Чай и идеология аскетизма

Радио Пуэр FM. Выпуск 57

Говорим о том, стоит ли слепо верить тем, кто утверждает, что любители хорошего чая обязательно должны исключить из своей жизни ряд продуктов, ряд напитков и ещё что-нибудь; о том, всегда ли развитие хорошего вкуса и внимательного отношения к жизни влечёт за собой рост числа запретов и ограничений; о том, почему люди так любят запугивать друг друга
2015_10_05_03_001

В последнее время я заметил одну настораживающую тенденцию. Всё чаще стали встречаться статьи и заметки, посвященные тому, что человек, увлекшийся качественным чаем, обязательно должен отказаться от алкоголя, наркотиков, табака, кофе, одежды из синтетических тканей, и у меня создаётся впечатление, что авторы этих проповедей что-то недоговаривают насчёт секса и рок-н-ролла.

Удивляет тут не столько сама суть этих воззрений – встречаются и более экстравагантные верования – сколько та безапелляционность, с какой этот аскетический путь преподносится в качестве единственно верного. Одни говорят при этом, что ограничение себя в массе разных продуктов и занятий – это «очищение», развитие и даже «выход из матрицы». Я не ёрничаю – дословно цитирую! Другие заявляют, что научиться чувствовать наиболее тонкие оттенки вкуса и аромата чая может только вегетарианец, и что наиболее чуткие ценители чая, каких они встречали, были вегетарианцами. Что – дословная цитата – «невозможно провести несколько часов в состоянии, когда ощущаешь любое изменение, происходящее в теле после глотка чая, а потом встать и пойти в ближайший фаст-фуд и отравиться мусором». И предлагают провести собственный эксперимент и «посмотреть, как диета повлияет на вашу способность расслабляться и наслаждаться чаем», причём чувствуется уверенность, что результат этого эксперимента проповедникам известен заранее.

В принципе, отвечать на такое довольно нелепо – это всё равно, что возражать человеку, который утверждает, что все цвета сводятся к чёрному, белому и оттенкам серого. Окружающая действительность возражает на это лучше всяких слов, но если кто-то хочет считать мир чёрно-белым – это его право. Но, честно говоря, всё это начинает немного надоедать.

Так вот. Я знаю чутких ценителей чая, не являющихся вегетарианцами, не чурающихся кофе, и не парящихся по поводу одежды из неправильной ткани. Мой учитель способен съесть за один присест полкило дешёвых сосисок без гарнира и даже без хлеба, и мир не рушится от этого. В моей жизни был не такой уж короткий период, когда я ел очень мало мяса – мне не понравилось, и я не сказал бы, что моё вкусовое восприятие в то время было острее, а способность расслабляться и наслаждаться чаем – выше; скорее уж, наоборот. После хорошего чаепития пойти и перекусить фаст-фудом не только возможно – скажу вам больше: когда гамбургер принимается по-настоящему расслабленно, доброжелательно и благодарно, он оказывается куда вкуснее и душевнее. Впрочем, в Воронеже хороший фаст-фуд)))

Друзья, это классический манипулятивный приём – предложить выбор там, где не обязательно делать выбор, потому что нет нужды от чего-то отказываться, а можно взять сразу всё. Посмотрите внимательнее. Вам могут сказать, что чай несовместим с алкоголем, мясом, кофе, джинсами, неправильным положением позвоночника, смехом, не знаю чем ещё. Уточните у чая, так ли это.

Кстати, противоположный приём, когда предлагают выбор из двух зол, ещё более популярен. Жульё и ворьё пугает мифическими фашистами, которые придут к власти, если отобрать у жулья и ворья возможность врать и воровать; церковь требует всё больше денег, земли и полномочий, уверяя, что если ей этого не дать, то всё это достанется исламским фундаменталистам, и т.д. Тогда как очень часто оба предлагаемых зла можно с чистой совестью послать по нецензурному адресу.

