Привычки и зависимости

Радио Пуэр FM. Выпуск 67

Говорим о том, вызывает ли чай зависимость; о том, чем зависимость отличается от привычки, и о том, как сказываются привычки на восприятии чая; о том, чем отличается физическая зависимость от психологической; о том, какие побочные эффекты может вызвать употребление чая без соблюдения должной техники безопасности.
2015_10_02_04_001

Ну, прежде всего, что такое синдром зависимости вообще? Это сочетание физиологических, поведенческих и умственных явлений, при которых употребление психоактивного вещества – или совершение определенных действий — начинает занимать первое место в системе ценностей человека. Первое! В ущерб всем остальным ценностям и потребностям. Вы когда-нибудь встречали такое у любителей чая? Лично я – нет!

Зависимость бывает физическая и психологическая, и это совешенно разные вещи, но об этом я скажу чуть позже.

В отличие от зависимости, привычка – это просто устойчивая модель поведения, какое-либо действие, автоматически совершаемое одним и тем же образом. Зависимость – это патологическое, болезненное состояние (хотя сам зависимый может и не оценивать его критически), а привычка – явление естественное, это здоровый психологический механизм, позволяющий сэкономить ресурсы – внимание и эмоции – на повторяющихся действиях. Привычки не затрагивают ни эмоциональную сферу, ни уж тем более физиологию. При нарушении привычной схемы действий человек может испытать растерянность и лёгкий дискомфорт, а, может, наоборот, небольшое воодушевление из-за избавления от рутины, но в целом привычные действия вызывают немного эмоций: удовольствие от приятного занятия притупляется, когда оно входит в привычку, потому что удовольствие требует включенности и новизны, зато и неприятное дело чем привычнее, тем терпимее. В этом и состоит смысл привычек – в сглаживании переживаний и экономии душевных сил. Эту природную способность иногда пытаются использовать в благих целях, вырабатывая у себя «полезные» привычки. Вы можете встретить рекомендации относительно того, сколько дней подряд нужно повторять что-нибудь, чтобы запрограммировать себя, как робота. А лично я считаю, что современные люди и так слишком мало задумываются над тем, что делают, и их жизнь и так слишком однообразна.

Чай, в некотором роде, выступает в качестве врага привычек как раз потому, что мягко предлагает человеку включиться в то, что с ним происходит, обратить на это внимание, задуматься над этим, снова стать живым непредсказуемым существом, а не машиной, выполняющей программу. Впрочем, бояться привычек и изо всех сил пытаться от них избавиться тоже вряд ли стоит.

В обращении с чаем тоже, конечно же, формируются привычки, как хорошие, так и дурные. В семье моих родителей и в семьях моих бабушек и дедушек было принято каждый приём пищи завершать питьём чая. Плюс чай могли пить и просто так и, следовательно, чай пили четыре-пять раз в день. И мне до сих пор трудно уяснить, что многие люди пьют чай раз в день или вообще не каждый день. Хотя проникнуться хорошим чаем иногда бывает легче тому, кто вообще не употреблял чая, чем тому, кто привык видеть в нем бытовой продукт, горячее питьё для запивания сладостей и только. При этом привычка пить чай с сахаром, с выпечкой или со сладостями, которая, конечно, мешает ощутить и оценить вкус хорошего чая, не так уж крепка, а вот привычка не обращать на чай внимание, не считать его чем-то заслуживающим внимания – это реальная проблема. И, к сожалению, некоторые заведения, позиционирующие себя как чайные, этой привычке потворствуют, используя чай только как фон для «позитивного общения». И к нам на чаепития регулярно приходят люди с намерением пообщаться или обсудить новости, и они просто не способны понять, что на дегустации чая, в первую очередь, дегустируют чай, а не болтают о том о сём. Мы, в свою очередь, формируем у наших гостей привычку замечать чай, его вкус, аромат и действие, и полностью на них сосредоточившись, и во время непринуждённого общения.

А еще у многих соотечественников есть привычка пить только плохой и только красный чай, очень разбавленный и очень помалу, поэтому им бывает сложно оценить качественный китайский чай – слишком уж он не похож на то, что они привыкли называть чаем. Но, к счастью, эту привычку легко изменить. Кстати, привычка обходиться мизерным количеством жидкости, держа организм на грани обезвоживания – очень странная вещь. Вроде бы живём не в пустыне и не среди ядовитых болот, но, сколько бы ни расшибались в лепешку диетологи и валеологи, твердящие о том, что выпивать надо не менее 2-2,5 л жидкости в сутки, и о том, как это важно для замедления старения, для профилактики опухолей, заболеваний сердечно-сосудистой системы и почек и т.д., многие россияне пьют воду только в разгар жары. О чае часто говорят как об источнике разных полезных веществ, и я не раз указывал на то, что это не стоит воспринимать слишком серьезно, но в условиях водно-солевой безграмотности, я бы сказал, водобоязни чай действительно становится ценным источником воды, и пользу от этого трудно переоценить.

