Чайные мемуары. Как мы «пришли к чаю»

Радио Пуэр FM. Выпуск 50

Говорим об истории «Совы и Панды», о наших предшественниках и учителях, о том, как важно для чая время, которое не торопят, и пространство, о котором заботятся.
2015_10_11_01_0012015_10_11_01_002
Самая домашняя чайная «Сова и Панда». Антон Дмитращук и Надежда Полозова


В чайном мире очень много интересного, но для большинства людей самым интересным оказываются… люди. Именно поэтому, например, статьи, содержащие массу полезной и своевременной объективной информации, вызывают намного меньше внимания и откликов по сравнению с коротенькими дневниковыми заметками, в которых люди делятся своими личными впечатлениями от чая. И практически на каждом выездном мероприятии нам обязательно задают вопрос, который обычно почему-то формулируется с неким религиозным оттенком: «А как вы пришли к чаю?»

И хоть при такой постановке вопроса трудно удержаться от иронии, тем не менее, я заметил, что у многих любителей чая их увлечение началось с какого-нибудь необычного и запоминающегося события, трогательного и, можно сказать, волшебного, и это в самом деле бывает похоже на первое прикосновение к чему-нибудь сакральному.

Но что касается лично меня, то какой-то один момент в истории моих взаимоотношений с чаем мне выделить трудно, и непонятно даже, где у этой истории начало, так что на вопрос «А как давно вы пьёте чай?» я обычно отвечаю: «С утра». Хотя вопрос о стаже – не праздный: российская чайная культура развивается столь динамично, что два-три года разницы во времени знакомства с качественным китайским чаем – это целое поколение. Как наши родители выросли под ритмы диско и хиты великих хард-роковых команд, а мы – под техно, гранж и некоммерческий хэви, так и в чае – «чайники» с десяти-пятнадцатилетним опытом выросли, слушая Виногродского и Баева, а с двух-трёхлетним – Потёмкина и Басту с Гуфом, а это совсем разное качество информации и совсем разный подход. Бывает, с человеком иного чайного поколения даже общий язык трудно найти!

Пожалуй, относиться к чаю более-менее сознательно я начал в 1997 году. Тогда в нашем городе не было ни чайных клубов, ни лавочек в каждом торговом центре – торговых центров, кстати, тоже ещё не было. Был один-единственный отдел с чаем на развес в гастрономе ЦУМа, там продавался чай от «Русской Чайной Компании» и иже с ней. Чуть позже там начался ремонт, и этот отдел переехал и превратился в отдельный магазин напротив, в подворотне на проспекте Революции. Он находится там и по сей день, это и есть старейшее в Воронеже чайное место. Правда, его клиентом я перестал быть довольно скоро – тут сыграли роль и неменяющийся ассортимент, и принципиальная позиция магазина не продавать чай меньше чем по 50 граммов (а ведь ароматика приедается мгновенно), и более привлекательные цены в аналогичных лавочках, которые мало-помалу начали открываться то там, то здесь. И в их благоухающем ассортименте стали появляться чаи без добавок. Это было интересно – как это, чай стоит ещё вдвое-втрое дороже, а ничем особо не пахнет? Помню, настоящим откровением были «Серебряные Облака» из элитной серии Форсмана в чайном отделе «Детского Мира». Это был просто обычный зелёный чай, но более-менее живой, и на фоне окружающего ароматизированного ужаса он был прекрасен!

А чуть позже, году примерно в 2000-м, если я не ошибаюсь, на Куколкина открылся магазин «Экватор». Его тоже не назовёшь окном в мир качественного чая, торгуют там, в основном, ароматикой, да ещё и кофе, да ещё и фасованной продукцией. Однако ассортимент большой, постоянно обновляющийся, и хозяйка, Марина Михайловна, к своему делу относится очень ответственно. И очень приятно видеть продавцов, которые знают свой товар, знают вкусы постоянных покупателей, ведут себя неизменно вежливо и с достоинством – это, в сущности, нормальная, здоровая ситуация, но встречается она, увы, редко. И на протяжении нескольких лет я наблюдал за тем, как продавцы становятся всё спокойнее и живее – работа даже с простеньким чаем заметно меняет людей к лучшему!

