Радио Пуэр FM. Выпуск 30: Музыка чайных дорог

Радио Пуэр FM. Выпуск 30

В первой половине говорим о выборе музыкального сопровождения для чаепития — о том, что такое гуцинь и эрху, а также о том, стоит ли бояться «неправильной» музыки. Во второй — о методологии практического изучения чая))) — о том, на что начинающему чаеману стоит обратить внимание, чтобы «лучше врубаться».
2015_09_24_04_001

Наши постоянные слушатели недавно попросили нас рассказать о выборе музыки для чаепития. Прекрасная идея, только сделать это мне хотелось бы в будущем на более высоком техническом уровне, с приличной звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратурой. Пока же скажу, что, конечно, музыка сильно влияет на впечатление от чаепития, и, естественно, хочется, чтобы ее действие было созвучно чаю. Тогда и чай раскрывается лучше, и музыка проникает глубже. Разумеется, тут не может быть никаких объективных правил, музыкальное сопровождение чаепитий – целиком и полностью личное творчество, дело личного вкуса. И музыкальная аура многих чайных столь же индивидуальна и неповторима, как и их чайные коллекции.

С одной стороны, нельзя не уважать стремление к аутентичности, попытки подобрать к китайскому чаю китайскую же традиционную музыку. Действительно, в глазах тонко чувствующего культурного человека проводить китайскую чайную церемонию под японскую музыку, одевшись в индийское сари и разговаривая о российской политике – то же самое, что выйти на улицу в смокинге, ушанке и ластах.

Благо, найти традиционную музыку Китая сейчас нетрудно. Далеко не всегда, кстати, она звучит по-восточному высокодуховно и мистично. Многие записи китайских оркестров прошлого века по звучанию и настроению очень задорные, пионерско-комсомольские такие. Но самые узнаваемые китайские инструменты – древние и тихие. Это, конечно, гуцинь и эрху.

Гуцинь – это такой струнный щипковый инструмент, в общих чертах похожий на гусли, только вытянутые – больше метра в длину и сантиметров 20 шириной. И играют на нем обычно иначе – не широкими переборами, а отдельными щипками, как короткими штрихами, постепенно складывающимися в цельное полотно. Еще это похоже на китайские облавные шашки вэй-цзи, ставшие известными под японским названием го, в которых комбинация на доске не разрастается в стороны из одной точки, а, наоборот, собирается из разрозненных поначалу частей. Струны у гуциня шелковые, их семь, а диапазон составляет более 4 октав. Иногда говорят, что китайцы так сильно любят гуцинь, потому что его звучание совпадает с китайской речью протяженностью и тональностью звуков. Гуцинь почти такая же древняя штука, как и чай – первые упоминания о подобных инструментах появились около 3000 лет назад.

Но в еще бОльшей степени чай и гуцинь делает похожими деликатное приглашение поработать с собственным вниманием, приложить небольшое усилие не физического, а психологического или интеллектуального плана – стать расслабленным, но не рассеянным, а наблюдательным. Если отвлекаться и суетиться, игра на гуцине – это просто фоновое раздражающее треньканье. Но вот когда обращаешь внимание на эту музыку, такая непривычная и странная поначалу, она быстро становится источником наслаждения. Все как с чаем. Движение традиционных китайских мелодий необычно для русского уха, нелинейно и сперва малопредсказуемо. Но послушав гуцинь какое-то время, начинаешь чувствовать внутреннюю логику этой музыки и содержащиеся в ней смыслы. Все как с чаем. Слушая записи разных мастеров и сравнивая ощущения от них, начинаешь разбираться – вот тут строгая классика, а здесь – претенциозное новаторство, а тут – удаль и озорство. Прекрасно, если кто-то может помочь с образованием, показав и подсказав что-то, но на любительском уровне каждый имеющий уши может сориентироваться и сам, надо только слушать. И это тоже очень похоже на чай: сперва различия между разными сортами могут показаться неуловимыми, но проходит полгода-год, и человек начинает довольно верно судить о чае, опираясь только на свой язык и нос.

