Английское чаепитие
В данной статье рассматривается возникновение и развитие традиции английского чаепития, при этом особое внимание уделяется периоду Викторианской Англии (1837-1901). Викторианскую эпоху в истории Англии принято считать одним из значимых периодов: в годы правления королевы Виктории происходили существенные перемены во всех сферах общественной жизни, интенсивное развитие экономики способствовало укреплению международного статуса страны.
Кроме того, этот период характеризуется как относительно спокойный в плане отсутствия крупных военных кампаний (за исключением Крымской войны). В социальной сфере Викторианской Англии был установлен строгий моральный кодекс, закрепивший консервативные ценности и классовые различия. Под влиянием подобных социальных процессов происходило становление и развитие британского общества, формирование системы ценностей, приоритетов и традиций, которые не теряют актуальность и в наше время.
Традицию английского чаепития следует считать примером подобного историко-культурного материала, позволяющим изучить особенности социальной структуры общества Викторианской Англии. Статья написана на материалах книги Берил Петерс (Beryl Peters) “Tea and Conversation. Develop the Art of Conversation with Afternoon Tea”, над переводом которой работали авторы статьи. Берил Петерс – английская писательница и дизайнер с более чем 20-летним педагогическим стажем. Она является членом некоммерческого общества коллекционеров (Ephemera Society), интерес которых привлекают все сохранившиеся до настоящего времени письменные источники, проливающие свет на историю родной страны. Берил Петерс особое внимание уделяет эпохе Викторианской Англии. Её обширная антикварная коллекция письменных источников служит основой для творчества. Петерс пишет и готовит к публикации издания, посвященные различным аспектам социальной жизни Англии, а также нормам и правилам этикета [4, 5].
Известно, что традиция чаепития не является исконно британской. Это искусство уходит корнями в Древний Китай, жители Японии также придерживаются данной традиции, особое значение уделяя гостеприимству. Первое документированное упоминание о данном ритуале относится к 770 г. до н.э. [6, 8, 9].
В Англии чай появился в 1650-х годах, именно тогда английские магазины стали закупать его у китайских плантаторов. В то время в Англии население повсеместно употребляло пиво и эль. Это объяснялось просто. Питьевую воду брали из реки Темзы, и качество её отставляло желать лучшего, в ней было много бактерий. В процессе брожения, которое происходит при производстве эля, бактерии погибали. Английский эль — слабый алкогольный напиток и его употребляли повсеместно вместо воды. Появились пабы. Пабы считались чисто мужским заведением.
В XVIII веке традиции чаепития в Англии значительно укрепились. Пропаганду чая начал король Георг III, который был обеспокоен тем, что население употребляло большое количество эля. В чае увидели благородную альтернативу алкоголю, своеобразное средство борьбы с пьянством, и началось его повсеместное внедрение.
В конце XVIII века на английских улицах появились чайные. В те времена было мало мест, куда могла пойти женщина из приличного общества: в пабы им ходить не разрешалось, а в чайных царило женское общество. Эти заведения даже начали вытеснять кофейни с английских улиц [3, 7, 8, 9].
В XIX веке чайные традиции в Англии приняли форму устойчивого ритуала. Появились чайные атрибуты: чайные домики, чайные сервизы и даже чайная мебель. Теперь чашка горячего напитка была связана с культурой питания и поведения. Время чаепития также имело значение. Появились «утренний чай» (high tea), «послеполуденный чай» (afternoon tea) , знаменитый «файв-о-клок» (five o`clock). Появились книги хороших манер, где были записаны правила поведения во время чаепития.
Самый глубокий след в традиции английского чаепития оставила герцогиня Анна Бедфордская Седьмая в 1840 году. Ей был необходим «пятичасовой чай», дабы утолить голод чашкой ароматного напитка с легкими, хорошо подогретыми закусками. Герцогиня установила традицию приглашать в дом гостей на чаепитие [3, 7, 8, 9].
Чаепитие без беседы представить невозможно. Традиции ведения светской беседы уходят корнями глубоко в те времена, когда в сочетании с социальными законами они становились основой построения социальной структуры общества. Домашнее чаепитие считалось светским мероприятием, поэтому большое внимание уделялось правилам его организации [3].
