Немного об австралийском чае

Первая британская колония на континенте была основана в 1788 году, и в это время европейцы уже достаточно хорошо были знакомы с чаем. Иногда утверждают, что чай входил в официальный рацион Первого Флота – одиннадцати кораблей, привезших на материк около 1500 ссыльных и некоторое количество свободных искателей приключений. Однако австралийские историки считают, что это преувеличение – чай у некоторых колонистов и моряков Первого Флота был, но это было их личным делом. В рацион ссыльных чай был включён позже – в 1819 году.

Считается также, что первые поселенцы отчасти переняли традиции австралийских аборигенов, пивших настои листьев местных растений, в частности, чайного дерева (мелалеуки семейства Миртовых; к камелии китайской мелалеука отношения не имеет), тонкосемянника из того же семейства (и его тоже называют иногда чайным деревом), сарсапариллы сладкой и других.

Первая поставка чая в новую колонию состоялась в 1794 году, и, разумеется, это был китайский чай, причём исследователи утверждают, что зелёный. В 1880-х предприниматель Джеймс Инглис познакомил австралийцев с индийским и цейлонским красным чаем – и они быстро изменили свои привычки. В 1884 г. Альфред «Чайный Человек» Бушелл (так и пишут в хрониках — Alfred ‘The Tea Man’ Bushell; он даже женат был не на ком попало, а на Агнес Брук из семьи основателей Brooke Bond – тесен чайный мир!) открыл в Брисбене первый австралийский специализированный чайный магазин. Его компания существует и по сей день.

Всю первую половину ХХ века на австралийском рынке доминировала марка «Billy Tea», получившая своё название отнюдь не в честь какого-то Билли: billycan – это походное металлическое ведёрко, аналог нашего котелка, незаменимая вещь в инвентаре австралийских первопроходцев и, в какой-то мере, символ героического покорения новых неприветливых земель, а выражение to boil the billy в австралийском сленге как раз и означало приготовить чай. В известной балладе «Waltzing Matilda», которую иногда называют неофициальным национальным гимном Австралии, главный герой, бродяга, именно в таком ведёрке греет воду на костре, и эта баллада, естественно, вовсю использовалась в рекламе «Billy Tea».

В годы Второй мировой войны с индийским и цейлонским чаем по понятным причинам начались перебои. Была введена купонная система, рассчитанная на три чашки чая в день. Многим австралийцам, однако, этого не хватало, и они выменивали чайные купоны на какие-нибудь другие; те же, кто не очень любил чай, в свою очередь, неплохо на своих чайных купонах зарабатывали. Обычным делом стали кражи чая на причалах и в поездах; само собой, процветал чёрный рынок чая.

Ну, а история собственно австралийского чая берёт начало в День дурака – первого апреля 1882 года, когда четверо братьев Каттенов – Джеймс, Херберт, Леонард и Сидни – отправились на лодке вниз по реке Талли в северном Квинсленде. Надо сказать, что север штата Квинсленд – это жаркие и влажные тропики, среднегодовая температура превышает тут 20°C и даже в июле, в разгар австралийской зимы, не опускается ниже 5°С. Братья Каттены искали плодородные земли и нашли их на побережье в 100 км к югу от города Кэрнс. Последовали годы упорного труда; Каттены экспериментировали со множеством сельхозкультур: чай, кофе, цикорий, кокосовые пальмы, апельсины, манго, джекфруты, имбирь, перец, табак. Оказалось, что по сравнению с кофе чай требует гораздо больше труда, и братья сосредоточились на выращивании кофе и фруктов. Осталось неизвестным, удалось ли им сделать хоть немного чая на продажу. Дело осложняли регулярно обрушивавшиеся на северо-восток Австралии тайфуны, и четвёртый из них в 1918 году практически полностью уничтожил ферму Каттенов.

Зато это удалось Джеймсу Гриффитсу из компании Griffiths Brothers Tea, основанной в Мельбурне в 1879 году и бывшей в своё время крупнейшим поставщиком чая, кофе и какао в Австралии. По крайней мере, сообщения о выращенном им чае встречаются в австралийской прессе с 1901 года по 1923. В наше время от Griffiths Tea осталось лишь историческое здание в Сарри Хиллс, пригороде Сиднея.

