Чайный район Биндао
Биндао (冰岛茶区) – это район в Юньнани, хорошо известный в чайном мире. Известность его внутри Юньнани абсолютно не уступает горам Наньношань. Расположен он на самом севере уезда Мэнку и находится в 33 км от города Мэнку, вблизи поселка Наньмэй, что в округе Линьцан. Если выехать на машине их города Мэнку, вверх по реке Наньмэнхэ, понадобится не более часа, чтобы доехать до деревни Биндао. Деревня находится на полдороги к вершине горы. Все постройки расположены фасадом на юг, поэтому из каждого дома открывается прекрасный вид на окружающие просторы.
В Биндао (дословный перевод: ледяной остров) не бывает снега и заморозков. Четыре сезона тут подобны весне, все покрыто яркой зеленью, множество водных источников, земля плодородна, прекрасное место для благоденствия живущих там людей. До 1904 года в деревне Биндао жили только представителями народности дай, на дайском языке она называется Бяньдао. До 1960 года в исторических записках Шуанцзяна будущий упоминается как Бяньдао или Биндао. Но сейчас название Бяньдао заменено на Биндао, что в переводе с китайского не отражает сути ни фонетически, ни эмоционально как для китайцев, так и для иностранцев. Люди, приезжающие в поселок Биндао (ледяной остров), услышав название, считают, что это такой ледяной островок посреди Янцзы. А некоторые путают название с Исландией (chazhidao.org: также переводится дословно на китайский: ледяной остров, в Китае так называют Исландию), маленькой европейской страной. Более поздние документы действительно не знают, как отобразить дайское название Бяньпао в китайском языке, поэтому используют слово Биндао. Однако, как только вы попадаете в деревню Биндао, живущие там дайцы по прежнему назовут ее вам как Бяньдао (маленький остров) или Биндао (южный остров).
Говоря о крупнолистовом чае из Шуанцзяна и Мэнку, так или иначе, коснёмся Биндао. Обращаясь к историческим источникам Шуанцзяна и Линьцана до 1949 года, а так же различным книгам о чае в Юньнани, везде упоминается, что посадки чая в Шуанцзяни и Мэнку начались в династию Мин, на 21 году правления под девизом Чэнхуа (с 1485 года). По одной версии посадки начались в Мэнмэн (Шуанцзян) людьми, вызванным в Биндао из Сишуанбаньны старейшинами племени дай. По другой версии, были вызваны жители Бирмы с горы Кунлун. Поэтому до сих пор достаточно большое количество людей, на основании прочитанного в книгах, уверены, что традиции выращивать чай в Шуанцзяни всего около 520 лет. Касательно специалистов из Сишуанбаньны, призванных помочь посадить чай в Биндао и Мэнку, автор этих строк, многократно посещавший Шуанцзянь и проведший тщательное расследование, разузнал следующее. Эта версия берет начало из записей родословной старейших племени дай в Мэнмэн. Родословная записана на древнем дайском языке. Специалист по древнедайскому языку, проглядев эти записи, подтвердил правильность версии. Дайцы, жители Биндао, действительно взяли чай для посадок из Сишуанбаньны.
До становления династии Цин, нынешние жители Шаунцзяни проживали среди таких народностей как булан, ва, лаху, и, лису и прочих. Меж ними только дайцы на тот момент имели письменность, поэтому любые исторические документы из Шуанцзяни возрастом более 300 лет могли быть написаны только на древнедайском языке. Разыскивая в документах Шуанцзяни записи о посадке чая, сделанные до эпохи Цин, мы находим исключительно эту фразу из родословной представителя народности дай из Мэнмэна. В Шуанцзяни власть от местных властей к центральным китайским перешла только в 1904 году. А до этого момента, с 1479 до 1903 года управление Мэнку находилось в руках общины дайцев их Мэнмэна. Соответственно, информацию, когда в Мэнку и Шуанцзяни сажали чай, найти в документах до 1903 года на китайском языке невозможно, потому что записи на китайском просто не велись. А после передачи власти в 1904 году все записи о посадках чая основывались только на той записи в родословной. И все, кто пишет об истории чая в Шуанцзяни, просто не обращают внимание на тот важный исторический факт, что дайцы перебрались в Шуанцзян из Мэнмао во время последних лет правления династии Юань (1358 год), а до этого не управляли данной территорией. Но зато племя булан, проживающее там, уже выращивало чай, но записей оставить не могло.
