Мистика чайных пространств

Радио Пуэр FM. Выпуск 58

Говорим о том, что чай по-разному получается в разных местах; о том, как нарабатывается чайное пространство, и что на это влияет; о том, какими разнообразными бывают интерьеры и порядки чайных мест; немного о фен-шуе и чайных алтарях.
2015_10_05_01_001

Возможно, вы уже замечали, что в чайной среде выражение «чайное пространство» звучит очень часто, тогда как о «кофейных пространствах», «книжных пространствах» или «музыкальных пространствах» как-то не слышно. Кофейными бывают заведения, книжными – клубы, музыкальными – магазины, и чайные заведения, клубы и магазины тоже есть, а вот пространства бывают только чайными.

Это красивое слово, во-первых, создаёт впечатление открытости, бесконечной протяжённости, а во-вторых, намекает на то, что для чайного места помимо географического положения, помещения, интерьера, порядка работы и т.д. важно качество того, чем оно наполнено, того, что находится между стенами, вещами, людьми, чаем – то есть пространства.

С одной стороны, самое важное в чае (по крайней мере, для меня) – очень просто и тонко, почти нематериально и совершенно не зависит от чего-то внешнего. То, что лежит на полке магазина, и то, что льётся из чайника в чашку – только оболочка, только видимость; чай – это то, что происходит в бесконечности, распахивающейся внутри вас. И что ни скажи, что ни подумай о чае, это будет всего лишь часть, всего лишь одна сторона или грань того, чем он является.
Но с другой стороны, содержанию нужна форма. И чем шире и тоньше содержание, тем больше форм, вложенных друг в друга, как матрёшки, оно способно наполнить и одухотворить. Вкус, аромат и вид чая – одна из таких форм, эстетика чайного действа – другая, традиции, ритуалы и история чая – третья.

Вот и место, где пьют чай, тоже раскрывает одну из сторон чая, и каждое место окрашивает чай по-своему, как цветной витраж – белый свет.

В разных местах чай получается по-разному, и не надо обладать экстраординарной чувствительностью, чтобы это заметить. Объяснить это, оставаясь в рамках естественно-научной картины мира, я не возьмусь. Хотя особого удивления этот факт у меня не вызывает. Ведь не удивительно, что в чайнике из исинской глины чай получается иначе, чем в фарфоровой гайвани. Разные свойства посуды – разный результат. А пространство – эта такая большая посудина, содержащая внутри и чай, и чайник, и того, кто его пьёт.

Есть места, где чай получается плохо. Однажды мы на протяжении нескольких месяцев делали чай в одном эзотерическом центре, и ни один чай там не раскрывался как надо. Зелёные чаи вообще не имели ни вкуса, ни запаха. Зато там интересно было пить наиболее плотные, тяжёлые красные чаи – в них становились видны тонкие, лёгкие нотки.

И наоборот – есть места, где чай получается замечательно: вкусным, ароматным и с богатым внутренним содержанием. Или любой, или какой-нибудь определённый – например, у нас на даче хорошо получаются зелёные чаи, причём это никак не связано ни с водой, ни с другими очевидными факторами. Иногда, если какой-то зелёный чай нам непонятен, мы специально берём его на дачу, чтобы попробовать там и разобраться.

Такое положение дел может меняться. Обычно, если в одном и том же месте регулярно внимательно и вдумчиво пьют чай, оно становится более подходящим для этого, и чай начинает получаться лучше. Пространство «нарабатывается», хотя если не прибегать к туманным и неопределённым категориям типа «энергий» и «вибраций», невозможно даже предположить, как именно это происходит. Опять-таки тут нет ничего исключительного – нарабатываются глиняные чайники, нарабатываются личные знания и навыки, почему бы не изменяться и пространству, в котором это происходит?