Там же, лет 12 назад, я купил свою первую чабань – маленькую, глиняную, похожую на приземистую кастрюльку с крышкой. Она жива и сейчас, и было забавно узнать, что первая чабань Хризолита, купленная примерно в то же время, была в точности такой же.

Тогда уже был интернет, и из него можно было узнать о чайных магазинах и клубах Москвы (хотя тогда их было в десятки раз меньше, чем сейчас). И когда в 2003 году я поехал в столицу в командировку, я, конечно же, не преминул зайти в «Чудеса Поднебесной» на Никитском бульваре. Это был крошечный, очень тесный магазинчик, зато чай там был настоящий. Я прекрасно помню, что я там купил – это были Чжу Е Цин, Хуан Цзинь Гуй и тайваньский улун с загадочным названием Вэнь Шань Бэй.

А в ИСТ я попал уже намного, намного позже. Мне повезло, я ещё застал его в огромной старой дворянской усадьбе, где легко помещался целый комплекс чайных, каждая комната – со своей атмосферой и предназначением. Но не он был первым чайным клубом в моей жизни. Мне повезло ещё больше!

В 2005 году в Воронеже открылся первый чайный клуб «Золотая Черепаха». Он располагался в старом, красивом здании бывшей гостиницы «Бристоль», в подвале – ни рекламы снаружи, ни вывески на подъезде во внутреннем дворе; ничего, чтобы привлечь посторонних – попасть туда мог только тот, кто точно знал, куда и зачем он идёт. Узнав об этом месте из листовки в эзотерическом отделе ЦУМа, я долго собирался и однажды вечером пришёл туда с одной своей знакомой. Это пространство было выстроено так, что стоило переступить порог, как шум и суета городских улиц тут же оказывались далеко-далеко, будто на другой планете. Там было просторно, тихо и мягко. Тогда ещё в клубе работало несколько сотрудниц – позже чайный мастер обычно был один – и меня с самой первой встречи поразило, как они говорили и как двигались: в каждом действии была радостная торжественность, будто всё, что они делают – это приготовления к какому-то тихому красивому празднику. В «Золотой Черепахе» много времени отводилось ожиданию, и это ожидание было не в тягость, а совсем наоборот – оно успокаивало и освобождало; неспроста девизом клуба была фраза «искусство жить без суеты». Сперва ты проходил в зал и выбирал полянку; спустя некоторое время к тебе подходил мастер и помогал выбрать чай; потом, пока грелась вода, перед тобой появлялась чабань с посудой, и спустя ещё некоторое время начиналась собственно церемония. В тот первый раз мы пили Тай Пин Хоу Куй. Мы засиделись допоздна, время шло к закрытию, и сотрудницы начали понемногу к нему готовиться, и я очень хорошо помню ту странную смысловую галлюцинацию, когда краешком ума мы понимали, что пора идти домой, а всё остальное существо было в полном убеждении, что мы уже дома, что скоро ночь, и никуда уходить не надо – так уютно и по-домашнему душевно там было.

Через несколько дней после этого я был на семинаре по цигуну, часть участников которого были мне незнакомы. Семинар был на природе, и пока мы шли к месту его проведения, я рассказывал друзьям о том, как в «Золотой Черепахе» хорошо, даже не подозревая, что рядом идёт и внимательно слушает меня её хозяйка. Так мы познакомились с Ашакти – Татьяной Григорьевной Славуцкой.

Я стал часто бывать в «Золотой Черепахе» — когда раз-два в неделю, а когда и почти каждый день; иногда в компании, но чаще – в одиночку; просто приходил после работы и пил чай. Из общего зала я постепенно перебрался на «кухню», к прилавку, где собиралась тёплая компания завсегдатаев, не просто являющихся постоянными клиентами, но и помогавших клубу по мере сил.

