Возрождение чайной отрасли Кубани: мнения экспертов и производителей
Власти Кубани начали предпринимать шаги для подъема чайной отрасли, а инвесторы и фермеры заявили о готовности восстанавливать заброшенные плантации
В настоящее время в Сочи выращивают и перерабатывают чайный лист 6 крупных предприятий и ряд крестьянских хозяйств. Чайные плантации занимают площадь 1,5 тыс. га, при этом около 900 га из них заброшены – участки поросли дикой ежевикой и сорняками. Упадок чаеводства в Краснодарском крае произошел в годы перестройки, валовый сбор чайного листа с 1990 по 2015 годы сократился с 8 тыс. тонн до 316 тонн в год. Власти Кубани намерены если и не достигнуть прежних показателей, то максимально приблизиться к ним. Депутаты Законодательного собрания региона приняли закон «О развитии чаеводства в Краснодарском крае». Документ предусматривает увеличение субсидий чаеводам и защищает местный чай от подделок. Так, согласно закону, называть краснодарским смогут только тот чай, в составе которого будет присутствовать лист с местных плантаций.
Регистрация географического наименования «Краснодарский чай» – один из первых шагов, который сможет вывести бренд на новый уровень, уверен генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. Однако, по его мнению, только этих мер недостаточно. «Для того чтобы чаеводство в Краснодарском крае вышло на стабильную основу, развивалось в качестве высокорентабельного бизнеса, необходимо создать ряд условий. Государство, в первую очередь, должно реализовывать маркетинговую программу. Продвигать бренд Краснодарский чай внутри страны и за рубежом. И тогда через 3-5 лет меры по поддержке сельхозпроизводителей не понадобятся, будет стабильный спрос, будет налажен сбыт, и фермеры будут спокойно кредитоваться в банках», – считает Чантурия. Будущее краснодарского чая генеральный директор ассоциации «Росчайкофе» видит только в премиальном сегменте. «Если брать эконом и средний сегменты, то здесь краснодарский чай перспектив не имеет. И этому есть понятное объяснение. Он не сможет конкурировать с чаями, производимыми в странах Азии, Африки и других по двум основным причинам. Первая – стоимость рабочей силы, которая в Индии, Вьетнаме, Индонезии значительно ниже. Вторая – длительность сезона сбора чая. Если в Краснодарском крае он длится 3-4 месяца, то в других странах – 10 месяцев», – поясняет Чантурия. При этом он подчеркивает, что на рынке продуктов премиум-класса краснодарский чай не имеет конкурентов, благодаря уникальным свойствам. «Краснодарский чай необходимо вывести в ряд премиальных чаев и реализовывать не только в России, но и за границей. Тогда производители будут чувствовать себя уверенно и планировать долгосрочные проекты, тогда не понадобится субсидирование отрасли», – подчеркивает Рамаз Чантурия.
Об уникальности краснодарского чая говорит и главный технолог ООО «Универсальные пищевые технологии», титестер Медея Геловани. «Краснодарский чай отличается от чаев из Индии и Китая. У него свой особенный вкус и аромат. Это очень легкий чай и хорошо усваиваемый. И плюс, конечно, в том, что он отечественный. Если займутся возрождением краснодарского чая высшего сорта – это будет совершенно уникальный продукт», – говорит эксперт.
Профессор кафедры технологии зерновых, хлебных, пищевкусовых и субтропических продуктов КубГТУ, доктор технических наук Ирина Татарченко также уверена, что чаеводство на Кубани нужно возрождать. Однако, как отмечает она, это сопряжено с большими финансовыми затратами. «Плантации надо возрождать, но эти планы сопряжены с большими затратами и тяжелой работой. Чтобы заброшенные чайные кусты стали давать урожай, потребуется три года. Первый год – раскорчевка, глубокая обрезка, на второй год только появится молодая поросль, и вот на третий год, возможно, можно будет собрать урожай», – поясняет Татарченко. Среди проблем, с которыми могут столкнуться чаеводы, специалист называет отсутствие в регионе питомников, где выращивали бы молодые чайные кусты. «На заброшенных сейчас плантациях часть чайных кустов погибли, после раскорчевки и расчистки эти пустые места нужно будет заполнять молодыми растениями», – отмечает Ирина Татарченко.
