Династии традиционных японских мастеров «околочайного» социума
Термин «Сэнкэ-дзюссёку» в силу своей специфичности большинству носителей японского языка мало о чем говорит; можно сказать, что простому японскому обывателю он практически не известен. Это сугубо профессиональный термин такой сравнительно узкой области японской традиционной культуры, как «чайная церемония»; говоря более конкретно, — той части традиционных чайных школ, которые относятся к династии Сэн. [1] Дословно этот термин переводится как «десять ремёсел, (связанных с) домом Сэн». Им обозначают десять наиболее известных династий потомственных мастеров, работающих в разных областях прикладного искусства, таких как лаковая миниатюра, шитьё, керамика, литьё, чеканка и т.д. Предметы, изготавливавшиеся ими, издавна чрезвычайно высоко ценились среди чайных мастеров, начиная с XVI века, и продолжают высоко цениться в наши дни. Представители всех десяти династий были тесно связаны с домом Сэн, став, по существу, «придворными» мастерами в той или иной области.
Как известно, институт «династии Сэн» не ограничен рамками одного рода. Это десятки школ, которые являются последователями единой чайной традиции, заложенной патриархом Чая Великим мастером в первом поколении Сэн-но-Рикю. В основе сегодняшних школ линии Сэн лежит особая система — институт Оиэмото, — где по традиции главой школы является прямой потомок Сэн-но-Рикю, её опора и лидер, который носит имя «Главы Дома» — (яп. Оиэмото — «Великий мастер»). Это имя передаётся по наследству от отца к сыну, и за всё время существования дома Сэн эти линии не прерывались. Сейчас три наиболее крупные и влиятельные в Японии школы линии Сэн возглавляют соответственно три Оиэмото:
- 1. в школе Омотэ-сэнкэ — Великий мастер Сэн Соса XIV
- 2. в школе Ура-сэнкэ — Великий мастер Сэн Сосицу XVI
- 3. в школе Мусякодзи-сэнкэ — Великий мастер Сэн Сосю X
Многие основатели династий потомственных мастеров «Сэнкэ-дзюссёку» также жили во времена Рикю, были лично с ним знакомы и уже тогда связали свою судьбу с домом Сэн, выполняя на заказ изделия из металла, керамики, производя работы по лаку и т.д. Ныне живущие мастера продолжают традиции своих предков. Интересно, что по аналогии с миром Чая, в среде профессиональных мастеров прикладного искусства также прижился термин Оиэмото — «глава школы». Теперь каждую из десяти династий возглавляет свой Оиэмото в одиннадцатом — шестнадцатом поколениях. Работы нынешних потомственных мастеров чайной утвари удовлетворяют высочайшим требованиям, которые предъявляют к ней главы трёх школ дома Сэн. Эти работы отличает идеальный художественный вкус, безупречное качество, изысканность и красота отделки.
Перечислим имена ныне живущих глав десяти династий потомственных мастеров с указанием их профессиональной сферы деятельности.
- 1. Керамика (чашки, подставки «футаоки») — Раку Китидзаэмон XV
- 2. Лаковые изделия — Накамура Сотэцу XII
- 3. Шитьё — Цутида Юко XII
- 4. Работы по металлу (чеканка, литьё) — Накагава Дзёэки XI
- 5. Литьё котлов — Оониси Сэйэмон XV
- 6. Керамические очаги «до-буро» и наборы «кайгу» — Эйраку Дзэнгоро XVI
- 7. Бумага — Окумура Китибээ XI
- 8. Работы по дереву — Комадзава Рисай XIV
- 9. Лаковые изделия из папье-маше (техника «икканбари») — Хики Иккан XV
- 10. Бамбуковые изделия — Курода Сёгэн XII
Наиболее старинными считаются династии Раку, Эйраку, Хики, Накагава. Есть данные, что основатели именно этих родов жили во времена Рикю, общались с ним и лично принимали от него заказы на изготовление отдельных предметов чайной утвари.