Шуанцзян – земля с древней историей, до того, как дайцы переселились сюда из Мэнмао, ее населяло племя булан, об этом рассказывают этнографические исследователи Юньнани. Представители национальностей булан, ва, дэан, в древности имеющие общее название племена пу. Эти племена первыми в Юньнани начали выращивать чай: на горе Байиншань в уезде Юнь, в Сянчжучянь (ароматная бамбуковая роща) в уезде Фэнцин, на горах Буланшань в уезде Мэнхай, на горах Гэдэншань в уезде Мэнла, в деревнях Гуннун и Сяоху в Мэнку. До 13 столетия в деревне Сяоху проживало племя булан. Да и на другие территории, где в древности возделывали чайные деревья, имеют тесное отношение к племени булан. В этих местах древних поселений буланов до сих пор можно встретить редкие деревья возрастом от 2000 до 800 лет, что говорит о том, что там издревле выращивали чай. Пока еще можно обнаружить эти отголоски живой истории, живого архива.
Если смотреть на Шуанцзян с исторической точки зрения, лаху раньше дайцев переселились из Мэнмао на данные территории. Эти старинные поселения лаху в деревнях Бано, Дунго, Сяху, Наньпо района Мэнку так же сохранили следы в виде культивируемых чайных деревьев. Еще перед тем, как дайцы переселились, лаху уже выращивали чай, но так как не имели письменности, то данных об этих посадках в Мэнку не оставили.
Деревню Биндао (или Бяньдао) еще 100 лет назад полностью населяли дайцы и до 1903 года этими землями управляли старейших племени дай в Мэнмэн. В 1945 году дайцы из Биндао отправились в Сишуанбаньну за чайными семенами. В то время старейшиной был Хань Тин Фа, племянник старейшины Гэн Ма. Прежде чем он был назначен в Мэнмэне (Шаунцзяни) на эту должность, много лет обучался в буддийском храме в Чёнгтуне (нынешняя территория Бирмы). В 1480 году возвратился в Мэнмэн уже возмужавшим и был назначен новым старейшиной. Чёнгтун находится от Сишуанбанны всего лишь в нескольких десятков километров, возвращаясь, он проходил мэнхайские горы Буланшань , Бадашань , Наньношань и другие, где в то время широкомасштабно выращивали чай. Эту историю я более подробно описываю в другой моей книге «Сишуанбанна – родина пуэра». Хан Тин Фа, после прибытия, отправил дайцев из Биндао (Бяньдао) в Сишуанбанну обучаться высаживать чай. И этому есть историческое подтверждение. Хан Тин Фа проходил через Сишуанбанну, где в то время все высаживали чай, каждая деревня была занята чайным делом, и ему это показалось хорошим развитием, его народ тоже мог бы выращивать чай на своей территории.
В эпоху Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.) старейшины племен дай, аристократия, верхушка власти, все были тесно связаны между собой родственными узами, взаимопомощью, дарили друг другу земли, вместе защищались от врагов. Поэтому вполне логично, что Хан Тин Фа отправил своих людей в Сишуанбанну за семенами чая. Можно с уверенностью утверждать, что племена буланов и лаху в то время (1485 год) уже выращивали чай в Мэнку в своих родовых деревнях. И Хан Тин Фа понимал, что местная земля вполне подходит для чайных посадок. В 1480 году Хан Тин Фа был назначен на должность в Мэнмэн, а в 1485 уже снарядил людей в Сишуанбанну, хотя еще не полностью контролировал всю территорию Шуанцзяни, а так же горные районы, где проживали племена буланов, лаху, ва и прочих. Впоследствии Хан Тин Фа, распространяя учение «Малой колесницы», построил в каждой из горных деревень по буддийскому храму, используя веру как средство объединения разных этносов. Но в тот момент, чтобы избежать межнациональных конфликтов, Хан Тин Фа не имел возможности, и не хотел требовать от других племен поделиться чайными семенами. Сишуанбанна находится вблизи от Мэнмэна. Сейчас относящийся к округу Ланьцан город Мэнлан в те времена был под юрисдикцией Сишуанбанны. Мэнмэн и Сишуанбанна считались близкими соседями. Дайцы с обеих сторон являются последователями одной веры – «Малой колесницы», а кроме того, говорят на одном языке. Поэтому просить помощи у них, нежели у прочих племен, было наиболее правильно, легко и удобно. Так как Хан Тин Фа только вступил в должность, но власть его была слаба, то обращение к подвластным ему народностям булан и лаху с такой просьбой могли просто усилить этническую конфронтацию и привести к нестабильности региона.