Конечно, нельзя сказать, что проповеди аскетизма, примеры которых я привёл – выдумки от начала и до конца. Отнюдь. У людей, регулярно пьющих хороший чай, действительно порой меняются вкусы, потребности и интересы. В частности, бывает так, что чем больше чая пьёшь, и чем этот чай лучше, тем меньше становится интересен алкоголь, или табак, или кофе, или всё это вместе. Но это не означает, что чай становится заменой другим радостям жизни, что он больше бодрит, или сильнее расслабляет, или лучше помогает раскрепоститься. Чай не столько привносит дополнительный ресурс, сколько помогает найти его внутри и удачно им распорядиться, так что заряд бодрости или расслабления извне становится уже не очень-то и нужен. Всё равно, как если бы девушке, коллекционирующей разнообразную дорогую косметику, вдруг подвернулось волшебное зеркало, которое убедительно показало бы ей, что она прекрасна и обворожительна и безо всего этого камуфляжа. И, по-моему, ещё бОльшую роль тут играет не физиологический, а психологический эффект чая: чай настолько богат сложными, красивыми и разными впечатлениями, что искать их в других напитках становится нужно намного реже.

Но, друзья, это явление эволюционное, медленное и естественное. Оно не требует насилия над собой, запретов, экспериментов и т.п. Организм сам регулирует свои потребности, чай создаёт для этого прекрасные условия, и нет нужды в том, чтобы кто-то лез в это с призывами, лозунгами и идеями насчёт того, кто что должен и не должен пить и есть.

Далее. Увлекаясь качественным чаем, люди действительно часто начинают внимательнее относиться к себе и к тому, что их окружает, к тому, что они едят, пьют, носят, делают. Но из этого вовсе не следует, что все они непременно решат, что многие продукты есть и пить вредно и грешно, и надо их избегать. Лично я в своём окружении чаще наблюдаю как раз обратный процесс – когда люди, становясь любителями чая, начинают пробовать что-то новое, чего раньше опасались или просто не замечали, начинают больше позволять себе, а не запрещать, делают сферу своих интересов не уже, а шире. По-моему, слово «развитие» гораздо больше подходит именно к этому, а не к нагромождению запретов и ограничений друг на друга.

Я думаю также, что привычки, которые человек вырабатывает в отношении вещей и продуктов, не могут не сказываться на том, как он обращается с чувствами, с мыслями, если угодно – с вероятностями и линиями своей судьбы. Подумайте, если человек насторожен, если он готов объявить своим врагом какую-то еду или какой-то напиток, потому что кто-то так велел, то как он будет относиться к знаниям, которые какой-нибудь «духовный авторитет» объявит вредными? К своим чувствам, которые вдруг окажутся не соответствующими какой-нибудь книжке? К новым идеям?

Наверно, излишне говорить, что поделить продукты, вещи и действия на дозволенные и недозволенные – очень лёгкий способ снять с себя ответственность и избавиться от восхитительного, но пугающего многих права в каждой конкретной ситуации самостоятельно выбирать, как лучше поступить. Эдакий подход хирурга из анекдотов: нет органа – нет проблемы! Алкоголь может причинить вред – долой! Кто-то где-то неодобрительно высказался о кофе – долой! Вообще любой риск долой, всё, за что могут поругать или косо посмотреть – долой.

Но в медицине время хирургических методов наступает в критических ситуациях, когда иначе нельзя. Хирурга, предлагающего ампутировать руку из-за пустяковой царапины – а то мало ли что – любой посчитал бы безумцем. Людей же, предлагающих исключить из рациона и обихода то одно, то другое, почитают как мудрецов.

Задумайтесь ещё и над тем, что мышление в стиле «то можно, а это нельзя» — это самый примитивный, предельно конкретный уровень мышления. Двоичный код – да/нет. Мне это напоминает представления многих российских женщин об идеальном муже: чтобы не пил (лишнего), не избивал (без повода) и не изменял (в открытую). Достаточно НЕ делать кое-чего – и ты уже молодец! Так и тут: не ешь мясо? Да ты духовно продвинутый! Можешь гордиться собой и свысока давать поучения остальным. А если ты ещё и кофе не пьёшь, то тебе впору гастролировать с лекциями о своём Духовном Пути.

Хотелось бы верить, что чай привлекает внимание людей не только к предметам (что и кто), но и к более тонким категориям: качествам (какое и как) и смыслам (почему и зачем).