Давайте теперь поговорим о более мрачных вещах – о зависимости как таковой. Итак, она бывает двух видов. Во-первых – физическая, то есть зависимость собственно от вещества. Далеко не каждое психоактивное вещество способно вызвать физическую зависимость. Физическую зависимость вызывают опиаты, барбитураты, бензодиазепины, некоторые антидепрессанты. И алкоголь, но только на самых поздних стадиях алкоголизма. Алкогольная зависимость – в основном, психологическая.

Есть ли какие-то из этих веществ в чае? Нет. В чае есть вещества, влияющие на физиологическое и эмоциональное состояние человека – кофеин и другие алкалоиды, аминокислота L-теанин и т.д., но вызвать физическую зависимость они не способны. По крайней мере, в тех дозах, которые можно, хотя бы теоретически, из чая извлечь.

Что характерно для физической зависимости? Возрастание толерантности к этим веществам и синдром отмены, то есть ухудшение физического состояния при прекращении их приема. То есть, допустим, повышение или, наоборот, резкое падение артериального давления. А не просто скука и тоска без любимой таблетки. А возрастание толерантности означает, что для достижения такого же эффекта, как раньше, требуются всё бОльшие и бОльшие дозы вещества. Видели такое у любителей чая? Видели, чтобы у кого-нибудь тряслись руки, пока ему пуэра не нальют? Или чтобы человек полгода назад два литра чая в день выпивал, а теперь – восемь? Я вот как-то нет. А вот обратное, кстати, иногда встречается: некоторые люди с течением времени начинают пить чай всё реже и во всё меньших количествах, потому что даже от одной чашки чая получают слишком много впечатлений. То есть, толерантность, наоборот, снижается, и усиливается чувствительность.

Надо сказать, что это явление меня тоже не радует, особенно когда это преподносится как признак духовного развития: «он занимается цигуном, у него такая высокая чувствительность, он красный чай не может пить, только зеленый», «а она уже очень давно занимается йогой и вообще никакой чай не пьет». По-моему, это какой-то чисто воронежский эзотерический снобизм – в Москве, например, упоминание об этом обычно вызывает недоумение: московские йоги и буддисты чая не чураются, чайные клубы, объединенные с центрами йоги – обычное явление. И если рассудить здраво: возьмем, например, цигун – что это такое? Это работа с энергией в широком смысле этого слова, причём работа искусная, мастерская. Человек, который умеет работать с энергией мастерски, должен иметь больше возможностей, чем обычный человек, так ведь?

А мы что видим? Обычный человек пьёт красный чай с удовольствием и пользой для себя, а типа мастеру цигуна от красного чая становится плохо. Это всё равно, как если бы спортсмен не мог подняться на третий этаж по лестнице. И все говорили бы: «о, какой продвинутый спортсмен, уже по лестнице не может ходить!» А по-моему, это не спортсмен, а инвалид какой-то! А развитие чувствительности – это, конечно, отличная вещь, но если оно не сопровождается развитием устойчивости, и так называемого «мастера» напрочь выводят из равновесия даже безобидные, лёгкие воздействия – это и грустно, и смешно.

Итак, физической зависимости чай не вызывает. Но воздействие качественного чая на физиологическое состояние налицо. Он может и согреть в холодную погоду, и подарить свежесть в жару, и весьма заметно расслабить, и взбодрить. Людям, пьющим хороший живой чай редко, после вечернего чаепития иногда бывает трудно заснуть. Но если пить качественный чай регулярно, то таких проблем не возникает – наоборот, после чая и засыпается легко, и спится крепче и приятнее. И наоборот: если человек пьёт помногу достаточно крепкого хорошего чая, а в какой-нибудь день вдруг не пьёт его вовсе, то он может почувствовать себя чуть более вялым и сонливым, чем обычно. Но ещё всего лишь день-два без чая, и самочувствие нормализуется. Организм очень быстро, в течение дней, максимум – недель, и без каких-либо последствий адаптируется и к высоким дозам кофеина извне, и к полному его отсутствию. Так что положительное влияние чая на работоспособность несколько преувеличено, а уж про запугивание ужасами кофеина и говорить нечего – это откровенная чушь, легко опровергаемая элементарным житейским опытом. Сенегальцы с их специфическими чайными традициями потребляют колоссальное количество кофеина, и ничего – прекрасно себе живут.

Небольшие, безопасные воздействия, слегка выводящие сердечно-сосудистую и нервную систему из равновесия, заставляющие менять режим их работы, даже полезны – они их тренируют. Кофеин чая, усиливающий сердечную деятельность и тонус нервной системы – в какой-то мере, суррогат небольшой физической нагрузки (хотя, конечно, рассчитывать на заметное сжигание калорий и на рост бицепсов в ходе чаепития не стоит. По крайней мере, если ваша чайная утварь обычного веса))).