Разумеется, чем больше чая пьётся, тем быстрее идёт этот процесс, но важно и то, чтО это за чаепития. Бывает так, что сдвиги в пространстве особенно ощутимы после чаепитий, ставших настоящими событиями, надолго запомнившимися участникам. Это как с начитанностью: хорошо читать много, но лучше одна стОящая книга, чем тонны бумажного мусора.
2015_10_05_01_003
Другие события, которые происходят в том же пространстве, тоже могут иметь значение. Если какое-то место посвящено чаю полностью, оно развивается быстрее. Впрочем, какие-нибудь красивые, осмысленные, созвучные чайным настроениям мероприятия могут его ещё больше оживить. А мероприятия грубые, шумные, на которых люди безразличны и невнимательны друг к другу, сказываются не лучшим образом. Меня удивляет, как люди, ответственные за какое-нибудь чайное место, могут наполнять его самыми разными событиями, не заботясь о том, насколько эти события гармонируют с чаем и друг с другом, иногда просто из тех соображений, что эти события интересны лично им, а порой и того хуже – лишь бы привлечь побольше посетителей и побольше заработать. Это как в хорошем исинском чайнике заваривать всё подряд – и ароматизированные чаи, и лесные травы, и лапшу быстрого приготовления.

В целом, важно, сколько внимания и заботы вы уделяете чайному пространству, и как к нему относитесь. Если всё, что вы можете дать пространству – это прагматичное, утилитарное отношение, как к площади и инвентарю, которые надо содержать в порядке и чистоте – это одна ситуация; если вы умеете и хотите быть бережными, быть почтительными, быть любящими – это дело другое.

Думаю, тут уместна аналогия с культовыми сооружениями у людей религиозных и с местами силы у людей, занимающихся какими-нибудь эзотерическими практиками. Конечно, в молитве важна искренность, а не правильное местоположение молящегося, и грош цена вашей практике, если вы не можете обойтись без места силы… или какого-нибудь растения силы))), и вообще, самый лучший подход тут – «место силы там, где я!». Но большая, очень большая часть того, чем люди занимаются и в духовных практиках, и в чайных – это выстраивание своего внутреннего пространства. И пространство снаружи вас может в этом помочь. Неспроста начинающим медитаторам иногда рекомендуют выбрать для занятий какое-нибудь определённое место в доме. В этом есть элемент дисциплины, элемент последовательности, элемент подтверждения серьёзности своих намерений. Ну, а если совсем по-простому, то в хорошем тренажерном зале и заниматься приятнее!)))

Словом, ваше чайное пространство – это такой же ресурс, как дом, или сад, или ум; если ухаживать за ним с толком и с любовью, то оно может сослужить добрую службу и вам, и многим другим людям, если вы пожелаете. Замечательно, если у вас есть возможность выделить для чая отдельное помещение, создав чайный домик или чайную комнату в квартире. Если нет, то их эквивалентом может стать чайный стол или чайное полотенце, или какой-то набор чайной атрибутики, который не занимает много места, или который можно разложить, а потом аккуратно собрать. Наверно, многие слышали историю о том, как У Дэ прилетел в Россию с огромным багажом, состоящим из разобранной каменной печи – только для того, чтобы греть на ней воду для чая.

Что же касается конкретных рекомендаций относительно того, как организовывать и формировать чайное пространство, я не думаю, что тут могут существовать какие-то правила или подходящие для всех рецепты. Нужно лишь, чтобы в нём было удобно и приятно пить чай, чтобы оно было для вас родным, чтобы оно воплощало ваше видение чая и ваш дух.
Мне встречались богато украшенные чайные места, с дорогой мебелью и безупречным интерьером, но совершенно пустые, бездушные, не вызывающие никакого желания быть их гостем. И наоборот – странные, чуднЫе и не вписывающиеся ни в какие рамки, но при этом вызывающие уважение, очаровательные и незабываемые чайные. Я прекрасно помню, например, ныне не существующий «Чайный Этаж 108» Виктора Енина, в центре которого с маленьким восточным оазисом и прудиком с живыми золотыми рыбками соседствовал видавший виды то ли диджейский, то ли звукорежиссерский пульт, заваленный кучей старых кассет, и никакого диссонанса тут не было, потому что было совершенно ясно, что эти вещи что-то значат для хозяина и появились тут не случайно.

Вот это, я думаю, важно – если нет ни небрежности и безразличия, когда всё равно, какие столы, ковры и обои, есть на чём и за чем сидеть – и так сойдёт, ни излишней педантичности и зацикливания на мелочах, ни напряжённого, угрюмого следования каким-то придуманным стандартам, если всё делается вдохновенно и чутко, прислушиваясь и к себе, и к пространству, и к вещам. Потому что стандартов и правил-то на самом деле нет.