Некоторое время спустя я прошёл свою первую чайную школу, и то отношение, которое Ашакти в неё вкладывала, задало такую высокую планку, что я до сих пор убеждён, что чайная школа должна быть не только обучением, но и посвящением, и, например, свои занятия я могу назвать, в лучшем случае, чайным детским садом. И да простят меня коллеги, но я до сих пор считаю, что настоящую чайную школу в Воронеже может провести один-единственный человек, с которым нашему городу очень повезло.

В «Золотой Черепахе» проводилось много культурных мероприятий – киносеансы, литературные чтения, концерты и т.д., но самым главным, основным всегда оставался чай и то содержание, которое оказалось возможным передать с помощью чая. А всё остальное выбиралось с учётом того, как оно вписывается в чайное пространство – пространство, наполненное уважением и вниманием к чаю и гостям.

Это место вызывало искреннюю любовь, благодарность и желание что-то для него сделать. Но помощь друзей клуба, увы, была несопоставима с затратами хозяйки, и три года назад «Золотая Черепаха» закрылась…

Надежда Полозова
Чайный путь у нас был, до определенного момента разный. Про себя могу сказать, что вероятно, неизбежен переход из количества в качество, когда ты просто предпочитаешь чай другим напиткам. В старые-старые времена, когда алкоголь не запрещали продавать после 11-ти, собирались компании попить пивка у кого-нибудь в гостях. По неписаным законам каждый обеспечивал себя сам предметом возлияния, обычно в ближайшем ларьке, а я покупала пачку чая. Со временем, устоялось такое мнение: там будет Надька, значит надо купить чай. Что это был за чай – говорить не буду, чтобы не делать Ахмаду с бергамотом лишнюю рекламу.

А еще раньше в глубоком детстве, напоить меня молоком можно было только очень хитрым и коварным способом: подогреть его до температуры чая, не показывая мне сказать: «Сейчас чайку попьем», и выключить свет. Сработало пару раз, потом я заметила, что в молоке нет чая, и мне стали его туда добавлять, потом я стала просить, чтобы чай был более темного цвета, и мне стали добавлять в чай немного молока. То есть благодаря моей бабушке и ее корове Милке раннее детство прошло у меня в традиции английского чаепития. А привычка пить чай в полутьме жива и по сей день.

Но вас, наверное, интересует, как я дошла до хорошего чая, как у меня дома появилась моя собственная чайная, и вообще поделиться рецептом качественного перехода к качественному чаю. Ну, здесь все очень просто. Просто выполняется чайный ритуал, без магии, естественно обойтись нельзя. Правда с пониманием компонентов и действия его составляющих у меня до сих пор нет полной ясности. А все очень просто: для начала нужно отказаться от дрянного чая (иногда, в особо запущенных случаях – на некоторое время отказаться от чая совсем), купить чай в старейшем чайном магазине города, быть угощенной чаем в лучшем (и на тот момент единственном) чайном клубе города. Этап второй: освободить комнату в квартире под чай, поить чаем каждого гостя. И самое главное, практически секретный компонент, – не мешать литься чаю и не торопить события; чайное дерево растет медленно.

Ещё при «Золотой Черепахе» нас стало посещать желание, чтобы в Воронеже появилась альтернатива, другое чайное место, с другим настроением, где легко будет воплощаться то, что в «Черепахе» неуместно; в общем, чтобы появился выбор. И чем дальше, тем сильнее хотелось организовать для чая дома отдельное пространство. Чай вообще нуждается в пространстве не меньше, чем во времени – в пространстве внутри того, кто его делает и пьёт, и в заботливо и внимательно организованном пространстве снаружи. И без малого шесть лет назад мы превратили одну из комнат нашего дома в чайную. Дело это нехитрое: убираешь всё ненужное, наводишь чистоту, а потом там начинает поселяться посуда, чай, разные полезные предметы и духи-хранители. Ну, и люди, само собой, приходят. Поначалу наша «Сова и Панда» не была открытой для всех желающих; мы пили в ней чай вдвоём и со своими друзьями и знакомыми.

