Зарождение и развитие искусства фиолетового песка

Производство керамики из исинской глины имеет очень долгую историю. Берет начало с времен династии Северная Сун (960-1127 гг) и достигает своего расцвета во время династии Мин (1368-1644 гг) и Цин (1644-1911 гг).
2016_03_03_03_025
Испокон веков мастера фиолетового песка внимательно наблюдали и исследовали как социальную жизнь, так и естественную природу вокруг них. Впитывая в себя китайские традиции живописи и древнего гончарного искусства, декорирование утвари, поделок из нефрита, резку каменных плит эпохи Цин, ханьское оформления черепицы, литье медных зеркал эпохи Тан и особенности других традиционных искусств и ремесел. Благодаря полученным высокохудожественным наработкам, мастера разрабатывали и развивали большое многообразие дизайнов исинских чайников, вместе с формированием самобытного национального колорита и неповторимых особенностей этого вида искусства.

В изделиях исинской глины отражены нравы и обычаи своего времени, стиль каждой эпохи воплотился в форме и украшении чайников. Внимательно изучив историю развития исинской керамики можно выделить некую последовательность. Обычно все превращается из грубого в утонченное, из крупного в мелкое, из простого в сложное. После разрушается и возвращается к истокам, все опять становится простым, незамысловатым и скромным. А потом этот круг начинается вновь.

Формы исинских чайников многообразны, имеются как простые практичные формы, так и искусно вылепленные чайники самых невероятных дизайнов, но в итоге их можно подразделить на несколько видов: геометрические формы, природные мотивы (обычно используют образы цветов), формы с прожилками (筋纹, цзинь вэнь — специальный термин, который используют для описания отображенных в чайниках природных форм, но геометрически ровных, преимущественно с прожилками – дополнение chazhidao.org), чайники с «водным уровнем» (шуй пин) и другие формы.

В разные исторические периоды развитие исинских чайников происходило по-разному. Некоторые формы чайников лепили всегда, но обычно мода и веяния каждого периода нашли свое отражение в изделиях своего времени, в них объединялись художественные традиции и модные тенденции.

Во времена династии Мин, начиная с девиза правления «Истинная Добродетель» и до самого заката минской эпохи (с начала 16-го до начала 17-го столетия) в лепке исинских чайников чаще всего использовали формы с прожилками (筋纹, цзинь вэнь). Наиболее характерные формы: обычно обыгрывают лепестки цветов, форму тыквы, форму цветка водяного орехаб чайник в стиле «юн шуй». Также на чайнике могли вырезать какие-нибудь изображения, что разрушало монотонный узор чайника. При изготовлении стремились вылепить чайник «живым», необычным, прибавить художественного очарования. В этот период возникла традиция передачи знаний из поколения в поколение, в дизайне царило многообразие форм чайников, но особенно часто создавали именно формы чайников с прожилками. Такая тенденция сохранилась и после 18 века. Символизируют это время мастера Ши Да Бинь (时大彬) и Сюй Ю Цюань (徐友泉).

Во времена династии Цин производство чайников базировалось на накопленном опыте, многообразие форм росло, дизайны были разнообразны и полны элементов, имитировались древние формы, использовались геометрические дизайны, многообразие цветов глины стало богаче. Киноварная глина (чжуни, 朱泥), фиолетовая глина (цзыни, 紫泥) также были наиболее популярны, но еще существовали белая глина (байни, 白泥), черная глина (уни, 乌泥), желтая глина (хуанни, 黄泥), глина цвета «шкурки груши» (липини, 梨皮泥), «цветка сосны» (сунхуани, 松花泥) и различные другие цвета.

Знаменитости этого периода: добился исключительных успехов в области лепки оригинальности дизайнов Чэнь Мин Юань (陈鸣远); был прекрасным подражателем старинных форм, а также прославился резкой картин и каллиграфии бамбуковым ножем на чайниках Чэнь Мань Шэн (陈曼生); стали известны благодаря искусным работам брата Ян Пэн Нян (杨彭年) и его сестра Ян Фэн Нян (扬凤年); а так же заслужили признание лаконичностью лепки Шао Да Хэн (邵大亨) и известный мастер Хуан Ю Линь (黄玉麟).