Мне сложно себе представить ценителя чая с пузырём Жигулёвского и какой-нибудь дымящейся соломой рублей за 50 за пачку. А вот с двадцатилетним односолодовым виски и трубкой, со знанием дела набитой хорошим вкусным табаком – легко. Но с другой стороны, если представить себе речушку в средней полосе России, закат и печёную картошечку с крупной солью, то вряд ли настоящий французский коньяк впишется в эту картину лучше домашнего вина из собственного винограда. И человек, часто имеющий дело с хорошим чаем, скорее всего, чуток к тому, что подходит к текущему моменту, а что – не очень. Но и диссонанс может быть не меньшим искусством, чем гармония, и, наблюдая за чаем и за собой, пьющим чай, можно научиться и дерзости и озорству тоже. Разве это не интереснее, чем запрещать себе то одно, то другое?

И как, спрашивается, определить, где остановиться, если уж выбрал путь запретов? Не секрет, что многие люди со стройной системой идей, озабоченные совершенствованием, негативно относятся и к чаю. И мыслят они таким же образом, что и проповедники, с которых я начал, просто делают на один шаг больше. Одни из них считают, что употреблять китайский чай негоже славянину, что это – оскорбление духов предков. Другие с чего-то взяли и с упоением повторяют, что кофеин напрочь разрушает нервную систему и сокращает продолжительность жизни буквально в разы.

Тех сторонников «очищения», которые не зашли так далеко, кофеинофобия, конечно, забавляет. В самом деле, если кофеин так ужасен, почему же Сенегал, жители которого пьют чай колоссальной крепости, не превратился в безлюдную пустыню, и как быть с нервными системами греков и кубинцев, чуть ли не ежечасно выпивающих по чашечке кофе? Вот только почему-то им не приходит в голову взглянуть с этой же точки зрения на собственные верования. Ведь если употребление мяса грозит такими неисчислимыми напастями, то как ещё живы эскимосы или, допустим, африканские масаи, питающиеся почти исключительно животной пищей? И почему не погрязли в скотстве итальянцы и французы с их винами?

Говорить о кофеинофобии всерьёз – то же самое, что говорить о мифах о вреде глутамата или об опасности ГМО. Эти бредни просто-напросто этого не залуживают. Тем не менее, отмечу, что содержащийся в чае кофеин на состояние организма, конечно, действует. Но дозы кофеина, способные причинить вред здоровому человеку или вызвать физиологическую зависимость, огромны – поверьте, друзья, столько вам не выпить. А вот почувствовать вялость, если регулярно и помногу пьёшь кофе или крепкий чай и вдруг резко перестал – можно. И наоборот, почувствовать чрезмерную и неуместную бодрость, если всегда пьёшь магазинную хрень, разведённую по советской традиции до гомеопатической концентрации, а тут вдруг угостили хорошим живым чаем – тоже. Но адаптация и к повышению потребления кофеина, и к его отсутствию занимает считанные дни и не вызывает никаких проблем. Было бы чего бояться!

Простая аналогия. Если для вас стало нормой жизни хотя бы раз в день принимать душ, то, не помывшись несколько дней, вы будете испытывать дискомфорт. Налицо зависимость, блин! Ну как, будете теперь бояться мытья?

Вы никогда не задумывались, почему люди так любят друг друга пугать? В социуме запугиванию друг друга более-менее реальными или мнимыми опасностями посвящена значительная часть общения, а информационный поток СМИ сотоит из запугивания почти полностью. Зачем? Зачем нам непрерывно рассказывают о катастрофах, стихийных бедствиях и террактах в других странах, которые никоим образом нас не касаются? Почему мамаши стращают детей падениями, простудой, хулиганами, бабайками, дядями полицейскими?

Есть такой хороший мультик – «Корпорация Монстров», о том, как целый мир жил за счёт энергии, добываемой из детских ночных кошмаров. Пугание было превращено в целую индустрию, а лучшие страшилы становились знаменитостями и получали награды. Это я не о российском телевидении, а о мультике. Посмотрите, кто не видел – хороший мультик. Там подмечено даже, что сами монстры до чёртиков боялись детей, которых должны были пугать.