А ещё чуть позже мы узнали, что Хризолит (Сергей Кошеверов), с которым мы были знакомы по «Золотой Черепахе», открыл в Москве свой чайный проект. И в следующую поездку в Москву мы, конечно же, отправились на Динамо, в здание бывшего аэропорта, посмотреть на «Чайное Путешествие». Но встретил нас там не рассудительный и эрудированный Хризолит, а какое-то совершенно невероятное существо в чёрной китайской рубашке. Мы сначала подумали, что нас приняли за кого-то другого – мы ещё никогда не видели, чтобы кто-то так радовался, когда незнакомые люди пришли за чаем. Это был, конечно, Вася Лебедев. Прошли годы, многое изменилось – офис переехал в чудесный старинный дом в Хохловском переулке, скучать Васе теперь не приходится, поскольку за дегустационным столом непрерывный аншлаг – но радушие, непринуждённость и количество выпиваемого чая остались таким же колоссальными.

Манера работы Васи во многом противоположна порядкам в «Золотой Черепахе». Первую чашку чая ты получаешь в первые полминуты визита, а за два часа ты попробуешь не один чай, а как минимум 6 или 8. Но есть и кое-что общее: у «Чайного Путешествия» нет ни рекламы снаружи, ни указателей на лестнице; ничего, чтобы привлечь посторонних – попасть туда может только тот, кто точно знает, куда и зачем он идёт. Плюс та же самая значимость мелочей и то же самое отношение к чаю, когда он не товар и не продукт, а прежде всего – средство изменить свою жизнь.

Помню, во время одного из визитов Васи Лебедева в Воронеж, после мероприятия, на котором он рассказывал о путешествиях по Китаю и о трудностях взаимопонимания с китайскими крестьянами, один гость, тоже имеющий отношение к чаю, заявил: «А я вообще не понимаю, зачем это нужно – ездить по деревням, с фермерами знакомиться. Нужен чай – поехал в Гуанчжоу и купил всё, что надо». Вася отреагировал моментально: «Ну, если заниматься торговлей, то так и надо делать,» — сказал он. – «Пошёл на рынок и всё купил. Но мы-то не торговлей занимаемся». Надо было видеть обескураженное лицо автора вопроса. Как это так, генеральный директор чайного магазина говорит, что занимается не торговлей?

У Васи Лебедева мы научились тому, что внимание к чаю не обязательно требует торжественного церемониала, что здорово, когда чай и знания о чае льются свободно и щедро, а атмосфера такова, что тем, кто увлечён чаем, очень интересно, а всем прочим – очень скучно.

Было время, когда мы охотно работали на разных мероприятиях бесплатно, сомневаясь только тогда, когда за право угостить людей чаем с нас начинали ещё и деньги требовать. Было несколько попыток сотрудничества с эзотерическими центрами, которым хотелось, чтобы у них проходили чайные церемонии. Впечатление от этого, за редким исключением, было тягостное, и даже не из-за того, что люди хотели как можно больше получить, ничего не вложив сами, а из-за того, что чай там, как правило, оказывался почти никому не нужен. Зато мы получали опыт. Но и платили за этот опыт немало, потому что с каждым разом вкладывали всё больше своих ресурсов в чужие и, как вскоре выяснялось, совершенно чуждые нам дела.

Надежда Полозова
В этот период чаепитий в «Сове и Панде» не было, пожалуй, несколько месяцев, поскольку мы старались приглашать своих знакомых в чужие стены и поить их чаем там… Но однажды к нам домой пришел человек поговорить на отвлеченную тему. А любой гость, дошедший до нас, будет напоен чаем. И вот, стряхнули мы пыль с чабани, уселись пить чай и поняли, насколько это круто, когда в комнате для чаепитий ты не делаешь ничего лишнего – только пьешь чай. Под абсолютно левый разговор открылся такой чайный поток, что мы с Антоном только ошарашенно перекидывались взглядами.