Очень поучительно сравнить игру мастеров полувековой давности и современных исполнителей. Возможно, я сужу предвзято, но, по-моему, все стало намного проще, доступнее и развлекательнее. Прежняя музыка была сложнее для восприятия, но намного глубже. Но, может быть, это связано с тем, что из старых записей сохранились только самые выдающиеся.
А эрху – это такая смешная скрипочка с двумя металлическими струнами, прикрепленным к струнам смычком, круглым грифом и цилиндрической коробочкой-резонатором. Готов поспорить, что вы слышали, как это устройство звучит, просто не знали, что оно так называется.

В общем, если вы будете пить хороший китайский чай под гуцинь и эрху, придраться к вам будет очень сложно. Разве что потребовать раздобыть гуцинь и музицировать самим. В самых элитных чайных клубах – например, в «Железном Фениксе» — можно послушать живой гуцинь.
Но, с другой стороны, мы живем во время взаимопроникновения и переплетения разных культур, это открывает новые возможности, и ими совершенно не обязательно пренебрегать. Не факт, что жители Поднебесной не променяли бы гуцинь на синтезатор, будь он им доступен. Японцы, например, приходят в восторг от наших «Ласкового мая» и «На-на».

Так что чаще в чайных можно услышать какой-нибудь медленный, типа медитативный нью-эйдж или нео-фолк – Карунэш, Дойтер, Камаль, Дин Эвенсон, Дэн Гибсон… имя им легион! Или просто спокойную инструментальную музыку – например, Дэвида Дарлинга или Кевина Керна. Главное требование – музыка не должна раздражать. Поэтому когда музыка слишком примитивна и монотонна, это не очень хорошо, но и слишком приковывающая к себе внимание музыка – тоже. Есть немало прекрасной музыки, которую приятно послушать, сосредоточившись на ней, но которая плохо подходит на роль фона – например, популярный в последнее время эмоциональный и драматичный Людовико Ейнауди. Если вы проводите чаепитие для кого-то, не лишним будет поинтересоваться у гостей, подходит ли выбранная вами музыка им.

Кое-где к музыке подходят более творчески. Было время, когда в «Золотой Черепахе» почти без перерыва звучал довольно авангардный «Миксинг Пойнт» Антона Силаева. А в «Чайном Этаже 108» на расслабляющие нью-эйджевые треки были наложены спецэффекты типа шагов, бормотания и т.п., выполнявшие роль буддийского колокольчика и державшие посетителей в тонусе.

Самое интересное – если вы хотите сделать музыку не просто фоном, а полноценным участником чайного действа. Я люблю для каждого чая подбирать отдельный аккомпанемент, и далеко не всегда это то, что принято называть «Музыкой для чайных церемоний». Лунцзин ассоциируется у меня с ирландскими плясками, Да Хун Пао – с арабскими зикрами, а Те Лохань – с рок-н-роллом Криса Айзека. Время от времени мы делимся в группе такими находками. Но, я думаю, в готовых рецептах тут нет никакой необходимости, гораздо интереснее подбирать музыку самостоятельно.

Но вот что совершенно точно – хорошая музыка с чаем кажется лучше, а плохая хуже. Есть такая музыка, которая без чая слишком сложна для меня, а с чаем я начинаю ее понимать. А есть такая, что с чаем начинаешь понимать, что слушать ее не стоит.

Нас часто спрашивают, что мы можем порекомендовать начинающим любителям чая, что может помочь на Чайном Пути. Сам по себе этот вопрос на редкость некорректен, потому что чайных путей столько же, сколько и любителей чая, и все они разные. Если бы у этих путей был общий пункт назначения, можно было бы подсказать, как лучше туда попасть. Но такого пункта нет. Цели и интересы у каждого свои, находки и открытия – свои, и от чужих мало проку.

Однако, есть вещи, которые важны лично для меня, и я не против ими поделиться.