Взять хотя бы такую вещь, как обычай сидеть на полу – ну, разумеется, на подушках или коврах, но на уровне пола, а не на стульях или диванах. Долгие годы в российских чайных клубах это было чем-то само собой разумеющимся и копировалось из клуба в клуб, зачастую бездумно. Возникло даже нечто вроде стереотипа, что китайская чайная церемония – это когда сидят на полу за низеньким столиком. Тогда как в Китае найти чайную с такими порядками не так-то легко – в основном посетители сидят на стульях за столами обычной высоты. А российская традиция задумывалась Брониславом Брониславовичем как раз с целью стереотипы слегка поколебать. Для большинства россиян сидеть в общественном месте на полу – дело странное, не совсем удобное и даже не совсем приличное. Вот и хорошо – это сразу даст гостям на телесном уровне осознать, что привычные мерки тут не годятся, и что следует ждать чего-то особенного. А необходимость поискать комфортную позу заставит их обратить внимание на собственное тело. А тело, между тем, с детства помнит, насколько сидеть и лежать на земле естественно и просто, так что это ещё и пробуждает, используя эзотерический жаргон, нашего внутреннего ребёнка. Получается, сидение на полу делает современного цивилизованного человека и немного внимательнее, и немного расслабленнее одновременно – а это как раз то, что нужно для чаепития.

Впрочем, в последние годы открылось много новых чайных клубов, их хозяева, как правило, незнакомы с проектами Виногродского и Баева, и эти чайные обычно оснащены стульями и диванами. В нашей чайной сидят на подушках, во-первых, потому, что в маленьком пространстве так удобнее, во-вторых, нам гораздо привычнее и удобнее сидеть на полу, и без особой необходимости мы на стулья не залезаем. А самый продуманный и остроумный подход я встретил, опять-таки, в «Чайном Этаже 108» и в его последующей инкарнации – «Чайной Высоте». Там пол приподнят более чем на полметра и покрыт мягким покрытием, и можно сидеть на нём по-турецки или как заблагорассудится, но в центре полянок, под столиками этой надстройки нет, и можно свесить ноги в образующуюся ямку и сидеть, как на стуле.
2015_10_05_01_002
Или другой момент. Лично для меня чайный клуб всегда был местом, предназначенным для восполнения дефицита тишины, покоя и плавности, которых в современной жизни часто не хватает. А значит, в нём должны преобладать иньские качества – тихая медленная музыка, приглушённые цвета и полумрак. В этом я не оригинален, многие мыслят сходным образом, меня расстраивает лишь, что часто хозяева чайных выбирают для интерьера очень тусклые, бледные и неразборчивые цвета. Мне приятнее видеть чайные с насыщенными, вкусными, но не кричаще-яркими, а глубокими, тёмными тонами – шоколадными, багровыми, изумрудными… Но есть и противоположный подход: Хризолит считает, что хороший баланс достигается, когда в том месте, где пьют чай, много янского – например, яркий свет.

Вы, конечно, знаете, что гармоничной организации жизненного пространства в Китае посвящена целая наука, которая называется фен-шуй, то есть «ветры и воды». Форма и взаимное расположение предметов, наполняющих пространство, рассматривается этим учением с точки зрения влияния на течение благоприятных и неблагоприятных энергий, и это очень увлекательная концепция, изучать нюансы которой можно бесконечно. Но пытаться формально следовать рекомендациям фен-шуй, не чувствуя их сути непосредственно, мне не кажется хорошей идеей.

Гораздо интереснее прислушиваться, присматриваться и самому определять, как происходящее в чайном пространстве зависит от расположения предметов в нём. Некоторые события заставляют думать, что всё это не занимательные фантазии, а нечто, имеющее какую-то объективную подоплёку.