Но бывает и так, что воздействие чая превышает возможности адаптации. Обычно это случается при несоблюдении техники безопасности: десять чайных запретов, о которых мы говорили в выпуске № 4, не зря придуманы. Если выпить много довольно крепкого чая, обычно не один чай, а несколько подряд, то есть в общей сложности более литра, на пустой желудок, особенно в плохом самочувствии или не выспавшись, то иногда можно почувствовать слабость, головокружение, легкую тошноту, головную боль. Это очень похоже на симптомы гипогликемии – снижения уровня глюкозы в крови. И решается эта проблема очень легко: достаточно съесть что-то сладкое или мучное – сахар, сладкую конфету, даже просто кусочек хлеба, и состояние уже через несколько минут приходит в норму.

Раз уж речь зашла о возможных побочных эффектах от чая, напомню, что некоторые виды чая оказывают раздражающее действие на слизистую желудка, в первую очередь это касается зеленых чаев и молодых шен пуэров из плантационного сырья. Если человек не страдает гастритом с повышенной кислотностью желудочного сока, то это действие может им никак не ощущаться – до поры до времени. Но если такими чаями планомерно злоупотреблять, то есть пить их помногу на пустой желудок, то здоровье этого желудка можно испортить.

Вернемся теперь к зависимости. Зависимость бывает не только физической. Есть еще психологическая зависимость. Это явление несколько более сложное, и провести тут однозначную грань между нормой и патологией не всегда легко. Если физическая зависимость связана с непосредственным воздействием наркотического вещества на нервную систему и метаболизм, то в случае психологической зависимости ключевую роль играет удовольствие. Эмоции здесь выступают, так сказать, в качестве посредника между поведением человека и объектом зависимости. Поэтому психологическая зависимость возможна не только от наркотического вещества, но и от какого-либо занятия – существует, например, игровая зависимость и интернет-зависимость. Запускающийся внутри процесс имеет схожие черты, даже когда объекты зависимости противоположны – например, при пищевой зависимости и при психологической анорексии, злокачественном голодании сдвиги в гормональном статусе и электрической активности мозга практически идентичны. Конечно, нельзя сказать, что объект вообще неважен, но предрасположенность тут играет большую роль. Причины предрасположенности ищут в генетической сфере, и, возможно, когда-нибудь психологическую зависимость можно будет излечить с помощью генной инженерии. Пока же преобладает мнение, что в полной мере излечить зависимость нельзя, но можно изменить ее направление, заменить один объект другим. Именно на этом основаны программы реабилитации наркоманов с помощью спорта, труда и творчества.

Все вы, наверно, очно или заочно сталкивались с таким явлением, как «чайные пьяницы», и обращали внимание на то, что многие участники этого движения употребляли наркотики или злоупотребляли алкоголем, а также на то, насколько отличается их восприятие чая и их любовь к чаю, их мотивации от того, что мы встречаем в среде трезвых адептов чайной культуры. Они могут пить тот же самый чай, что и мы, но преследуют при этом совершенно иные цели. Если чай спасет кому-то из них жизнь и судьбу – наверно, это хорошо, но мне очень не нравится, когда о чае и о культуре чая начинают судить по таким его любителям.

Даже когда такая реабилитация завершается успехом, подлинное исцеление в результате не наступает – у человека всё равно остается аномальная, неадекватная тяга к чему-то одному в ущерб всем остальным потребностям. Просто теперь его зависимость менее вредна для здоровья и менее социально опасна. Есть даже социально одобряемая зависимость – трудовая. Речь не о добросовестном и страстном отношении к любимой работе, а о состоянии, когда только на работе человек способен достичь относительного психологического комфорта, а любое другое занятие дискомфортно и болезненно, когда работа вытесняет все остальные сферы жизни, и во всём остальном человек явно и глубоко ущербен. При этом и в профессиональной области он вовсе не обязательно успешен, и работа не приносит ему заметного удовольствия, а просто успокаивает. Это очень характерная черта психологической зависимости вообще – когда тяга к объекту вызвана не удовольствием, испытываемым от него, а стремлением избежать негативных эмоций и опустошенности при его отсутствии.

На тему аддиктивного поведения существует множество исследований и монографий, и в моих дилетантских рассуждениях нет особой нужды. Но я всё же скажу, что для здоровья и развития важна как способность испытывать эмоции, так и заземлять, впитывать, усваивать их. И, как мне кажется, толчком к развитию зависимости часто становится момент, когда человек встречается с бОльшим удовольствием, чем ему по силам на данный момент, когда поток адреналина и эндорфинов буквально накрывает его с головой. Если вы пообщаетесь с людьми, увлечение которых приняло черты болезненной зависимости – например, с религиозными сектантами – то увидите, что почти в каждой личной истории таких людей фигурирует то или иное масштабное приятное переживание.