Хотя, если анализировать ситуацию 1480х годов с другой стороны, горные районы народностей булан, лаху, ва, уже умели выращивать чай, уже имели чайные деревья и уже пили чай. Еще не прошло и 100 лет, как дайцы из Мэнмао переселились в Мэнмэн. Проживающие в долине дайцы не собирали чай, не имели чайных кустов и не пили чай. Но и народ, и дворец хотели пить чай, поэтому им было просто необходимо отправить экспедицию в Сишуанбанну. Рассказывают, что с тех пор как в Биндао (Бьяндао) появились чайные кусты, все дайцы Мэнмэна начали пить чай, старейшины обзавелись собственным чайным садом для знати, которым можно было распоряжаться по своему усмотрению и делать подношения. В 25 год правления Цяньлуна цинской эпохи (1760 год), старейшина Мэнмэна подарил семена чай из Биндао (Бяньдао) во дворец Шуньнина для развития экономики региона. Во времена Мин и Цин чай был вроде валюты, на него можно было обменять любой товар. Семена чая из Биндао могли повысить уровень жизни всякого народа.
Итак, в соответствии с историческими данными, в 1485 году крестьяне из деревни Биндао округа Шуанцзян (Мэнмэн) отправились в Сишуанбанну (Чэли). Но есть разные версии по поводу того, что в других регионах Мэнку на равне с Шуанцзянем тоже начали высаживать чай с 1485 года. Хотя в других деревнях в Мэнку, принадлежавших буланам, таких как Гуннун , Саохусай , Пано , Дунго и прочих тоже имелись чайные сады пользующиеся признанием и равные садам старейшин племени дай в Мэнмэн. В местах прежних поселений племени лаху и сегодня можно найти большое количество крупнолистовых деревьев возрастом 600 лет. Исторически зафиксировано, что на 25 году правления Цяньлуна (1760 год), когда породнились старейшины Мэнмэна и Шуньнина, из Мэнмэна были присланы несколько сотен цзиней (chazhidao.org: цзинь –пол килограмма) семян чая для дворца Шуньнин. Это было достойное приданное дочери старейшины Мэнмэна. Так как в Биндао располагались сады старейшин и знати дайцев, такой подарок было сделать легко, удобно и престижно.
Деревня дайцев в Биндао является наиболее высокой точкой в Мэнку, более того, единственная, которая располагается высоко в горах. Климат и почва в Биндао по сравнению с другими сельскими местностями в Мэнку наиболее подходит для выращивания чая. Чай из Биндао очень вкусный, это общепризнано чайными знатоками. Чай из Биндао в сравнении с чаем из Гуннун, Саохусай, Пано, Дунго и другими деревнями, обладает своим особым характером, а лучше он или хуже – сложно однозначно сказать.
Многие столетия чай из Биндао в Шуанцзяни (Мэнмэн) безраздельно пользовался репутацией лучшего и был широко признан, именно потому, что управлялся регион старейшинами племени дай. Чайный сад, посаженный крестьянами деревни Биндао принадлежал старейшинам Мнмэна. Его пили и старейшины, и аристократия, на международных мероприятиях и встречах, везде выбирали его. Все это поддерживало высокий статус чая из Биндао, было основой его репутации и славы как лучшего и древнейшего чая, проверенного временем. Но самые древние поселения в Мэнку и самые ранние посадки чая принадлежат буланом, а не дайцам. По истории миграции народов, истории деревень, по возрасту древних чайных деревьев, которые там сохранились, можно сделать вывод, что Гуннун, Саохусай, Пано, Дунго и другие деревни буланов и лаху стали выращивать чай раньше дайцев из Биндао (Бяньдао), которые начали осваивать это ремесло только в 1485 году. Так что, не верно говорить, что Биндао – самый раннее место чайных посадок в Мэнку.
Источник: http://www.puertea8.com/puerchazhishi/chandi/1517.html
Перевод: http://www.chazhidao.org