Я считаю, что какие-никакие, а знания нужны. Они помогают ориентироваться в многообразии чаев, и образованному человеку доступны гораздо более тонкие и обширные уровни удовольствия. И это вовсе не связано с любованием собственной крутизной. Просто, например, когда ты можешь оценить, что во вкусе чая зависит от качества сырья, а что является результатом обработки, вкус для тебя гораздо более детален, подробен и содержателен, ты получаешь доступ к режиссерской версии фильма, а те, кто не хотят вникать, довольствуются трейлерами.

Это не значит, что непременно надо коллекционировать сертификаты чайных школ, хотя один такой курс полезен для систематизации знаний. Можно заниматься и самообразованием, информации сейчас море. Я говорю о том, что нередко встречаются люди, которые не только не запоминают даже понравившиеся им сорта чая, но даже гордятся этим. Типа, они выше этого, они любят чай, а не названия. Но можете ли вы представить меломана, который не знает названия любимых групп и их песен, не знает даже, к какому стилю относится музыка, которая ему нравится?

Другое дело, что вряд ли стоит подходить к чаю предвзято. Если вы сперва прочли в десяти источниках, что какой-то сорт чая имеет вкус плода лоханьго, а потом уже попробовали этот чай, то, конечно, вы почувствуете вкус лоханьго, даже если понятия не имеете, что это такое. Лучше не принимать описания слишком всерьез, тем более, что это язык слов у нас более-менее общий, и то мы не всегда правильно друг друга понимаем, а общий язык оттенков вкуса и аромата у нас совершенно не сформирован, горечью одни называют то, что у других называется терпкостью, а то, что для третьих пахнет орхидеей, четвертым напоминает мокрую кошку. Руководствуйтесь китайской поговоркой: «Хэ Цзю Чжи Дао Лэ» — «выпил и понял!» Лучше сперва попробовать чай, охарактеризовать его для себя, найти то, что в нем заметно и существенно для вас. А потом уже смотреть, как это соотносится с чужими описаниями.

В более-менее крупных чайных проектах обычно есть один-два дегустатора, которые пробуют чаи и описывают их для сайтов. И редко-редко характеристики совпадают с теми, какие дал бы тем же самым чаям я. Но планомерно сопоставляя чужие описания со своими впечатлениями, я обычно начинаю понимать, что этот человек имел в виду. Что он называет фундуком, а что шоколадом. У меня это могут быть подгорелая овсянка и ваниль, но тут важно то, что улавливается соответствие, формируется словарь, и я могу перевести его следующие описания на язык своих ощущений. Правда, бывает и так, что дегустатор дает красочные, развернутые описания, но никакого соответствия им найти не удается. Откуда он это берет, что имеет в виду в каждом отдельном случае – остается только догадываться. Такие описания оказываются бесполезными. В любом случае, пользоваться надо собственным инструментом – своим языком, своим носом и соединенным с ними мозгом. Просто надо учиться замечать, регистрировать, выражать словами свои впечатления, и инструмент будет настраиваться все точнее.

Я бы посоветовал обращать внимание на то, как с течением времени меняются ваши вкусы. Во-первых, это увлекательно. А во-вторых, внимание поддерживает эти перемены, поддерживает движение. А движение – это жизнь. Живое никогда не остается тем же самым, в каждый следующий момент времени оно новое. Чем лучше мы осознаем эти перемены, эти микрособытия, тем более полно мы проживаем свою жизнь. Если мы раз и навсегда уяснили, что лунцзин нам нравится, а пуэр нет и поставили на этом крест, то это не жизнь, а строчка в некрологе. А вот когда мы обнаруживаем, что некоторые пуэры очень даже ничего, а лунцзина что-то больше и не хочется – вот это жизнь, это соприкосновение с реальностью. Или, наоборот, что лунцзин нравится еще сильнее, а пуэр кажется еще более противным. Конечно, с определенностью и неизменностью проще, а приспосабливаться каждый день и каждый час к меняющейся жизни и к меняющемуся себе сложнее. Зато это интереснее. А неизменностью своего положения вы успеете насладиться, когда оно станет горизонтальным на двухметровой глубине.