Страх, тревога, нервозность – это прекрасный инструмент контроля и манипуляции, с помощью которых легко добиться нужного страшилам мышления и поведения. На бытовом уровне манипулятор-страшила получает множество приятных психологических бонусов. Это и внимание, с которым его слушают, и чувство бОльшей осведомлённости, и вытекающее из него чувство бОльшей безопасности, и иллюзия влияния на жизнь тех, кого он смог зацепить страхом. На государственном уровне политика запугивания даёт не только простые и надёжные рычаги управления, но и держит потребности людей на самом низком уровне развития. А у тех, кто озабочен только своей безопасностью и стабильностью, легко отобрать всё остальное.

Энергия, которую выкачивают страшилы – это энергия, которую можно было бы воплотить в лучший жизненный выбор, отважившись, рискнув и выстроив более свободную и достойную, человеческую жизнь. Рассмеявшись начальнику-маразматику в лицо и на прощание хлопнув дверью его кабинета. Получив удовольствие от какой-нибудь аморальной разновидности секса. Сделав бескорыстно какое-нибудь доброе дело, наплевав на возможность разориться.

Наши страшилы – не пришельцы из других миров, все мы порой оказываемся волонтёрами Корпорации Монстров, иначе ей было бы просто не устоять – ведь любовь сильнее страха. И не стоит искать тех, кто служит Корпорации чаще и охотнее и обвинять их. Позаботьтесь лучше о том, чтобы лично у вас нечем было поживиться, не экономьте силы, пускайте их в дело. Весь этот порядок вещей не мог бы существовать, если бы бояться и ничего не делать людям не было бы так удобно. Страх не назовёшь приятной эмоцией, но людям, живущими очень серой жизнью, страх даёт возможность почувствовать себя чувствующими хоть что-то, а значит – живыми. Но ещё важнее то, что беспомощность позволяет ничего не решать и не предпринимать…

Вам предлагают морить себя диетой полгода, а потом попробовать почувствовать, как изменилась ваша жизнь. А я предлагаю вам более веселый эксперимент – проведите его, и вы почувствуете, как ваша жизнь изменится мгновенно. Когда кто-то, завладев вашим вниманием, попробует внушить вам, как вредно и страшно есть мясо, пить кофе или пить чай, улыбнитесь ему и скажите: «Бу!»

Чай – явление многослойное и многомерное. Чайную практику легко наполнить возвышенным смыслом. Неспроста на протяжении многих веков чай сопутствовал буддизму и даосизму. И в наше время есть чайные сообщества, в жизни которых много прямо-таки религиозных черт: поклонение учителю, ритуальность встреч… Есть и те, кому это претит, и кто считает, что вокруг чая не стоит устраивать культ. Но странное дело: порой те, кого обвиняют в сектантских замашках, легки и открыты, а те, кто обвиняет, жестки в суждениях и тяжело уживаются с отличными от собственных мнениями…

В наличии каких-то убеждений нет ничего плохого. Придавать чему-либо смысл, ставить высокие цели, добровольно брать на себя труд и ограничения во имя этих целей – это великий дар человеческих существ. Помогать другим на их пути – это тоже хорошо. Но навязывать свой путь другим, убеждать, вынуждать или заставлять других делать то, что хочется вам – это немножко другое дело.

Становиться пленником собственных, а тем более не собственных идей и видеть всё сквозь тот узкий просвет, который они оставляют – тоже не самое лучшее, чем можно заняться. Ведь что такое идеология?

Есть знаменитая быль о том, как на одном мероприятии, где каждый чайный мастер должен был представить своё видение гунфуча, Илья Бадуров появился с эмалированной кружкой своей жены. На кружке была эмблема «Средняя школа города Вэньчжоу номер такой-то», в кружке была заварена Те Гуаньинь с мятой. «Вот, — сказал Илья. – Это – гунфуча. Попробуйте – вкусно!» И это действительно было вкусно.

Так вот, идеология – это когда кто-нибудь начнёт объяснять, почему там была Те Гуаньинь именно с мятой, и почему кружка должна была быть обязательно эмалированной, и т.д., и презрительно смотреть на тех, кто этого не понимает, вот это – идеология.

По сравнению с идеологиями, Те Гуаньинь с мятой мне нравится больше)))

Радио Пуэр FM. Выпуск 57. Корпорация Монстров. Чай и идеология аскетизма.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
28 мая 2014 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.