Керамика Охи
Есть лишь несколько глазурей в Японии, настолько же пленительных как амэ-ю Охи (Ohi Yaki). Её богатый карамельный цвет наиболее часто встречается на тяванах (чайных чашах) и мидзусаси (сосудах для воды), а глубина и изящество оттенков влекут наблюдателя в мир безмятежности. Выполненные из мягкой глины и обожженные при низких температурах, изделия Охи ценятся за свои изящные формы и блеск. Их особая глазурь красиво контрастирует с порошковым зеленым чаем, используемым в чайном действе.
Как и Раку, Охи — это имя династии и одновременно разновидности гончарных изделий и история Охи тесно связана с историей Раку.
В 6й год эпохи Канбун (1666 год), пятый Лорд семьи Маэда — Маэда Цунамори пригласил в город Канадзаву Сэнсо Сосицу — чайного мастера и четвертого патриарха школы Урасэнкэ, чтобы распространять искусство чайной церемонии, известной как Тядо.
Первый патриарх династии Охи, Охи Тёдзаэмон, был сыном третьего патриарха Раку, Доню и учеником четвертого патриарха династии Раку, Итиню. Охи Тёдзаэмон помогал чайному мастеру Сэнсо в Канадзаве и начал производить чайные чаши из глины, добываемой из деревни Охи, которая располагалась как раз за пределами Канадзавы. Отсюда и происходит название керамики Охи. Сэнсо Сосицу, получивший имя Сотан, был четвертым сыном внука Сэн но Рикю и третьим главой школы Урасэнкэ. Унаследовав философию чая от прадеда, Сэнсо распространил учение чайной школы Сэнкэ.
Научившись методам и теориям Раку, Тёдзаэмон, под опекой Сэнсо Сосицу, создал уникальную ветвь печи традиции Раку, что было беспрецедентным в Канадзаве. Сэнсо позже вернулся в Киото и работал над восстановлением традиции Урасэнкэ, в то время как Тёдзаэмон остался в Канадзавае чтобы стать основателем собственной династии, известной как Охи, которая процветает уже в течение 350 лет до сего дня.
Как и ожидалось, большинством продукции печи Охи были тядогу (chadogu) — чайная утварь, по форме напоминающая Раку: высокостенные округлые чайные чаши. Оба стиля керамики никогда не использовали гончарного круга. Как и при изготовлении чаш Раку, утварь Охи формовалась вручную методом, похожим на укладывание катушки, а лишние части убирались шпателем. На стадии обжига, изделие глазуровалось и помещалось в печь. Затем температура резко повышалась за короткое время и изделие вынималось из печи, пока глазурь еще плавится, чтобы быстро охладить его. Этот метод подразумевает стремительные изменения температуры, так что поиск земель с хорошими глинами был очень важен.
Данный старинный тяван Охи имеет много отметин времени, самая заметная из которых приходится на внутреннюю часть
Первые шесть поколений производили керамику только для клана Маэда и так продолжалось вплоть до седьмого поколения (1834-1894), когда печь стала производить утварь для широкой публики. По причине смены национальной политики, семья Охи потеряла покровительство лордов Маэда и их судьба приняла печальный оборот. Чтобы обеспечить своё выживание, династии Охи пришлось принять постороннего гончара, Нара Рикити.
Тёдзаэмон IX — тот, кто вновь добился успеха и янтарный цвет Охи вновь начал ярко сиять и источать удачу. Тосиё, внук Тёдзаэмона IX, был рождён в 1958 и творит изделия всех типов — не только предназначенные для чая, но и настольную утварь, а также обширные настенные росписи.
Список глав династии Охи
Поколение | Имя главы | Другое имя | Даты |
1 | Ohi-Chozaemon | Hodoan | 1630-1712 |
2 | Ohi-Chozaemon | Hodoan | 1686-1747 |
3 | Ohi-Chozaemon | Hodoan.Kanbei | 1728-1802 |
4 | Ohi-Chozaemon | Doan.Kanbei | 1758-1839 |
5 | Ohi-Chozaemon | Hodoan.Kanbei | 1799-1856 |
6 | Ohi-Chozaemon | Sakutaro | 1828-1856 |
7 | Ohi-Chozaemon | Michitada | 1833-1896 |
8 | Ohi-Chozaemon | Yuigensai.Sosyun | 1851-1927 |
9 | Ohi-Chozaemon | Todosai | 1901-1986 |
10 | Ohi-Chozaemon | Toshiro | 1927- |
11 | Ohi-Toshio | 1958- |
Подготовка материалов и перевод: Иван Лев
Источник: http://tealion.ru