Нельзя не сказать, что озабоченные развитием и самосовершенствованием люди часто впадают в противоположную крайность и носятся с переменами в себе как с писаной торбой. Ух ты, какой я сегодня не такой, как вчера, вот это я молодец! Живое меняется естественным путем, без болезненной фиксации на необходимости перемен и восторженных прыжков по их поводу. Все, что требуется – не тормозить, цепляясь за что-то привычное, и не быть безразличным к себе. И течение вашего пути само подхватит вас.

Так что стоит не замыкаться в чем-то знакомом и проверенном, а время от времени пробовать новый чай или возвращаться к тому, который когда-то пришелся не по душе – как знать, может, теперь все иначе. Конечно, незачем прибегать к насилию – если вы точно знаете, что сейчас хотите вашего любимого дяньхуна, глупо отказывать себе в нем во имя идеалов разнообразия и развития. Но рано или поздно возникает момент, когда вы не знаете толком, чего хотите, и почему бы в этот момент не попробовать что-то новое, вместо того чтобы сворачивать на знакомую дорожку?

Знания, опыт и серьезное отношение к знаниям и опыту создает некую структуру, создает форму. Вовсе без них трудно двигаться – растекаешься, как амеба. Но и перебарщивать не стоит, форма должна быть пластичной, готовой перестраиваться, открытой для новых знаний и нового опыта.

Для начала хорошо набросать себе черты чайного мира крупными мазками. Уяснить, что вообще такое зеленый чай, что такое красный, что из себя представляют пуэры, улуны и т.д., чем виды чая отличаются друг от друга. Благо во многих магазинах сейчас есть готовые наборы разных видов чая. Далее – копнуть поглубже и сориентироваться в подвидах и сортах. Некоторые наши гости просят подобрать для них набор, например, типичных представителей разных групп улунов, по одному-два из каждой группы – очень мудро поступают. Потом уже – разновидности одного сорта, обращая внимание на то, в чем причина различий между ними, и так далее.

Если хочется разобраться в чем-то глубже, надо вложить в это больше времени. По крайней мере, лично у меня мозг работает так: когда я пью какой-то чай изредка, то замечаю в этих чаепитиях в первую очередь нечто общее. Допустим, аромат полевых цветов и задумчивое настроение. И возникает стереотип, ярлычок, наклеенный на этот чай. Если пить его редко и дальше, этот стереотип, скорее всего, будет укрепляться. Но если пить тот же самый чай чаще, общее уходит в фон, мозгу становится скучно со сходством, мозг начинает его игнорировать и замечать различия. Что иногда это цветочно-травяной аромат, а порой цветочно-медовый; что задумчивость бывает печальная, а бывает мечтательная. И стереотип размывается, ярлычок расширяется и превращается в диапазон, в пространство разных вариантов, и восприятие чая становится более объемным.

Есть расхожее мнение, что неопытным людям нет смысла браться за дорогой чай, мол, все равно не поймут и не оценят. Лучше потренировать вкус на чем-нибудь попроще. И в самом деле, я часто наблюдаю, что люди с небольшим чайным опытом хорошо чувствуют разницу в качестве чая до определенного уровня, а выше него их восприятие теряется и дает сбои, и чай экстра-класса может показаться им проще и хуже недорогого, но яркого и понятного чая. Но я думаю, что мы осознаем лишь часть происходящего, и не всегда самую главную. В чае исключительного качества есть, скажем для простоты, магия, которая действует на людей и на окружающее пространство вне зависимости от того, замечает это кто-то или нет. И чаепитие с по-настоящему хорошим чаем не может быть напрасным.

Радио Пуэр FM. Выпуск 30: Музыка чайных дорог
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Автор: Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038
19 ноября 2013 г.


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.