· Мастера керамики — семья Эйраку
Семья Эйраку первоначально занималась декоративной, а не чайной керамикой. Во времена знакомства с Рикю представители этой династии носили фамилию Нисимура. Разглядев незаурядный талант Нисимура и почувствовав, что тот может воплотить его идеи в керамике, Рикю просит изготовить для него «кайгу» — набор чайной утвари для церемонии высшего типа «дайсу» [2], включавший в себя чашу для слива воды «кэнсуй», подставку для черпачка «сяку-татэ» и сосуд для холодной воды «мидзусаси». До Рикю все эти предметы не изготавливались из керамики и не собирались в один набор, а представляли собой бронзовые изделия старинных китайских мастеров — предметы «карамоно». Параллельно с этим существовали керамические, а не металлические чаши и сосуды «мидзусаси», однако они встречались не в виде набора, а в разрозненном виде и никогда не использовались в наборах «кайгу» для процедур высшего типа «дайсу».
Вплоть до 11 поколения семья Нисимура, находясь под патронатом семьи Сэн, специализировалась на изготовлении яркого типа керамики в виде нарядных наборов «кайгу», а затем, начиная с 11 поколения, приступает к изготовлению керамических очагов «до-буро», копируя существующие в то время бронзовые очаги «фуро», сделанные по старинным китайским образцам. Впоследствии представителям семьи Нисимура была торжественно предложена фамилия Эйраку, что значит «вечная радость», тем самым были отмечены заслуги мастеров этой династии пред домом Сэн.
· Мастера лаковых изделий — семья Накамура
Потомственная семья мастеров по лаку Накамура Сотэцу состояла в родстве с семьёй Сэн примерно с 1615 г., то есть при жизни внука Рикю, третьего патриарха Сэн Сотан. Работы Сотэцу отличались высокой степенью технической сложности (на изделие наносилось свыше ста тончайших слоёв лака) и филигранной отделкой (золотая и серебряная роспись, напыление, инкрустация перламутром). В мастерских Сотэцу и в наше время изготавливают лаковые чайницы, шкатулочки для благовоний, подносы для сладостей, посуду для чайной еды «кайсэки» и т.д. Стоимость некоторых таких изделий может превышать годовой доход среднестатистического японца.
· Мастера по ткани — семья Цутида
Наиболее поздняя по времени появления и включения в список «Сэнкэ-дзюссёку» — семейная династия Цутида Юко (мастер по ткани); она берёт своё начало в 1690 г. Нынешний глава династии Цутида Юко часто проводит семинары, лекции и мастер-классы в различных чайных школах линии Сэн. В его мастерской шьются мешочки-оплётки «сифуку» для керамических и лаковых чайниц, считающихся одними из наиболее ценных предметов чайной утвари. Также он создаёт мешочки для чашек и чайных ложечек, платки «фукуса» и «кобукуса», используемые для ритуального очищения утвари и для её осмотра гостями по ходу церемонии.
· Мастера керамической посуды — семья Раку
Особо хотелось бы выделить ещё одну потомственную династию мастеров керамики — династию Раку, занимавшуюся преимущественно изготовлением чайных чашек. Чайная чашка — очень значимый элемент в наборе чайной утвари, по традиции ей отводится очень важное место. Родоначальником династии Раку стал мастер Тёдзиро (? — 1589). Его работы крайне поразили Рикю своим ярким и выразительным художественным стилем. Познакомившись с Тёдзиро, который в то время был далёк от чайной утвари и занимался керамической скульптурой и изготовлением кровельной черепицы, Рикю решает во что бы то ни стало привлечь его к искусству Чая. Начинается дружба двух великих мастеров того времени, Рикю рассказывает Тёздиро о своём видении Чая, об идее простоты, безыскусности и строгости, как основополагающем эстетическом каноне чайного действа. Тёдзиро, продолжая знакомиться с миром Чая, выполняет первые заказы Рикю. На свет появляются бессмертные шедевры — чаши, покрытые черной и красноватой глазурью. Они делаются вручную, а не на гончарном круге, их отличают небольшие размеры, благородная сдержанность и простота, они шероховаты на ощупь, внешне могут показаться простыми и безыскусными, но каждая из них имеет своё лицо. Их приятно держать в руках, они идеально «вписываются» в руку, создавая ощущение живого тепла. Благодаря своему знакомству с миром Чая, Тёдзиро смог создать такие чаши, которые до сих пор считаются непревзойдёнными шедеврами чайной керамики и наиболее хорошо подходят стилю «ваби-тя» [3]. Потомки великого мастера-керамиста Тёдзиро закрепили за чашами Раку славу классических чаш для «чайной церемонии». Цвета глазури были самыми разнообразными — чёрный, розовый, красный, серовато-розовый, жёлто-коричневый, беловатый. Но всё же наибольшей популярностью стали пользоваться любимые Рикю черные чаши «куро-раку» и красные «ака-раку». Под этими именами эти типы керамики вошли в список достижений мирового гончарного искусства, а в самой Японии шедевры мастеров семьи Раку хранятся в музеях и частных коллекциях, они носят специальные «поэтические имена», некоторым произведениям присвоено звание «национальное сокровище».
