Некоторые аспекты архетипического в представлении о чае у китайцев

В статье рассматриваются некоторые аспекты архетипического в китайской культуре чая через анализ мифов о происхождении чая.

Шэнь Нун (神农)

Культура чая, несомненно, занимает весьма значительное место в китайской этнокультуре. Оставляя в стороне бесконечно дискуссионный в силу невозможности его разрешения вопрос о происхождении этого напитка, – Индия, Непал или Китай – мы обратимся к мифологии чая. Предметом нашего анализа при этом станет архетипическая составляющая этих мифов, что, как нам представляется, может несколько по-иному осветить статус этого фрагмента этнической и национальной культур.

Понятие архетипа, восходящее к взглядам Блаженного Августина, стало одним из основных понятий в метасистеме К. Юнга, которая понимается как «коллективные универсальные паттерны (модели), или мотивы, возникающие из коллективного бессознательного и являющиеся основным содержанием религий, мифологий, легенд и сказок» [Юнг, 1997, с. 79].

Анализируя понятие архетипа, С.С. Аверинцев выстраивает широкую систему культурного архетипического, вводя в него и субпонятие «этнокультурный архетип». В его представлении, они «представляют собой константы национальной духовности, выражающие и закрепляющие основополагающие свойства этноса как культурной целостности». При этом, как считает ученый, «в каждой национальной культуре доминируют свои этнокультурные архетипы, существенным образом определяющие особенности мировоззрения, характера, художественного творчества и исторической судьбы народа [Аверинцев, 1980,с. 128].

Архетипы, как известно, проецируются в некие образы, набор которых обычно представлен как Тень, Анима, Анимус, Мать, Отец, Ребенок, Старик и некоторые др.

Исходя из того, что основным проявлением этнического архетипа является миф, мы проанализируем некоторые китайские мифы, связанные с культурой чая через признаки архетипических образов.

Культура чая в Китае насчитывает почти 5000 лет и достаточно мифологизирована. Нужно отметить, что миф занимает в культуре китайцев весьма значительное место, его можно рассматривать в качестве одного из ведущих способов этнического мышления, представления, описания.

Согласно преданию, чай как напиток был открыт в 2737 г. до н.э. и его открытие приписывается одному из трех божественных императоров (三皇) Шэн Нуну (神農). Как известно, и сами три императора, и пять императоров (三皇五帝) мифология которых отмечается еще в период до династии Ся (夏, XXI– XVII вв. до н.э.), их представленность среди этой восьмерки носит исключительно мифологический характер.

Шэн Нун – один из возможных представителей и первого и второго императорского набора. Согласно многочисленным легендам, ему приписывается многие великие деяния в области сельского хозяйства и медицины.

По преданию, однажды летним днем, посещая отдаленную провинцию своего государства, император и его двор остановились на привал. Повинуясь его приказанию, слуги начали кипятить воду для питья. Сухие листья дикого куста, росшего рядом, упали в кипящую воду и дали ей коричневый настой.

Император заинтересовался получившимся раствором, отведал его и нашел очень освежающим. Так был открыт чай. И одним из многочисленных прозвищ Шэн Нуна стало «Отец чая» (茶之父).

В образе Шэн Нуна в качестве первооткрывателя чая как напитка, сочетаются, как нам представляется, две архетипичных составляющих: Отец и Старик.

Образ Отца связан, прежде всего, с архетипической силой маскулинности, доминированием, властью. Что касается Старца, или Мудрого Старца, то, по словам самого В. Юнга, этому образу присущи «знание, размышление, озарение, мудрость, ум и интуиция».

Следующий миф связан с великой прародительницей Ню Ва (女娲). Ее образ так же, как и Шэн Нун, входит в пантеон легендарных императоров китайской древности. Согласно легендам, она создала небо и землю, и решила поделить территории по справедливости между разными народами. Однако, некоторые племена не захотели принимать участия в общем совете, как их ни уговаривали. Страшно рассердилась Ню Ва на легкомыслие людей, которые думать не думали о своем будущем, и ушла, махнув рукой на все. Но, взобравшись на гору, она оглянулась вокруг и поняла, что без ее помощи людям будет очень трудно выжить. Тогда Ню Ва взяла горсть чайных семян и разбросала их повсюду. С тех пор местные жители выращивают в этих краях чай.
2015_11_25_01_002
Ню Ва (女娲, Nüwa, Nügua)