В Англии XIX века приему гостей уделяли особое внимание. Хорошая хозяйка должна была освоить все тонкости чайного этикета. Организацию чаепития от рассылки приглашений до ведения беседы считали обязанностью хозяйки дома. Она должна была встретить гостей так, чтобы они чувствовали себя как дома и ощущали важность и желанность своего визита для хозяев. В обязанность хозяйки также входило умение правильно расположить гостей за столом для более комфортного ведения беседы и уделять каждому равное внимание в ходе разговора. Светская беседа – важное социальное мероприятие. Участие в нем предполагало соблюдение ряда правил. Первое – правильный выбор темы. Тон беседе и тему для начала разговора предлагала хозяйка дома. Она всегда была осведомлена о последних новостях и исторических событиях, по крайней мере, последних 5 лет, что позволяло расширить тематику беседы. На церемонии гости знакомились с «меню разговора» (располагалось у тарелки каждого приглашенного), которое включало 2-3 интересных темы. Искусство заключалось в том, чтобы выбрать из списка тему таким образом, чтобы никто не догадался об этом, и ваш выбор восприняли бы как вашу собственную идею. Во время проведения чайной церемонии хозяйка заботилась о том, чтобы гости комфортно располагались за столом для удобного общения друг с другом. При этом она искусно и ненавязчиво контролировала ход беседы, меняла тему при необходимости и легко заполняла неловкие паузы. Правила этикета оговаривали темы, которых следовало избегать в ходе разговора, а именно: темы, о которых гости не осведомлены (даже если хозяйка была хорошо знакома с предметом разговора), обсуждение отдельных людей (рекомендовалось говорить об идеях и фактах, а не обсуждать отдельных персон). Долгие рассказы о себе, своих детях и родственниках, хвастовство, клевета и критика поступков других людей считались дурным тоном. Для успешного ведения беседы, согласно правилам, необходимыми считались три фактора: чувство такта, хорошая память и достойное образование [3].
Особое внимание обращали на тембр и характер речи. Грубый, резкий, громкий голос считали дурным тоном, простонародной чертой. Правила этикета подчеркивали, что, как и во времена Шекспира, мягкий, спокойный голос считался особой женской добродетелью.
Этикет ведения светской беседы определял и поведение ее участников. Так, умение слушать считалось столь же мощным средством влияния, как и умение хорошо говорить (при этом говорить нужно было немного, не сообщая «лишней» информации). Отстаивать свое мнение в ходе беседы также необходимо было, следуя правилам: твердо, но благородно, избегая давления на окружающих и догматизма.
Для молодых людей и девушек первый «чайный» визит – своего рода пробное мероприятие перед началом серьезных светских (в том числе и деловых) выходов. Во время первого визита происходило знакомство молодежи с опытными и более старшими участниками встречи. Во время первых выходов в свет молодые люди тренировались в умении вести беседу и выгодно преподносить себя обществу. Знакомство со старшими членами светского общества принимали за возможность восприятия их опыта и повышения собственного интеллектуального уровня. Резкость, грубость, чрезмерная заносчивость, акцент на разнице в социальном положении или возрасте считали неприемлемым для такого рода мероприятий. Легкий мудрый юмор, наоборот, служил украшением беседы и вносил новизну в светскую атмосферу [3].
Особое внимание правила уделяли умению молодых людей вести беседу с внешне не привлекательными дамами, которые по сравнению с красавицами обладали более искусными навыками ведения беседы. Высшим комплиментом даме считалось умение вести с ней разговор так, чтобы высказать свое восхищение ее достижениями.
Принижать интеллектуальный уровень дам по сравнению с джентльменами не следовало. Молодым девушкам на своем первом чаепитии было позволено помогать хозяйке дома разливать гостям чай и подавать угощения. В присутствии молодых людей они вели себя скромно, не флиртовали, не говорили о политике. Девушка не вступала в беседу до тех пор, пока не получала позволения старших [3].
Цель послеполуденной чайной церемонии – поразить и удивить гостей. Поэтому хорошая, мудрая и опытная хозяйка тщательно подходила к выбору угощения, платья, вида сервировки стола и цветовой гаммы. Темы для разговора, цветовая палитра (сочетание цвета скатерти и салфеток), сладости – все соответствовало времени года и погоде. Внимание уделяли даже сочетанию цветов в угощении: цвета начинки сэндвича тщательно выбирали в соответствии с общей гаммой стола, бумажные украшения аккуратно раскладывали вокруг кусочков лакомства. Чай – не утоление голода, а «мостик» между ланчем и обедом. Поэтому в качестве угощения подавали: сэндвичи с огурцом, пастой из анчоусов, яйцом и кресс-салатом с тонко нарезанной ветчиной; при этом тонкие ломтики домашнего зернового хлеба сбрызгивали маслом и натирали домашними специями. Приветствовались свежие фрукты, щербеты, печенье, разнообразная выпечка.
Время года – определяющий фактор для организации чаепития.
Весна – особое время, пробуждение после зимы, обмен новыми темами, впечатлениями (многие зиму проводили в континентальной Европе). Весной чаепитие организовывали на природе, за городом. Цвета весны – желтый, зеленый, фиолетовый, стол украшали живые цветы (крокусы, тюльпаны), но при этом букет был невысок, чтобы не мешать общению гостей.
