В поисках «Драконовой печи»
Будучи большим поклонником керамической чайной посуды, каждый раз, оказываясь в районе Шанхая или Ханчжоу, стараюсь посетить городок Исин — центр производства известной посуды «из фиолетового (багрового) песка» (цзыша 紫砂).
Для производства такого рода керамики используется добываемая в здешних же горах глина, благодаря наличию окислов железа, чаще всего, имеющая бурый оттенок. Чайники из этой глины, с одной стороны, имеют главное достоинство фарфоровой посуды: прочность и устойчивость к резким перепадам температуры, с другой — большие, по сравнению с фарфором, поры, в связи с чем, хороши для невнимательных, нетерпеливых и забывчивых чаеведов: термоизолирующие свойства посуды выше, а посему меньше шансов обжечься; благодаря высокой степени адсорбции чай из такой посуды можно пить и через сутки — он не испортится. Единственный эстетический недостаток — матовость (бурая глина не глазируется при обжиге). Она уходит по мере использования чайника: он начинает блестеть за счет впитываемых из чая масел. Если пойти дальше, то можно даже вырастить в чайнике «чайные горы» (чашань) из откладывающихся на стенках чайника экстрагируемых веществ чая.
Коллекционированием этой полезной во всех отношениях посуды я занялся около 5 лет тому назад: потихоньку научился не бросаться на красивые, но бесполезные декоративные чайники, стал ценить простоту форм и матовость цвета, завел знакомство с некоторыми исинскими мастерами, стал интересоваться историей исинской керамики. И вот тут-то я в очередной раз убедился в величии Московской Чайной Культуры: в Москве обнаружился древнейший пласт китайской культуры. Здесь мне впервые попались чайники «драконового обжига».
Лун-яо (дословно «драконовая печь») — это традиционная для старого Китая печь для обжига керамики. Такого рода печи я чаще встречал на страницах книг и в музеях (например, в Ханчжоуском музее фарфора восстановлена печь эпохи Сун). О том, что кто-то сейчас еще обжигает свои работы на дровах (а именно они служили топливом для луняо), я до этого не слыхал.
И хотя авторитетные Московские хранители обоженых на дровах чайников наивно полагают, что исинские чайники делаются на гончарном круге, само слово «драконий обжиг» в душу запало.
В один из визитов в Исин решил сразу прижать мастеров-«барыг», продающих неопытному иностранцу обжигаемые в газовой (или электро) печи чайники: «Куда вы от меня прячете чайники обоженые на дровах? И не говорите, что у вас их нет, у нас вся Москва такими заполнена!»
И ОНИ ЗАГОВОРИЛИ:
В Исине действительно существует Драконья печь Лунъяо. Но — это памятник культуры, охраняемый государством. Для обжига чайников она не используется. Да и вообще, учитывая стоимость дров, ее разводят раз в месяц-два, для поддержания материального благополучия ее смотрителей: государственных средств на памятник выдают не столь уж много, вот они и крутятся.
Конечно, мы не поверил в такие рассказы и попросил предъявить печь для инспекции.
Печь предъявили
Традиционная печь для обжига исинской керамики
Печь представляла собой длинную постройку, спускающуюся с холмика под углом около 45 градусов. Табличка гласила, что эта печь была взята под защиту государства 22 октября 2002 года.
В печи шла активная работа по загрузке.
Загрузка печи
Как выяснилось, каждый обжигаемый предмет помещается в печь внутри двух горшков: для защиты от попадания мусора и обеспечения равномерности обжига.
Защитные горшки для обжига
Что же в эту печь грузили? Достаточно грубые большие вазы, цветочные горшки и т.п. предметы. Ни одного чайника. Как сказали мастера, обжигать в этой печи чайники — дело неблагодарное: сложно выдержать необходимую температуру. Все что сейчас в ней обжигается — это имитация (не будем употреблять слово подделка) древней керамики: благодаря этому она получается столь же грубой и с теми же дефектами.
Продукция Лунъяо
После знакомства с драконовой печью, самым естественным желанием было проверить, а чем же будут отличаться чайники, вышедшие из этой печи, от обычных (обоженных в современной печи)? На проведение такого эксперимента после энергичных уговоров согласился мой давний знакомый мастер-самоучка (то есть не принадлежащий к известной гончарной семье) Шэнь Хэпин. Почему его пришлось уговаривать?
Во-первых, надо стать в очередь на обжиг и принести не один чайник.
Решено: заказом 3 чайников.
Во-вторых, в связи с отсутствием современной системы регулирования температуры (датчики температуры в драконовой печи не предусмотрены, и основным способом регулировки температуры является открывание и закрывание расположенных по всей печи небольших отверстий) нет никакой гарантии, что чайник не изменит форму или треснет. Кроме того, получить в таких условиях однородный цвет очень и очень сложно.
Решено: согласием выкупить даже черепки по цене нормального чайника, а также заменой материала с багровой глины на желтую (дуаньни), менее требовательную к четкому соблюдению условий обжига.
В итоге, после 3 попыток (на что было потрачено более 2 месяцев) удалось получить очень даже симпатичный чайник, в котором наличествуют основные особенности «драконового обжига».
Исинский чайник традиционного обжига
По мнению Шэня, к ним относятся:
- 1. глянцевость поверхности (получившаяся за счет использования смолистых сосновых веток и неизбежной при открытом обжиге золы)
- 2. более темный цвет и узорчатость раскраски (заметные особенно на крышке прожилки), то ли по тем же причинам, то ли из-за другой температуры обжига.
По моему убогому мнению, симпатичность его прежде всего в неизбитости и аутентичности технологии. Отчет о его потребительских cвойствах появится позже (пока могу сказать, что снаружи сосной не пахнет), ну а по внешнему виду его можно оценить лишь на троечку: пятна и узоры золы сильно мешают эстетическому восприятию, привыкшему к современным высоким технологиям. Несмотря на это, данный экземпляр остается в коллекции и в продажу не поступает! Будем его дальше испытывать и постепенно докладывать о результатах.
Источник: http://taodu.info