Да, по сравнению с чаепитиями в тех местах, где мы в то время делали чай, это было, как если бы ты прожил несколько месяцев в избушке безо всяких удобств, где всё нужно делать вручную, и всё требует приложения твоей личной физической силы, а потом оказался в центре управления космическими полётами, где огромные силы приходят в движение, повинуясь едва заметному твоему жесту. Не стоит недооценивать выстроенность пространства, его чистоту, незамутнённость суетой и не имеющими отношения к чаю вещами и делами. Это стоит создавать и стоит беречь!

Наконец, недобросовестность и безответственность партнёров и их безразличие к чаю переполнили нашу чашу терпения, и это привело к качественному сдвигу в нашем сознании.

А зачем нам вообще искать с кем-то сотрудничества, подумали мы, если у нас уже есть собственное наработанное и уютное чайное пространство, есть чай и желание им делиться. Почему бы не сделать всё самим так, как надо?

И с этого времени мы сделали нашу чайную комнату более открытой. Теперь к нам на чай или за чаем может прийти любой, кто пожелает. Но у «Совы и Панды» нет ни рекламы снаружи, ни вывески на подъезде; ничего, чтобы привлечь посторонних – попасть сюда может только тот, кто точно знает, куда и зачем он идёт. Мы поим людей чаем, потому что нам нравится разделять чайные впечатления с другими и хочется, чтобы было с кем об этом поговорить. Мы продаём чай, потому что нам хочется, чтобы люди работали с чаем самостоятельно, получали свой собственный опыт, находили свой чайный путь и угощали чаем других, тех, кто до нас не дойдёт. Мы делимся тем немногим, что знаем о чае, потому что чем больше люди будут знать, тем больше удовольствия получат.

Надежда Полозова
Часто люди задают банальный вопрос: кто из вас сова, а кто панда? Поясняем: я – Надя, а мой муж – Антон. А Сова и Панда – духи-хранители нашей чайной. Они забавные и весьма общительные ребята, легко уживаются с различным зверьем, благодаря чему в чайной у нас есть несколько кроликов, дракон, шаман, ну, и плюс ко всему, совы отлично размножаются. Среди всего этого вольготного зверья невольно начинаешь чувствовать себя лесником, следящим за порядком на отдельно взятой чайной полянке.

Нас в последнее время часто просят посоветовать что-нибудь тем, кто начинает или хочет начать своё чайное дело. Кстати, семинары и вебинары в помощь чайным бизнесменам стали сейчас очень популярны, это отдельная ржачная тема, и мы как-нибудь её коснёмся.

Путешествуйте за чаем и с чаем и постигайте искусство жить без суеты. А прочие советы мы, пожалуй, тоже оставим на другой раз, а сегодня скажем ещё только самое главное – слово в слово то же самое, что в своё время сказали Ашакти в ИСТе. Вам нравится чай? У вас есть, где и с кем его пить? Пейте чай, поите им людей, знакомых и незнакомых. Наступит время, и вы поймёте, как и что нужно делать.

А ещё, сейчас в нашем городе количество чайных клубов, чайных комнат при многоцелевых центрах и открытых домашних чайных перевалило за десяток, и, пожалуй, о них тоже стоит рассказать нашим слушателям – здорово, когда у людей есть знания и выбор. С хозяевами некоторых из них мы тесно общаемся, других знаем хуже, а кое с кем и вовсе незнакомы, и интервью с ними об их чайных проектах было бы прекрасным поводом познакомиться. Так что, воронежские чайные коллеги, если вы нас слышите – проявляйтесь, пожалуйста, мы с удовольствием побеседуем с вами и расскажем о вас!
2015_10_11_01_004
2015_10_11_01_005
2015_10_11_01_006
2015_10_31_04_001
2015_10_31_04_002
2015_10_31_04_003
2015_10_11_01_003
Радио Пуэр FM. Выпуск 50. Чайные мемуары. Как мы «пришли к чаю».
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
Автор: Надежда Полозова https://vk.com/id176064899
8 апреля 2014 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.