В цинскую эпоху период с середины правления Канси (1662 – 1722 ) до конца правления императора Цзяньлуна (1736—1795) лепка из исинской глины достигла пика. Декорирование тоже было на пике разнообразия, не считая унаследованного от минской эпохи резки на чайнике и каллиграфии, развились роспись глиною, разукрашивание чайника, создание рельефа, украшение вылепленными цветами, использование различных цветных глазурей, цзюньских глазурей, смешивание глин, ажурная резьба, покрытие лаком, покрытие оловом, инкрустирование нефритом, полировка до зеркального блеска и другие многообразные манеры оформления. Особенно рисунки глиной и роспись цветной глазурью достигли высокого уровня исполнения. Поэтому в цинскую эпоху творения этих искусных мастеров ценились очень высоко, наравне с нефритовыми изделиями. И использовались не только как ежегодная дань императору, но и продавались за границу.
2016_03_03_03_026
С началом опиумных войн (1840 год) мы входим в новый период истории. За 109 лет социальных потрясений многие отрасли пришли в упадок. Стиль исполнения чайников в это время все еще наследовал прекрасную манеру лепки предыдущих поколений, и простые природные формы. Но больше внимания стало придаваться вырезанию картин, каллиграфии и декорированию поверхности чайника. Что постепенно сформировало такое направление искусств, как профессиональные художники — резчики по керамике. А также удовлетворяло в то время распространенную моду коллекционировать винтажные вещи. Одновременно продолжало формироваться новое поколение знаменитых мастеров, это: Чэнь Шоу Чжэнь (程寿珍), Фань Да Жэнь (范大生), Ю Го Лян (俞国良), Фань Дин Фу (范鼎甫), Цзян Ань Цин (江案卿), Фань Фу Гуй (范福圭), Ван Бао Гэн (汪宝根), Фэн Гуй Лин (冯桂林) и некоторые другие мастера чайников. А также прославились резчики Шао Юнь Жу (邵云儒), Чэнь Шао Хэн (陈少亨) и другие…

С 50-х годов и до 90-х искусство лепки чайников и их декорирование вступили в новый исторический период развития и беспрецедентного процветания. Под руководством лозунгов «Пусть расцветают сто цветов» и «На основе старого воздвигать новое» древнее искусство фиолетового песка буйно расцвело и проявилось множеством стилей. В настоящее время мастера исинских чайников, все так же продолжая наследовать традициям и фундаментальным ценностям своего искусства. С одной стороны они потеряли несколько десятилетий последовательного развития лепки, с другой — приобрели тысячи новых дизайнов. Геометрические чайники (круглые, квадратные), природные формы (так же известные как цветочные), формы с прожилками и маленькие чайники, «водяной уровень» (шуй пин) и другие, все это производилось. Широко использовались красная, фиолетова глины, цвет груши и еще около 10 видов глин, основным декорирующим мотивом стали барельеф, имитация печати, нанесение аппликаций, а также новые технологии: гравировка и инкрустация золотом и серебром.

Современное искусство лепки исинских чайников представлены Чжу Кэ Сином (朱可心), Гу Цзин Чжоу (顾景舟) и Цзян Чжуном (蒋蓉). Также известны старые мастера Пей Ши Мин (裴石民), Ван Инь Чунь (王寅春), У Юнь Гэн (吴云根) и другие. Их мастерство многосторонне, но у каждого есть свои сильные стороны. Гу Цзин Чжоу, владеющий различными техниками, предпочитал лепить простые чайники. Ван Инь Чунь и У Юнь Чунь отдавали предпочтение формам с прожилками. Чжу Кэ Син и Цзян Чжун обладали умением придавать чайнику скульптурные формы. Пей Ши Мин лепил чайники простыми снаружи, если же прибавлял природные мотивы, то вылепливал тщательно мельчайшие детали, что добавляло правдоподобности растительным элементам. Новое поколение гончаров не только унаследовало традиции, но и создало немало оригинальных изделий и неоднократно на китайских и зарубежных выставках выделялись своим особым стилем.

