Категории качества чая, или есть ли в Китае ГОСТы
Сегодня поговорим о категориях качества китайского чая и о так называемых ГОСТах. Нам часто задают, схожие по смыслу, вопросы.. а почему у вас чай только одной категории? Вот я видел в магазине Лунцзин или Тегуанинь разных категорий, а у вас есть в наличии Тегуанинь ААА, ВВВ или Лунцзин 300, 500, 700 и т.д и т.п.
Фактически этот пост, ответ на часто задаваемый вопрос. Вкратце на него не ответишь, поэтому мы хотели бы максимально раскрыть эту, волнующую многих, тему. Но, давайте начнем из глубины вопроса и далее придем к сути.
Для начала нужно понять, что за зверь категории чая и откуда они берутся. Как вы знаете и понимаете, чай растет в разных местах, на разных почвах, имеет разный возраст и еще миллион факторов влияющих на качество чайного листа.
Чайные плантации в большинстве своем географически находятся в юго-восточном Китае, а там преобладают красноземы. Красноземы это довольно плодородная почва, но очень глинистая. Чаю же идеально подходят почвы каменисто-песочные, которые выполняют функцию природного фильтра. А такой почвенный состав могут дать только горы или холмы. Поэтому хороший, и более, дорогой чай растет именно в горах, а не в долинах.
Плантации чая возле дороги
Ну, это не новость скажете вы, мы все слышали тысячу раз о высокогорном чае и видели массу фоток чайных террас в горах. Но, к сожалению, в погоде за выгодой, очень много чая выращиваю именно в долинах, где их удобно собирать машинами. Я называю этот чай придорожник:)) Сырая, глинистая почва, мало ветра, много пыли, машина собирает все подряд не разбирая где 3 верхних листка с почкой, а где пять. Вобщем, чай не фонтан.
Совсем другая картина на вершине горы, много солнца, чистый воздух, правильная почва, ручной выборочный сбор, и на выходе отличный высокогорный чай.
Высокогорные плантации чая
Думаю с этим подробнее не нужно, тут все понятно. Да и говорим мы немного о другом.
Делаем следующий шаг на пути е ответу на наш вопрос.
На чайных рынках Китая, фермеры отличают чайный лист по цене.. все просто и лаконично.. подходит покупатель и выбирает из трех-пяти мешков Тегуанинь, ту категорию, которая ему нужна. Но! При этом китаец никогда не спросит, а какой категории ваш чай? Его просто не поймут. Он спросит, сколько стоит этот или этот лист. А потом попробует. Понюхает, потрет, помнет и обязательно попьет.
Китайцы выбирают чай очень тщательно
То же самое и в любой китайской чайной или чайном магазине.. Когда вы приходите в китайскую чайную и просите налить вам Дахунпао, вас обязательно спросят, насколько дорогой чай вы хотите попробовать. Разброс цен огромный. Самый простой Дахунпао обойдется вам в 150-300 юаней за 0.5 кг. Самый дорогой — 5000-7000 юаней за 0.5 кг. Есть люди, которые покупают и тот и другой чай. Поэтому есть и предложение. В любой чайной найдется несколько уровней качества в рамках одного сорта. На любой вкус и кошелек. Но! Повторюсь, вас никогда не спросят, какой категории чай вы хотите. И такая ситуация везде, будь то чайная или чайный рынок, или оптовая компания.
Когда вы приходите в китайскую чайную и просите налить вам Дахунпао, вас обязательно спросят, насколько дорогой чай вы хотите попробовать. Разброс цен огромный.
В итоге, мы пришли к тому, что категории чая все же есть, хоть и нет общих стандартов.
Как же так, скажете вы, столько столетий Китай выращивает и продает чай, категории листа есть, а стандартов нет? Не может быть.. Как бы парадоксально это не звучало, но стандартов и правде нет.. и нет по простой причине, каждый год урожай разный и на каждой горе чай отличается друг от друга. Поэтому если вы купили Тегуаньинь 300 у одного поставщика, то и у другого Тегуаньинь 300 будет точно таким же.
Ну вот мы и подошли к сути вопроса!
Вы все же спросите, но откуда же тогда на ценниках и в прайс-листах, эти цифры и буквы, говорящие о категории чая? Ответ прост, это придумали китайские оптовые компании, для упрощения ведения складской отчетности. Это типа артикула товара.
Эти цифры и буквы обозначают, прежде всего, цену чая, и при этом каждая компания делает их на свой лад, у кого-то ААА, у кого-то 300, 500, 700.. это удобно. Ведь не логично же когда на всех ценниках написано Дахунпао и пять разных цен. А так все просто и понятно, Дахунпао 300 – стоит столько то, Дахунпао 500 – столько то.
А сейчас — самое интересное! Фишка в том, что российские компании, которые занимаются продажей китайского чая в России, присваивает эти же самые цифры чаю с совершенно другим уровнем качества. А третья компания — вообще назначает своим чаям цифры 100, 150 и 200, четвертой компании нравится, когда много нулей, поэтому их чай имеет коэффициенты 1000, 5000 и 10000. А компания номер пять просто вводит буквы «А», «Б» и «С». Полный винегрет!
Как во всем этом разобраться? Никак. Потому что в отношении чайных цифр на российском рынке — бардак. Единого стандарта не существует. И буквенный или цифровой коэффициент после названия чая – это субъективная оценка качества чая данным конкретным продавцом.
300, 500, 700, 1000 – это не эталон и не стандарт. Это просто цифры, обозначающие предполагаемый уровень качества.