Если рассматривать фигуру Ню Ва сквозь призму архетипического, то ей в большей степени будут присущи образы Матери и Мудрого старца. Образ Матери связан, прежде всего, с порождением, дарованием жизни. Его атрибуты — Мать-Земля, давшая рождение миру; небесная Мать, чья всеобъемлющая вместимость удерживает и направляет мир; Богини Плодородия, питающие мир и кормящие всех людей; Темная (Мрачная) Мать-Богиня, стискивающая в своих объятиях и проглатывающая, пожирающая и ограничивающая.

Следующая легенда, взятая нами для анализа, – буддистского происхождения. Она мифологизирует историю проникновением буддизма в Китай, его окитаивание, формирование китайской ветви этой религиозной доктрины – дзен-буддизма.

Одним из основоположников этого направления буддизма считается индийский монах Бодхидхарма (菩提達摩 440–528?), прибывший в Китай в качестве проповедника. Бодхидхарма поселился в монастыре Шаолинь, его деятельность во многом способствовала его широкому признанию как центра дзен-буддизма, различных практик и боевых искусств.
2015_11_25_01_003
Бодхидхарма (菩提達摩, Bodhidharma)

Среди множества легенд, связанных с этим персонажем, есть, по крайней мере, две, имеющие отношение к чаю. По одной из них медитирующий Бодхидхарма, борясь со сном, вырвал себе веки и бросил их на склон горы Ча. На месте их падения выросло растение известное миру как чай.

Вторая – с более развернутой и драматичной фабулой. Две недели Бодхидхарма медитировал в пещере на горе Ча. Тяжелые веки слипались, а голова падала на плечи. Он возвращал тело в прежнее положение, но глаза предательски не хотели открываться. Тогда, разгневавшись на самого себя, Бодхидхарма схватил нож, отрезал непослушные веки и бросил их на землю. Он просидел в пещере девять лет и стал первым патриархом дзэн, а его ресницы проросли кустами чая. После того, как ресницы Бодхидхармы превратились в чайные кусты, чай стал буддистским напитком – символом осознанности для всех медитирующих. Везде, где распространен дзэн-буддизм, существует и культ чая. Монахи и миряне относятся к чаепитию не просто как к утолению жажды или заполнению паузы между делами, а как к медитации. Свойство китайского чая – держать себя активным и чувствовать прилив бодрости, является подарком Бодхидхармы.

Представляется, что в этом полумифическом персонаже проявляется целый спектр архетипических образов – Отец, Мать, Мудрый Старец, Герой. На характеристиках первых трех мы уже останавливались выше, что же касается образа Героя, то его образ связан в первую очередь с героическими действиями и поступками, которые ему надлежит совершить. Анализ ряда китайских мифов, связанных с зарождением культуры чая в аспекте присутствия в них архетипического, показал, что мы можем выделить в них целый ряд архетипических образов, и это можно рассматривать как некие глубинные этнокультурные признаки данного фрагмента китайской культурной традиции.

Библиографический список:

  • 1. Аверинцев, С.С. Архетипы. [Текст] / С.С. Аверинцев // Мифы народов
    мира. – М.: Советская энциклопедия, 1980. – 780 с.
  • 2. Ван Лин. Китайское искусство чаепития [Текст] / Ван Лин. – М.: Цен-
    трополиграф, 2003. – 240 с.
  • 3. Виногродская, В.Б. Страна Чая или Изысканность простоты [Текст]В.Б. Виногродская. – М.: Ганга, 2008. – 240 с.
  • 4. Какузо, О. Его величество чай [Текст] / О. Какузо. – М.: РИПОЛ клас-
    сик, 2009. – 224 с.
  • 5. Юнг, К.Г. Человек и его символы [Текст] / Г.К. Юнг. – М.: Серебряные
    нити, 1997. 368 с.

Готлиб Дмитрий Олегович
Преподаватель Гуманитарного института, г. Чанчунь, КНР
Магистрант ФГБОУ ВПО «ИГЛУ», Иркутск, Россия
Направление подготовки Зарубежное регионоведение, профильная направленность Регионоведение и этнология стран Дальнего Востока

Источник: http://cyberleninka.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.