Современное развитие, эволюция искусства «фиолетового песка» условно можно разделить на три этапа: период восстановления в начале (1949 год), инкубационный период 60-х годов и стремительное развитие 80-х годов. Ранее, в начале 30-х годов, в отрасли изготовления изделий из исинской глины трудились более 600 человека, после Японской войны(1937-1945 г) произошло резкое падение и до 1949 года оставалось около 50 с небольшим работников. После становления Нового Китая ремесло фиолетового песка обрело новую жизнь. В 1950 году народное правительство выделило специальные средства на восстановление производств. В отношении исинской глины велась политика сохранения, улучшения и развития ремесла. Притворяя в жизнь принципы экономической, функциональной, эстетической целесообразности дизайна, была проведена серия работ по выявлению потенциальных возможностей, восстановлению наработок и развитию.

В октябре 1955 года было основано Общество производителей товаров из керамики фиолетового песка в Исине и Шушане. Первоначально приходилось переучивать старых художников, чтобы собрать команду. Одновременно брали молодежь в подмастерья. Производство очень быстро восстановилось и развилось. В октябре 1958 года была основана Исинская ремесленная фабрика изделий из фиолетового песка, куда было набрано более 300 молодых подмастерьев. Кроме того, была открыта средняя школа по обучению лепке. А самая талантливая молодежь была отобрана для обучения в Центральной Академии Изобразительных Искусств, и совершенствования навыков в Нанкинском Институте Искусств. Таким образом, в отрасли исинской глины появились профессиональные мастера. Вдобавок в окрестных деревнях стремительно развивалось кустарное производство, которым занимались не менее 300 семей. Изготовление чайников тоже значительно увеличилось, начинали с десятков видов, а потом дошли до сотен. Исинские чайники стали частью международной торговли, а также одним из особенных предметов искусства культурного обмена, пользующийся немаленьким спросом среди китайцев и иностранных ценителей. Производство чайников достигло невиданного расцвета.

Во время культурной революции шестидесятых (с 1966 по 1976 гг) чайники из фиолетового песка тоже входили в список ценностей капитализма, кроме немногих видов, изготавливаемых на экспорт. Основная продукция ежедневного потребления и база керамической промышленности сохранились. В это время на дно чайников ставились только печати «Китай, Исин» и крайне редко можно было встретить клеймо мастера. Несмотря на это «чайники культурной революции» ценились среди знатоков, так как глина была отличная, цвета чистые, уровень исполнения высокий, кроме того существовали произведения известных мастеров.
2016_03_03_03_027
В 70-ые годы количество экспериментальных мастерских исинской глины увеличивается, ими руководят Чжу Кэ Син (朱可心), Гу Цзин Чжоу (顾景舟), Цзян Чжун (蒋蓉), Сюй Сю Тан (徐汉棠), Гао Хай Гэн (高海庚), Люй Яо Чэнь (吕尧臣), Ван Инь Сянь(汪寅仙) и другие. Специализируясь на проектировании чайников, в тоже время, ориентируясь на классические образцы, появляются чайники у Гу Цзин Чжоу (顾景舟) шапка монаха, ограда колодца, круглый чайник с ручкой. Ван Инь Чунь (王寅春) лепит чайник в форме цветка водяного ореха с ручкой. Чжу Кэ Син (朱可心) создает поэтический чайник со снежной сливой. А Цзян Чжун (蒋蓉) чайник-сосуд для вина в форме бутона лотоса.