Инвестировать средства в возрождение чаеводства готово ООО «Объединение Краснодарский чай» (ОКЧ). Сегодня компания работает в партнерстве с ОАО «Солохаульский чай» и выпускает продукцию под брендом «Краснодарский чай ВЕКА». В планах компании – реконструкция 100 га плантаций в районе Сочи, создание современной фабрики по переработке чайного листа и чайных домиков для туристов. Рекультивацию плантаций «Объединение Краснодарский чай» собирается проводить поэтапно. Затраты на эти мероприятия за 9 лет, по предварительным данным, составят около 260 млн рублей. Строительство предприятия по переработке чайного листа и домиков для туристов потребует еще более 100 млн руб. вложений. Реализация проекта предусматривает создание от 150 до 210 рабочих мест. После рекультивации плантаций предприятие рассчитывает ежегодно собирать до 110 тонн премиального и 110 тонн стандартного чаев. Кроме того, планируются закупки сырья в соседних хозяйствах. Всего предприятие собирается в год перерабатывать 400 тонн чайного листа.
Генеральный директор ООО «Объединение Краснодарский чай» Серафим Тимченко ожидает, что принятие закона о развитии чаеводства поможет компании реализовать задуманное. «Закон расширит возможности для реализации краевых программ помощи и позволит чаеводам активнее получать субсидии на развитие чайной отрасли», – говорит Серафим Тимченко. При этом он подчеркивает, что, прежде всего, необходимо решать проблему заброшенных чайных плантаций. Власти Сочи уже заявили о намерении изъять неэксплуатируемые земли у арендаторов, но не все предприятия готовы пойти администрации курорта навстречу. По мнению Серафима Тимченко, без решения вопроса передачи заброшенных участков инвесторам закон о развитии чаеводства будет малоэффективен. «Это единственный реальный шаг, который позволит в короткое время возродить объемы краснодарского чая до уровня 70-х годов», – считает генеральный директор «Объединения Краснодарский чай».
Отметим, что до настоящего времени размер субсидии на уход за чайными плантациями составлял 45 тыс. рублей на 1 га. Затраты же на восстановление 1 га заброшенных угодий эксперты оценивают в 250-400 тыс. рублей. Также Серафим Тимченко предлагает регламентировать содержание и качество краснодарского сырья в купаже. «Сейчас крупные производители краснодарского чая, чтобы сделать продукт более доступным для потребителей с разным уровнем доходов, производят чай с добавлением импортного сырья. Качество этого импортного чая остается на совести производителей», – отмечает гендиректор ОКЧ. По его словам, импортное сырье позволяет снизить стоимость пачки краснодарского чая. Но дешевле оно не потому, что уступает по свойствам, а за счет низкой себестоимости в странах массового произрастания. Так, сегодня средняя цена 100 г купажированного чая составляет около 100 рублей, а «чистый» краснодарский чай не может стоить дешевле 600 рублей за 100 г, утверждает Серафим Тимченко.
Одним из необходимых процессов производства называет купажирование и Медея Геловани. По ее словам, именно купажирование позволяет обеспечить стабильное качество продукта. Титестер поясняет, что нюансы вкуса и аромата чая зависят от погодных условий и ряда других факторов. В то же время потребитель, покупая пачку чая с привычным названием, рассчитывает на определенный вкус. Задача купажей как раз обеспечить стабильность вкуса и качества. «Краснодарский чай купажировали и в советское время, добавляли в состав 30-40% индийского чая. Это ни в коем случае не портило чай, а, напротив, придавало ему силы и шарма. Индийский чай более тяжелый, а Краснодарский чай – более диетический. Купажировали, чтобы придать крепость и аромат», – отмечает титестер.
В то же время Рамаз Чантурия уверен, что купажирование именно краснодарского чая – тупиковая ветвь развития, поскольку приводит к потере уникальности продукта. «Сейчас производители, которые реализуют купажированный чай под брендом «Краснодарский», решают текущие проблемы. Это тактический прием, который ведет к проигрышу. У краснодарского чая есть перспективы только в премиальном сегменте», – считает Рамаз Чантурия.
При этом все эксперты сходят во мнении, что качество краснодарского чая нужно контролировать. «Обязательно нужна система контроля качества. Имидж Краснодарскому чаю можно испортить в две секунды, а вернуть доверие потребителей будет не так просто», – говорит Рамаз Чантурия. Серафим Тимченко также выступает за обязательный контроль качества продукта. «Для прозрачности мы хотим предложить внести поправки в Росстандарт, которые будут регламентировать содержание и качество краснодарского сырья в купаже и определят, что можно отнести к ГОСТ, а что к ТУ. Данная информация должна быть обязательно вынесена на упаковку, чтобы потребитель мог ознакомиться с ней и сам сделать выбор. Наша цель – производить качественный продукт, который был бы доступен покупателям с разным уровнем доходов», – подчеркивает гендиректор ОКЧ.
Источник: http://kuban.rbc.ru/krasnodar/22/08/2016/57bb0a189a7947c7f64aba81