Десять добродетелей чая

«Десять добродетелей чая» написанные Лю Чжэ Ляном в династию Тан,
с коментариями Наташи Рыбальченко

2015_06_06_03_001
Лю Чжэ Лян, живший в династия Поздняя Тан, так описал 10 добродетелей чая:

  • С помощью чая разгоняешь застой дыхания ци.
  • С помощью чая прогоняешь дыхание ци сна.
  • С помощью чая питаешь дыхание жизни.
  • С помощью чая убираешь болезнь.
  • С помощью чая осуществляешь ритуал и несёшь добро.
  • С помощью чая выражаешь почтение.
  • С помощью чая воспитываешь вкус.
  • С помощью чая питаешь тело.
  • С помощью чая можешь двигаться по Пути Дао.
  • С помощью чая можешь достигать утончённости воли.

Удивительно, как меняется и как сильно изменилось за каких-то 10-11 веков качество нашего внимания. И, как следствие этого, резко увеличились скорости нашей жизни, всё вокруг нас кипит, не позволяя остановиться ни на минуту, не оставляя ни капли свободного и спокойного внимания. И, как следствие этого, изменился сам язык, на котором мы говорим. Изменилось его наполнение, значение слов, построения фраз.

Погружаясь в традиционную культуру и традиционное мировоззрение, удивляешься тому, как раньше говорили люди, как они выражали знакомые нам вещи и общечеловеческие явления, избегая псевдо-научного языка. Например, описывая качество хорошей глины, древние говорили, что «она разговаривает с чаем», мы же ту же самую мысль, чтобы она стала понятна окружающим, выскажем так: «Эта глина мелкодисперстная». И в том и в другом случае имеется ввиду, что поверхность чайника, сделанного из подобной исинской глины, обладает мелкими-мелкими порами, что позволяет стенкам чайника пропускать воздух, при этом не пропуская воду. Или, к примеру, очень тёплую и объёмную фразу: «Чай — это дитя Неба и Земли» современный человек передал бы так: «Качество данного чая зависит от минерального содержания почвы и климатических условий местности».
Несколько лет ежедневного (почти, не покривя душой) употребления традиционного напитка, обозначаемого иероглифом «ча», позволили мне убедиться в истинности приведённого выше описания Лю Чжэ Ляна, в его достоверности и совпадении с реальным погружением в процесс под названием «ча дао». И поэтому те древние высказывания захотелось перевести на современный язык. Возможно, что этого делать и не нужно, поскольку мифопоэтическая образность текста сама воздействует на наше подсознание, заставляя его работать. Но хочется попросту прояснить «Десять добродетелей чая» для себя, в первую очередь. Может быть, тогда и другим понять его будет легче.

Итак. Во-первых, почему десять и почему добродетелей?
Дело в том, что числом десять в традиционном Китае (и не только) всегда выражалась целостность явления, его законченность, завершённость. Этой цифрой как бы покрывалось всё значимое, имеющее смысл. Нельзя понять эту фразу как «все добродетели чая», но можно — как «основные».
Что касается добродетелей, то в более дословном переводе это слово звучит как «качества ДЭ», то есть качества, делающие чай чаем — свойства, причём наивысшие свойства, делающие добро.

Что же такое: «С помощью чая разгоняешь застой дыхания ци»?
В своей повседневной жизни я замечаю, что после чая ты вдруг начинаешь легко работать, видишь важное и неважное, легко выстраиваешь перспективы как временные так и пространственные, лучше чувствуешь себя за рулём, на коврё у дирёктора и в других ситуациях, трёбующих повышенного внимания. Короче, начинаешь шевелиться, причём, туда, куда надо (чаще всего).

Что такое: «С помощью чая прогоняешь дыхание ци сна»?
Просто с чаем спать хочется меньше. Спать хочется меньше как в отдельно взятые день, вечер и ночь, так и вообще — по жизни. Не то, чтобы сон уходил, просто ты о нём как будто забываешь. Уменьшается сама потребность во сне, подобно тому, как уменьшается аппетит от некоторых фармакологических средств.

Что такое: «С помощью чая питаешь дыхание ци жизни»?
Это очень важный и тонкий момент. Важное и тонкое свойство чая, о котором я с моим небольшим опытом могу только догадываться, поскольку данная добродетель чая проявляется именно на длинных временнЫх волнах, в чем, собственно, и состоит её суть. Однако, в двух словах можно сказать, что с чаем качество жизни каким-то образом улучшается. Если говорить афоризмами, то «чай — это средство от отчаяния».

Что такое: «С помощью чая убираешь болезни»?
В чае, правильно выращенном, правильно собранном, правильно обработанном и правильно приготовленном, содержится столько живительной энергии, столько разнообразных витаминов, аминокислот, танина, теоффилина, теина, ионов железа, кальция, калия, фтора и бог его знает, чего ещё, что при их попадании в это бедное земное тело, оно, конечно же, радостно тонизируется, и это, безусловно, сказывается и на состоянии головы, если уж в угоду времени проводить это разделение на тело и голову (весьма, кстати, сомнительное). Кроме того, чай выводит из организма токсины, замедляет процессы старения как антиоксидант и позволяет посторонним полезным веществам дольше задерживаться в организме. И всё это хорошо.