В 1975 году Центральной Академией Изобразительных Искусств был проведен в Исине курс «Дизайна керамики» с привлечением к обучению лучших мастеров, таких как Сюй Сю Тан (徐汉棠), Ван Инь Сянь (汪寅仙), Хэ Дао Хун (何道洪), Тань Цюань Хай (谭泉海), Бао Чжи Цян (鲍志强) и прочих. Так постепенно было сформировано новое поколение мастеров, ставших лидерами отрасли. В 1979 и 1983 годах исинская керамика и чайники из высококлассной исинской глины были удостоены государственной серебряной и золотой медали. В 1979 году Чжу Кэ Сину (朱可心), Гу Цзин Чжоу (顾景舟), Цзян Чжуну (蒋蓉), Гао Хай Гэну (高海庚) и другим 19 представителям провинции Цзянсу народное правительство присвоило звание «мастер». В 1988 году Гу Цзин Чжоу (顾景舟) с одобрения министерства легкой промышленности Китая удостоился звания «Великий мастер прикладного искусства Китая», а так же получил известность и признание за рубежом и на родине как «легендарный мастер чайников».

С начала 80-х годов, следуя возникшему в Китае и за рубежом ажиотажу вокруг исинской глины, господин Ло Гуй Сян в Гонконге в рамках шестого азиатского фестиваля искусств провел «выставку керамики из фиолетового песка». Где были представлены работы различных мастеров. Исинские фабрики отобрали лучших мастеров и создали «специальную творческую группу», по чертежам которой изготавливались копии известных исторических шедевров. В 1981 году исинские чайники были выставлены в рамках большой и впечатляющей экспозиции вместе с проведением обучающего курса лекций. Мистер Ло Гуй Сян объединил более 100 экспонатов и подарил их Гонконгскому муниципалитету, основавшему впоследствии гонконгский музей посуды. В этот момент признание исинских чайников достигло достойного их уровня. Что еще отрадней, молодые таланты превзошли все ожидания и стали мощной основой современного искусства лепки чайников.

Наследие прошедших поколения мастеров исинских чайников и других творческих людей высоко оценено, развивается до сих пор и превратилось в особое ремесло, разнообразное декорирование, изысканный стиль, отточенная техника слились воедино в этом промысле и обладает особым национальным колоритом. Современные чайники из исинской глины отличаются многообразием дизайнов, широкой палитрой цветов. И действительно можно сказать, что это разнообразие чайников – часть мирового искусства.
2016_03_03_03_001
Резка каменных плит эпохи Цин

2016_03_03_03_002
Поделки из нефрита

2016_03_03_03_003
Геометрическая форма

2016_03_03_03_004
Природные мотивы

2016_03_03_03_005
Формы с прожилками

2016_03_03_03_006
Работа Ши Да Бина (时大彬)

2016_03_03_03_007
Работа Сюй Ю Цюаня (徐友泉)

2016_03_03_03_008
Глина цвета «шкурки груши» (липини, 梨皮泥)

2016_03_03_03_009
Глазурованный исинский чайник

2016_03_03_03_010
Работа Чэнь Шоу Чжэня (程寿珍)

2016_03_03_03_011
Работа Фань Да Жэня (范大生)

2016_03_03_03_012
Работа Чжу Кэ Сина (朱可心)

2016_03_03_03_013
Работа Гу Цзин Чжоу (顾景舟)

2016_03_03_03_014
Работа Цзян Чжуна (蒋蓉)

2016_03_03_03_015
Работа Пей Ши Мина (裴石民)

2016_03_03_03_016
Работа Пей Ши Мина (裴石民)

2016_03_03_03_017
Работа Ван Инь Чуня (王寅春)

2016_03_03_03_018
Работа У Юнь Гэна (吴云根)

2016_03_03_03_019
Работа Фэн Гуй Лин (冯桂林)

2016_03_03_03_020
Печать «Китай, Исин»

2016_03_03_03_021
Поэтический чайник со снежной сливой Чжу Кэ Сина (朱可心)

2016_03_03_03_022
Чайник Гу Цзин Чжоу (顾景舟) «шапка монаха»

2016_03_03_03_023
Чайник-сосуд для вина в форме бутона лотоса от Цзян Чжун (蒋蓉)

2016_03_03_03_024
Одна из работ «Великого мастера прикладного искусства Китая», «легендарного мастера чайников» Гу Цзин Чжоу (顾景舟)

Источник: http://www.chazhidao.org


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.