии, что каждый глоток вы будете наблюдать как меняется вкус, как изменился аромат, как быстро листья из маленьких комочков развернулись в целые полотна.
  • 3. Нет, варить светлый улун все же не принято.
  • 4. Лучшим способом будет заваривать чай проливами. В Аньси используют гайвань – фарфор нейтрален к аромату и ко вкусу, в отличие от глиняного чайника, чайник будет добавлять оттенки во вкус, при условии, что он предназначен исключительно для светлых улунов. Температура в среднем градусов 90-95. Но можно первые проливы начать заваривать и при 85, но затем подогреть воду до 90, затем 95 градусов. Насыпать чаинок столько, чтобы они заполнили дно гайвани или чайника (вариации по вкусу). Первый пролив слить, второй можно чуть подождать и начать дегустировать (вообще это индивидуально, хотите крупные штрихи, насыщенные – держите подольше, хотите медленные, перетекающие изменения – сливайте настой сразу). Заваривайте пока вам вкусно, помня что последние проливы (когда появляется вкус воды) можно подольше подержать, если хочется.
  • 5. Летний вариант: промыть чай и засыпать в емкость (например в стекленный чайник в 1.5л) с прохладной водой и поставить в холодильник. Через несколько часов настоящий айс ти вас очень порадует.

Души не чаю (с) 2017


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.