Что такое: «С помощью чая осуществляешь ритуал и несёшь добро»?
Вот здесь мы переходим к наиболее важной части чайного воздействия. Заваривая чай гостям и посетителям, постепенно начинаешь отслеживать некие изменения в их поведении и в их внешнем облике. Они могут носить как совершенно откровенные проявления, когда, например, узнаешь, что кто-то, попив чаю с полгода-год, слез с наркотиков или бросил курить; так и более тонкие, когда ты замечаешь, что речь человека становится более спокойной, движения — более плавными, у него меняется осанка, он просто на твоих глазах вовлекается в ритуальное Действо. И его там ничто не пугает. Он отвечает тебе, он резонирует. И всё это хорошо.

Что такое: «С помощью чая выражаешь почтение»?
Заваривая чай человеку, пришедшему первый раз, говоришь, что лучше пить чай, испытывая при этом внимательное почтение или внутреннюю почтительность. В этих словах также нет ничего пугающе-эзотерического. Имеется виду, что лучше всего во время чаепития и некоторое время после прислушиваться к процессам, происходящим внутри организма, тогда и чаю будет легче исправлять там внутри то, что он найдет нужным для исправления. И без вашего внимания чай начнет действовать внутри вас, но ваша почтительность облегчит вам понимание процесса. Внешне это почтение выражается в плавности и округлости движений, во внимательном отношении к посуде, в правильности подачи чашки, во внимательном отношении к собеседникам. Потому что все в чаепитии становится равноправным и достойным внимания.

Что такое: «С помощью чая воспитываешь вкус?»
Вкус, то есть особое отношение к материалу, из которого сделаны предметы, вовлеченные в пространство твоей жизни, действительно становится лучше. Тебе вдруг не хочется носить вещи из искусственных тканей, не хочется видеть на столе надтреснутые чашки, не хочется видеть в комнате полузасохшие цветы, не хочется вдруг пить чай из пакетиков, не хочется тратить время на бессмысленные встречи. Лучше сидеть и пить этот волшебный напиток. Вот так-то.

Что такое: «С помощью чая питаешь тело»?
Под телом в традиции понимается не эта часть нашего существа, которая состоит из рук, ног и других важных телесных органов, но как раз наша личность в её неповторимой психо-физической целостности. Чай издревле являлся напитком, питающим жизнь. Даосы использовали его в своих снадобьях и в своих практиках, носящих общее название «питание жизни». Чаньские монахи пили чай во время многочасовых медитаций. Именно за счёт этого свойства гармоничного воздействия на тело, душу и дух, чай получил своё распространение в мире. Исконная идея чая состоит совсем не в том, чтобы запивать им утренний бутерброд. Исконная идея чая состоит в том, чтобы всесторонне питать и вос-питать нашу личность.

Что такое: «С помощью чая можешь двигаться по Пути Дао»?
Собственно говоря, каждое из названных качеств ДЭ каким-то образом поясняет и углубляет предыдущее. Это качество хорошо описывается пословицей: «Потянешь за ниточку, размотаешь весь клубок». Удивительно, как тонко и мягко через чай человек включается в традицию, вовлекается в интерес к традиционным практикам, начинает заниматься тайцзи-цюань, цигун, каллиграфией, то есть тем, что помогает ему расширить своё понимание жизни, увидеть жизнь с новых сторон, улучшить качество своего времени. Потянув за ниточку под названием чай, человек постепенно может прийти к тому, чтобы самому нормировать и формировать свою жизнь, стать её хозяином. Чай — хороший учитель. Учитель, который раскрывает перед тобой новые области, поскольку учит тебя управлять своим вниманием и ценить своё время.

Что такое: «С помощью чая можешь достигать утончённости воли»?
Опять же, всё, что можно сказать, уже сказано в ответе на предыдущий вопрос. Но здесь особо следует подчеркнуть свойства чая в работе с ощущением времени. Ведь твоя воля может быть утончённой только тогда, когда ты знаешь, что время есть. Причём, именно столько, сколько надо. Не больше — не меньше. Как писал всеми нами любимый автор: «Когда Аллах создавал время, он создал его достаточно». Утончённость воли позволяет тебе провидеть сквозь толщу времени, при этом сохраняя спокойствие. Чем больше спокойствия, тем реальнее твоё намерение. Чем больше спокойствия, тем тверже твоё удержание. Чем больше спокойствия, тем осуществимее твоё осуществление. Да и чай вкуснее. Кстати.

Автор — Наталья Рыбальченко.
Источник: архив сайта http://east-club.ru на http://web.archive.org


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.