Хуэй Мэнчэнь: имя на чайнике, имя в вечности
На перекрестке двух эпох — Мин и Цин — жил великий мастер. Его имя еще при жизни стало нарицательным для маленьких чайников из исинской глины Цзы Ша, а произведения — примером для подражания будущим поколениям мастеров. Как не странно, о нем практически нет достоверных исторических фактов. Первые письменные упоминания появились по прошествии более ста лет после его смерти. Да и не о нем, а о его произведениях, которые и по сей день называют его именем — Мэнчэнь Ху — чайник Мэнченя. Несмотря даже на то, что они сделаны несколько сот лет после смерти мастера. Эти чайники стали одной из четырех обязательных драгоценностей чайной церемонии Гуандуна Цун Оу, из которой эволюционировал Гун Фу Ча. Даже на УИ, шестая из 27 операций чайного действа называется Мэнчэнь Му Линь – купание (чайника) Мэнчэня под дождем.
Ни дата его рождения, ни дата смерти доподлинно неизвестны. Одни авторы утверждают, что Хуэй Мэнчень (Hui Mengchen, 惠孟臣) жил во времена Тянци и Чунчжэнь (1612-1644 г.) династии Мин и во времена Каньси и Юнчжэн (1662-1735) династии Цин (приблизительно 1598-1684 г.). Некоторые авторы годы рождения и смерти великого мастера отодвигают на пятьдесят лет. Выяснено, что великий мастер Хуэй Мэнчэнь творил в XVII века. Ву Цянь (1733-1813 г.) в «Знаменитой керамике Янсяня (старинное название Исина)» первый раз упоминает имя мастера и сразу ставит в пантеон великих:
«…[по качеству его чайников и каллиграфии] Мэнчэнь выдающийся, как Ши Дабинь (около 1567 г. ?) — выдающийся мастер династии Мин.»
Мэнчэнь – третий великий мастер после Гун Чуня и Ши Дабиня.
Помимо своего великого мастерства, Ши Да Бинь и Хуэй Мэнчэнь стоят у истоков творения маленьких чайников из иснской глины, одного из главных орудий Гун Фу Ча. Ши начал, а Хуэй довел до совершенства искусство маленьких чайников для Цун Оу. До этого практически все Исинские чайники были большими – 300 мл. и больше.
Чайники Мэнчэня отличаются от предшественников по ряду признаков:
- 1. Величине – доминируют маленькие, 200 мл. и меньше (хотя ранние преизведения гораздо больше).
- 2. Сырью – они выполнены из тонкой Чжу Ни и Цзы Ша.
- 3. Толщине стенок – от предшественников чайники Хуэй Мэнчэня отличаются очень тонкими стенками.
- 4. Типу обжига – подавляющее большинство чайников Мэнчэня обожжены закрытым способом в керамической емкости. Даже есть мнение, что этот метод обжига он первым использовал в Исине. Ранее он использовался только при производстве фарфора.
- 5. Каллиграфическими подписями по сырой глине разными шрифтами (кайшу, синшу) с подписью «Мэнчэнь». Позже, видимо из-за увеличения обьема производства, мастер начал использовать ряд печатей – круглую «Хуэй», квадратную «Мэнчэнь». После его смерти использовались оба варианта «маркировки». Как правило изделия без печати более высокого качества. В середине ХХ века использовались печати с поэтической фразой и подписью Мэнчэнь шрифтом кайшу, а также только с двумя иероглифами «Мэнчэнь», что позволяет их легко отличить от более старых чайников.
Подписи с аутентичных чайников Мэнчэня позволяют определить год их производства:
- 1627 (один из самых старых) — 大明天启丁卯孟臣制 ;
- 1627 (один из самых старых) — 天启丁卯年荆溪惠孟巨制 ;
- 1652 или 1712 — 壬辰仲秋荆溪惠孟臣制 ;
- 1724 — 雍正二年甲辰 .
6.Типичными формами Мэнчэня являются:
- Бянь Гу – приплюснутый барабан;
- Ли Син – в форме грушы (самая часто встречаема у великого мастера) ;
- Гао Шэнь – с высоким торсом ;
- Пин Цзянь – с плоскими плечами ;
- Гу Фу – с барабаноподобным брюшком (заварочная часть чайника) ;
- Юань Фу – с круглым брюшком (заварочная часть чайника) ;
- Шань Син – в форме веера .
В чем секрет популярности чайников Мэнчэня? Они идеальны. Как инструмент для заваривания чая, создающий идеальные температурные условия для заваривания, а исинская глина позволяет чаю дышать. Как произведение прикладного искусства – формы и изгибы изящны и лаконичны, но без причуд и излишеств, завораживающие простотой, за которой бездонность, которая манит непостижимостью. А каллиграфия – последний штрих, такой же лаконичный и изысканный, выверенный до мелочей, придающий чайнику дополнительный глубинный смысл, поэтическую душевность.
Немалое количество чайников, имеют клеймо или каллиграфию по сырой глине с именем Мэнчэня. Из 1040 чайников для Цун Оу в собраниях музеев Китая, репродукции которых есть в 12 книгах, выпущенных с 1981 г. по 2000 г., 244 носят его имя, а это 23,46% (данные Хуан Чэнь Ляна). Конечно, не все изготовлены самим мастером, но эти цифры говорят о популярности. Известно, что еще при жизни мастера «Мэнчэнь» стал популярным торговым знаком, который интенсивно использовался и после его смерти. Чайники с этим клеймом выпускались вплоть до середины ХХ века. Больше чем 300 лет! Мало того, они изготавливались не только в Исине, но и в Гуандуне, Фуцзяне из местной глины. Местные торговцы антиквариатом называют их Ту Гуань Ху– Земляной чайник.
Аутентификация чайников Мэнчэня – дело трудное. Для исинской глины термолюминесцентный метод дает погрешность до нескольких сот лет. Наиболее надежными считается археологические находки, если возможно точно датировать погребение. Но и здесь есть одно «но» — в Гуандуне популярно поверие, что чайник, пролежавший долго в земле обладает ценными свойствами – в нем заваренный чай очищает организм, понижает жар и лучше утоляет жажду. Из-за этого много чайников закапывалось для последующего использования. Знания и опыт человека, который может определить подлинность остаются главным, хотя и субъективным, фактором.
Чайники Мэнчэня достигли даже Европы. Королева Англии Анна заказала изготовить для нее серебряный чайник, как прототип используя чайник Мэнчэня. Позже ювелиры Европы копируя серебряный чайник королевы Анны преумножили серебряные копии творения Мэнчэня. В собраниях музея Виктории и Альберта в Лондоне и Гренингерском музее есть чайники Мэнчэня.
Благодаря своему мастерства, создав идеальный чайник для заваривания, Хуэй Мэнчэнь сделал свое имя бессмертным. И сейчас в Гуандуне маленький чайник из Цзы Ша – предмет вожделения каждого чайного человека, которой и по сей день с любовью называют чайником Мэнчэня.
Чайники, сделанные Хуэй Мэнчэнем:
Чайники для экспорта в Европу.
Верхний — Пин Цзянь – с плоскими плечами.
Нижний — Ли Син – в форме груши.
Верхний — Бянь Гу – сплюснутый барабан.
Нижний — Пин Цзянь – с плоскими плечами.
Чайники, сделанные наследниками Мэнчэня.
Второй сверху — Гао Шэнь – с высоким торсом.
Имитации.
Чайник, сделанный в Чаочжоу.
Использованы фотографии из книг К.С.Ло, П.Валфрэ
2009 Армандас Бурба, ChaYi
Источник: http://chayiorg-ru.blogspot.ru