Например, у меня есть впечатление, что в каждом помещении существует нечто вроде центра управления, такая точка или область, которую невольно хочется занять, если надо контролировать то, что в этом пространстве происходит. Когда я ходил на занятия по цигун, наш учитель всегда садился на одно и то же место, внешне ничем не отличавшееся от всех остальных. Однажды на занятие пришёл известный в эзотерических кругах человек, автор оригинальной методики медитации. Он явился первым, и когда в зал вошёл учитель, он обнаружил , что его привычное место занято… Так вот, я думаю, будет хорошо, если место ведущего чайного действа будет располагаться в таком «центре управления».

Возможно, вы слышали, что если гостей немного, то им не рекомендуется садиться прямо напротив чайного мастера, лучше занять место сбоку или чуть наискосок. Отчасти это позволяет подчеркнуть личные границы участников чаепития – так им одинаково легко смотреть и друг на друга, и в сторону; сидя же лицом к лицу, приходится специально отворачиваться, если хочется побыть немного наедине со своими ощущениями. Впрочем, как мне кажется, для русских сидеть вдвоём друг напротив друга вполне естественно, и такое положение не воспринимается как содержащее в себе напряжение… Возможно, отчасти эта рекомендация связана и с тем, что согласно фен-шуй, прямых линий и путей вообще желательно избегать: по ним легко распространяется неблагоприятная энергия ша ци. А изогнутые пути более проходимы для благоприятной энергии шен ци – поэтому, например, садовые дорожки рекомендуется делать кривыми или извилистыми. Что-то в этом есть: уверен, если вы понаблюдаете за собой, то заметите, что подавать чашку гостю не хочется абсолютно прямым жестом, хочется сделать движение слегка дугообразным хотя бы в одной из плоскостей. Помню, в своё время меня восхитил в ростовской «Чайной Лодке» коридор, ведущий к главному залу – длинный и много раз поворачивающий, но не под прямыми, а под какими-то неопределёнными углами. По-моему, для чайной это просто идеально! Этот коридор играет ту же роль, что и японские чайные сады, в глубине которых располагались чайные домики – пока по нему идёшь, успеваешь стряхнуть с себя часть суеты и входишь в чайную более спокойным и чистым.

А ещё у меня есть впечатление, что чайные подозрительно часто располагаются в подвалах или полуподвалах, ниже уровня земли, или, наоборот, под самой крышей. И мне кажется, что это тоже немного помогает создавать атмосферу обособленности от обыденного мира и привычных, рутинных состояний.

Чайное пространство совершенно не обязательно должно быть единым или однородным. Многие любимые мной чайные места организованы по лоскутному принципу и представляют собой коллекции небольших пространств с разными свойствами и разным настроением, и в них всегда можно выбрать уголок по душе. Например, старый клуб «ИСТ» состоял из множества отдельных непохожих друг на друга комнат, а в чайной ресторана «Шёлк» на Белорусской рядом друг с другом уживались и небольшие столы со стульями, и просторные диваны, и мягкие полянки с подушками в восточном стиле.

Ещё одна вещь, которая ещё недавно обязательно была в каждой уважающей себя российской чайной – это алтарь, место для ежедневных подношений. Обычно на алтарь ставят первую чашку первого приготовленного в этот день чая. Алтарные чашки – особые, из них не принято пить. На алтарь можно также возлагать живые цветы или жечь на нём благовония. Сомневаюсь, что есть какие-то строгие правила по поводу того, что за божества или духи должны стоять на алтаре. Мне на чайных алтарях встречались и Будды, и Гуаньинь, и Три Звёздных Старца, и Лу Юй. В нашей чайной на алтаре живут духи-покровители – Сова и Панда в образе мягких игрушек. Располагают алтари, как я понимаю, тоже по собственному разумению. Место должно быть хорошее, почётное, но когда алтарь выставляют напоказ, мне это не очень по душе. Также мне кажется неуместным, если алтарь занимает место, рядом с которым постоянно много движения и суеты, или решаются сугубо деловые вопросы – например, на прилавке рядом с кассой. Но, думаю, важнее, чтобы уход за алтарём не превращался в формальность, во что-то машинальное, чтобы эта ежедневная чашка чая становилась мгновением торжественности, смирения и почтительности.
2015_10_05_01_004
Радио Пуэр FM. Выпуск 58. Мистика чайных пространств.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
4 июня 2014 г.

Фото: https://vk.com/gomerjusttea


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.