Следующая глава связана с доктором Алланом Маруффом, ботаником-энтузиастом, эмигрировавшим из Индии в Австралию в 1950-х; ему шёл пятый десяток. Поселившись со своей женой в Иннисфейле, городке чуть южнее Кэрнса, он начал исследовать окрестности и нашёл, что они очень похожи на чаеводческие регионы Индии. А на заброшенной ферме братьев Каттенов доктор Маруфф обнаружил уцелевшие чайные деревья – и посаженные братьями, и выросшие естественным путём из их семян; они достигали 15 метров в высоту. Часть этих деревьев растёт там и поныне, сейчас им уже более века.

В 1958 году он приобрёл 320 акров земли в долине Нерада и высадил там немного саженцев и семян, собранных на бывшей ферме Каттенов. Плантация росла медленно: к 1965 году было освоено лишь 30 акров. В этот период доктор Маруфф поучаствовал в создании чайной плантации в Восточном нагорье Папуа-Новой Гвинеи; в дальнейшем эта плантация станет основой чайной промышленности этой страны.

Хуже обстояло дело со сбором и обработкой чайного листа. Ручной сбор сделал бы местное чаеводство абсолютно нерентабельным, и потребовалось несколько лет на разработку технологий машинного сбора, которые давали бы приемлемый результат. Кроме того, у доктора Маруффа не было средств на постройку чайного завода полного цикла.

Тем временем у чайного энтузиаста появились конкуренты: группа местных бизнесменов во главе с Родом Тэйлором основала компанию TEA (Tea Estates of Australia) и заложила 200-акровую чайную плантацию по соседству с землями доктора Маруффа. Но лавры автора первого современного австралийского чая принадлежат всё-таки ему – он смог найти инвесторов и создать совместное предприятие NTE (Nerada Tea Estates). В 1970 году был построен чайный завод, и в 1971 году его первая продукция была продана чайным торговцам из более богатых и развитых южных штатов. Утверждают, что на тот момент с точки зрения технологии завод доктора Маруффа было одним из наиболее передовых чайных предприятий мира. Однако цены на готовый чай оказались существенно ниже, чем рассчитывал Маруфф и его компаньоны. Уже в следующем году NTE разорилась, и её активы были куплены компанией TEA.

Руководство TEA приняло решение не продавать чай торговцам, занимающимся блендингом и упаковкой, а выпускать его под собственным брендом. И в 1974 году, после постройки в Иннисфейле чаеразвесочной фабрики, появилась марка «Nerada Tea».

В наше время Nerada Tea является крупнейшим производителем чая в Австралии, владеет более чем 1000 акров плантаций, а также сетью ресторанов и выпускает порядка 15 000 тонн готового чая в год – как чистого, так и с различными добавками: с мятой, бергамотом, ванилью, корицей и т.д.

Крупнейшим, но не единственным. В 1978 г. цейлонские чаеводы Майкл и Норма Грант-Кук основали чайное хозяйство Мадура (Madura tea estate) в долине реки Твид (Мурвиллумба, северо-восточная часть Нового Южного Уэльса); правда, основу их ассортимента составляет цейлонский чай, но в линейке их продукции есть и смеси цейлонского, индийского и т.д. чая с собственноручно выращенным австралийским, как красным, так и зелёным. В том же году возникла чайная компания Дэйнтри (Daintree Tea Company) в долине одноимённой реки близ Моссмана, штат Виктория; в 1988 г. – чайное хозяйство Северных Рек (Northern Rivers tea estate) в Лисморе, Новый Южный Уэльс; ещё есть Компания Альпийского Чая (Alpine Tea Company) в долине реки Кьюа (Тавонга, штат Виктория) – она выделяется тем, что производит зелёный пропаренный чай в японском стиле, и Компания Зелёного Чая Двух Рек (Two Rivers Green Tea Company) у слияния Гулбёрна и Ахерона (Александра, штат Виктория).

Конечно, качество австралийского чая таково, что он едва ли может заинтересовать чайного гурмана. Да и в его истории нет ничего примечательного, кроме разве что существования на австралийском побережье вековых чайных деревьев. Но я в который раз уже задумываюсь о том, что у истоков чайного дела всегда стоят безумцы, всерьёз тратящие всю свою жизнь на то, чему самое время в их профессиональный праздник – День дурака.


Альфред «Чайный Человек» Бушелл.


Здание Griffiths Teas примерно век назад.


Если верить интернетам, это и есть доктор Аллан Маруфф.


Норма и Майкл Грант-Кук.


Насколько я понимаю, за рулём трактора Майкл.


А это не трактор, а часть старого чайного комбайна.

30 ноября 2017 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.