При этом в самом удовольствии нет ничего плохого. Удовольствие – это стержень, ось всей человеческой цивилизации. Именно удовольствие от познания и открытия нового, удовольствие от создания красоты, удовольствие от преодоления собственных пределов, наконец, тяга к элементарному комфорту – всё это вознесло человечество на нынешнюю высоту. Можно сказать, что и в жизни каждого отдельного человека многое определяется тем, от чего он научился и привык получать удовольствие. Одни умеют получать удовольствие от хорошо выполненного дела, а другие – только от того, чтобы свалить дело на кого-то другого. Одни умеют испытывать удовольствие от того, что другим хорошо, а другие – от того, что другим хуже, чем им. И это совершенно разная жизнь.

Но когда человек сталкивается с превосходящим его возможности удовольствием, причём связанным с каким-то определённым объектом, без которого он не может ничего сравнимого с этим удовольствием испытать, в гармоничной системе целостного человеческого существа случается сбой, и сбой этот комплексный: не только в эмоциональной сфере возникает дисбаланс с нарастающим преобладанием негативных состояний, но и поведение человек отчасти перестает контролировать, и даже его физическое состояние изменяется в связи с наличием или отсутствием доступа к объекту зависимости. Всем этим зависимость отличается, например, от страстной увлечённости новым хобби, ради которого человек может временно забросить другие дела.

Мне думается, что определенную роль тут играет инфантильно-потребительское отношение к своей жизни, когда человек хочет только получать удовольствие, но не создавать его самостоятельно и делиться удовольствием с другими. Но это всё равно не дает ответа на вопрос, как решить эту проблему.

Имеет ли всё это какое-то отношение к чаю? Увлечённость чаем, безусловно, возможна, и мы наблюдаем множество ее примеров повсюду. Однако увлечение чаем не разрушает жизнь и не сокращает возможности развития (ну разве что финансовые))). У увлечённых чаем людей преобладают положительные эмоции, более того, очень часто любители чая начинают находить все новые источники наслаждения в самых разных вещах и занятиях, спектр их интересов не сужается, а, наоборот, расширяется. Чайные люди обычно сохраняют контроль над своим поведением. Не всегда, конечно – когда речь о последнем блине любимого шена или о килограмме любимого дяньхуна, какое уж тут может быть адекватное поведение))) Но, по крайней мере, сохраняется ирония и критика к своему состоянию.

Но мне встречались люди, которые говорили о том, что через некоторое время после знакомства с чайной культурой им стало недоставать чая, что без чая они стали ощущать беспокойство, дискомфорт и желание побыстрее снова погрузиться в благостное чайное состояние. Правда, потом это проходило. Но на мой взгляд, это свидетельство некой эмоциональной уязвимости, указание на то, что есть риск, что личность может и не справиться со сменой состояний.

Однако, такое бывает, по-видимому, очень редко. И это очень интересный вопрос – почему. Ведь качественный чай способен подарить весьма серьезные и глубокие приятные переживания. Если вы поговорите с чайными людьми о том, как они докатились до жизни такой, в большинстве случаев вы услышите какую-нибудь трогательную, почти волшебную или вовсе волшебную историю, с которой всё началось. Но почему-то это не перерастает в болезненную, разрушительную зависимость.

Может быть, дело тут в том, что удовольствие от чая растёт строго вместе с внимательностью, с глубиной и ясностью взора того, кто его пьёт, и этой внимательностью оно питается. Оно не даётся авансом, оно, как и само чайное растение, растет медленно и неуклонно, и ты растёшь вместе и вровень с ним.

А может быть – в том, что удовольствие от чая совершенно не воспринимается как что-то внешнее, как что-то такое, что ты получаешь со стороны. Наоборот, оно раскрывается изнутри, делая для тебя яснее твою ответственность за собственную жизнь, ясно показывая, что ты и есть источник твоих удовольствий, а не чай и не что-то другое.

Так что в какой-то мере чай может послужить настоящим лекарством от зависимостей и от склонностей к ним – меняя представление человека о самом себе, давая возможность увидеть в себе больше. Когда пьешь чай три или четыре часа, и можно выпить ещё один, и это счастье, а можно и не пить, и это тоже счастье, а может быть, сделал всего один глоток, и все уже произошло, и ты сидишь в самом центре мира, который вместе со всеми людьми, птицами и облаками медленно вращается вокруг тебя, или, скорее, это птицы пролетают внутри тебя, и облака проплывают внутри тебя, и люди обитают внутри тебя… как тут можно от чего-то зависеть? Или не зависеть?

Радио Пуэр FM. Выпуск 67. Привычки и зависимости.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
5 августа 2014 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.