Лето предоставляло более широкую возможность выбора темы разговора. Чаепитие также устраивали на природе, при этом цветовая гамма расширялась, украшения стола соответствовали времени года (этикет предлагал оформить в центре стола зеркальное озеро с птицами и цветами). Однако не рекомендовалось сочетать ярко-красный цвет букета роз с белой скатертью, чтобы избежать нежелательного контраста. Благоприятную атмосферу создавали журчание реки, ручья, затеняющие лужайку ветви деревьев. В отличие от пикника чаепитие проходило за столом. Правила, однако, не советовали забывать о соблюдении мягкого и спокойного тона беседы даже на природе, избегая крика и громких высказываний.
На случай плохой погоды у хозяйки должен быть запасной вариант проведения чаепития. Осенью прием гостей за чаем проходил в столовой. Гости демонстрировали новые наряды, фасоны, обсуждали новые темы, а хозяйка оттачивала свое мастерство перед домашними зваными приемами. Зимние чаепития проходили в менее формальной обстановке и были более кратковременными. Гости собирались у камина в теплой уютной комнате, выбирая для себя место самостоятельно ближе к огню. На столе – глиняная посуда, украшения из листвы [3].
Письменные приглашения – особая составляющая чайного этикета, их стиль также соответствовал обстановке и времени года. «Весеннее» приглашение выглядело так:
Mrs. Jones requests the pleasure
of Mrs. Thompson’s company
on Tuesday 15 th May at 4 o’clock for afternoon tea.
Ответ выглядел следующим образом:
Mrs. Thompson has much pleasure
in accepting Mrs. Jones’ kind invitation
for afternoon tea
on Tuesday at 4 o’clock.
Зимнее приглашение было менее формальным:
Dear Mrs. Sanderson,
We have some friends coming to drink tea
with us tomorrow. Will you give us a pleasure
of your company also? We hope you will not disappoint us [3, с.34, 42].
В коллекции Берил Петерс также есть рецепты угощений, которые подавали для чайных церемоний Викторианской Англии. Так, сохранился рецепт приготовления торта 1896 года:
Возьмите 1 большую столовую ложку масла и 1,5 стакана белого сахара и взбейте эти ингредиенты до состояния крема. Добавьте 2 яичных желтка и чашку молока. Всыпьте 2 чашки муки, смешанной с 2 чайными ложками пекарского порошка.
Перемешайте до достижения однородной консистенции, добавьте 2 яичных белка и 2 неполные чайные ложки изюма, смородины или цитруса. Выпекайте в небольшой форме приблизительно 20 минут в средне разогретой духовке (печи) [3, с.30].
Таким образом, тщательно и заботливо подготовленное чаепитие, искусно поданные лакомства, благоприятная атмосфера, соответствующие гости и правильно подобранная тема беседы, все это превращало чаепитие в важное светское мероприятие, принять участие в котором для определенных социальных групп было необходимым. Во-первых, организуя такое чаепитие, хозяева преследовали цель удивить и поразить своих гостей. Хозяйка же показывала, насколько она мудра, образованна, гостеприимна. Во-вторых, дамы получали прекрасную возможность продемонстрировать свои новые туалеты. Для молодежи первые чайные визиты служили репетицией большого выхода в свет, тренировкой умений вести светские беседы. Принимая участие в чаепитиях, дамы обменивались опытом приема гостей, «набивали руку» перед более грандиозными приемами (учтем, что для дам далеко не все светские мероприятия были доступны). Более того, организация таких встреч была доступна лишь состоятельным людям с определенным социальным положением, так что, это еще был и вопрос поддержания своего социального статуса. Особое значение придавали беседе: выбору темы, тону, манере ведения беседы. Об этом свидетельствует большое количество высказываний, приведенных в книге Б. Петерс:
- Искусство состоит, как из умения слушать, так и из умения говорить приятно. (Atwell)
- Одно из величайших удовольствий в жизни – беседа. (Sydney Smith)
- Лучший разговор – где нет соревнования, а есть лишь спокойный обмен мнениями. (Samuel Johnson).
- Хороший разговор как хороший сценарий: постоянно меняющийся, продолжительный, полный новизны и сюрпризов. (Randolph S. Bourne).
- Составляющие хорошей беседы это: правда, чувство такта, юмор, ум и мудрость.(Sir William Temple).
- Молчание – одно из больших искусств беседы.(Hazlitt)
- Хороший юмор – солнечный свет в доме. Хороший юмор – одна из лучших деталей одежды, которую только можно носить в обществе. (Thackeray) [3,с.10, 18, 21, 26, 36, 39, 51] (перевод Ю.Л. Малковой).
Ю.Л. Малкова, Ивановский государственный химико-технологический университет
А.С. Сироткин, Ивановский государственный энергетический университет
Принцип соизучения языка и культуры как основа формирования социокультурной компетенции: English Afternoon Tea