Селадон из Лунцюань
Знаменитые печи Лунцюань в китайской провинции Чжэцзян начали выпускать оригинальную продукцию еще в начале XI века, унаследовав традиции мастерских Юэ. Производится лунцюаньский селадон и в наши дни. Однако периодом высших достижений для керамики Лунцюань стал XIII век (конец династии Сун — начало Юань). К этому времени в мастерских были сделаны самые выдающиеся открытия, принёсшие селадону из Лунцюань мировую славу.
В середине Южной Сун гончары Лунцюань представили новый состав глазури и фарфоровой массы. Фарфоровый камень стали смешивать с красно-фиолетовой глиной, что позволило создавать тонкостенные изделия высокого качества. Традиционная известковая глазурь была заменена известково-щелочной, обладающей более высокой вязкостью. Для усиления сходства с нефритом изделия подвергались многослойному глазурованию. Самыми привлекательными были два вида глазури: пудрово-зеленая или сизая (fenqing, 粉青) и цвета зеленой сливы (meiziqing, 梅子青). Пудрово-зеленая была менее прозрачной и имела элегантный мягкий блеск. Высокотемпературная сливово-зеленая, благодаря прозрачности и чистоте цвета, напоминала зеленый нефрит, её также сравнивали с блестящими зелёными сливами, омытыми дождём.
Слева: бутылка с ручками в форме фениксов, пудрово-зеленая глазурь, Южная Сун. Справа: большая чаша с рельефным изображением двух рыбок, сливово-зеленая глазурь, 13–14 век.
Чаша, оформленная резными лепестками лотоса, династия Сун. Самый популярный декор внешней стороны посуды в это время.
Капельница для разведения туши в форме лодки, поздняя Сун — ранняя Юань.
Лунцюань имел удобный выход к порту и быстро завоевал местные и зарубежные рынки. В период династии Юань (1271-1368 гг.) мастерские процветали: в окрестностях Лунцюань функционировало 350 печей; в страны Африки, Азии и Европы экспортировались огромные объемы посуды. Были найдены технические решения, позволившие изготавливать предметы большого размера, популярные на азиатских рынках.
Курильница с рельефными букетами пионов, династия Юань.
Блюдо с рельефным изображением дракона в облаках по центру и резным растительным орнаментом на стенках, династия Юань.
Спрос на селадон рос и производство расширялось за счет потерь в качестве. Ко второй четверти XIV века большую часть изделий Лунцюань покрывают тонкой горохово-зеленой или серовато-зеленой глазурью в один слой. Чтобы украсить невыразительную поверхность широко применяется резной и тисненый орнамент. При династии Мин (1368 — 1644 гг.), в связи с запретом морской торговли, производство в Лунцюань стало постепенно угасать, а после снятия запрета доминирующей статьей экспорта стал сине-белый фарфор из Цзиндэчжэнь. В XVIII веке производство селадона в Лунцюань остановилось.
Подставка для кистей, династия Мин.
В XX веке гончары Лунцюань начали возрождать древние технологии, стараясь приблизиться к лучшим образцам керамики, созданным их предшественниками. Сначала это было делом энтузиастов, а в 1957 году вышло официальное распоряжение о возрождении былой славы Лунцюань. Толчком к этому послужил интерес к селадону в высших кругах на Западе, ведь изначально «селадоном» французы прозвали именно изделия из Лунцюань, с которыми познакомились в XVII веке.
Сосуд с крышкой в виде листа лотоса, пудрово-зеленая глазурь, современная копия популярной древней формы.
Блюдо с пионом, современная работа мастеров Лунцюань.
Автор: Ксения Шатровская
Источник: https://vk.com/xeshat