Династия семьи Раку с датами жизни мастеров приводится ниже.
- 1. Тёдзиро (? — 1589)
- 2. Тёкэй ( ? — 1635)
- 3. Доню (1599 — 1656)
- 4. Итиню (1640 — 1696)
- 5. Соню (1664 — 1716)
- 6. Саню (1685 — 1739)
- 7. Тёню (1714 — 1770)
- 8. Токуню (1745 — 1774)
- 9. Рёню (1756 — 1834)
- 10. Танню (1795 — 1854)
- 11. Кэйню (1817 — 1902)
- 12. Коню (1857 — 1932)
- 13. Сэйню (1887 — 1944)
- 14. Какуню (1918 — 1980)
- 15. Раку Китидзаэмон (1949 — )
В настоящее время в Киото создан музей семьи Раку, где постоянно проводятся экспозиции и ежемесячно читаются лекции. Особенность этих лекций состоит в том, что они проводятся в форме чаепития, на которых присутствующие могут попробовать чай из чаш, изготовленных лично мастером в XV поколении Раку Китидзаэмон специально к этому случаю. Попасть на такую лекцию-чаепитие не так просто; случается, что люди специально приезжают из других городов Японии, чтобы несколько минут подержать в руках работы известного мастера-керамиста и пообщаться с ним лично.
Уникальность феномена «Сэнкэ-дзюссёку» состоит в том, что непрерывно, на протяжении многих веков мастера абсолютно разных ветвей японского прикладного искусства поддерживают традицию чайного действа, гармонично взаимодействуя между собой. Работы японских мастеров десяти династий «Сэнкэ-дзюссёку» являются замечательным примером сохранения культурного наследия, развития древних художественных ремёсел и искусств в современной Японии. Из поколение в поколение мастера передают знания и умения своим потомкам, наглядно демонстрируя преемственность и значимость художественных традиций. Япония, страна высоких технологий XXI века, не только бережно хранит старинные художественные промыслы, не давая им угаснуть, но и активно развивает их, являя миру новые шедевры японской традиционной культуры.
Примечания:
- 1. Династия Сэн — потомки великого чайного мастера Сэн-но-Рикю (1522-1591), носящие такую же фамилию.
- 2. «Дайсу» — особый вид переносной полки-подставки для процедуры формального типа. Может также использоваться в высших типах формальной чайной церемонии «Гё-но-Гё дайсу» и «Син-но-Гё дайсу».
- 3. «Ваби-тя» — направление «чайной церемонии, эстетические каноны которого базируются на принципах безыскусности, простоты, внутренней строгости и скромности. Концепция «ваби» тесно связана с дзэн-буддийским мировоззрением и является основополагающей для многих видов традиционного японского искусства, таких как поэзия, театр Но, монохромная живопись.
- 4. Игнатович А.Н. «Чайное действо», М.: Стилсервис, 2011.
Источник: Кудряшова А.В. Династии традиционных японских мастеров «околочайного» социума («Сэнкэ-дзюссёку»). (тезисы) // Научная конференция «Ломоносовские чтения». Востоковедение. Тезисы докладов. М.: Изд-во «Гуманитарий», 2006, с.32-36.
Кудряшова Анастасия Вячеславовна, доцент кафедры японской филологии ИСАА МГУ; преподаватель Института Восточных Культур и Античности РГГУ, кафедра Истории и Филологии Дальнего Востока
Кудряшова Анастасия Вячеславовна – доцент кафедры японской филологии ИСАА МГУ, кандидат филологических наук, специалист по структурной и прикладной лингвистике. Преподаватель искусства «Пути Чая» высшей категории, чайное имя «Сото». Вступила на Путь Чая в 1989 г., по настоящее время ведет активную деятельность по распространению и популяризации культуры «Тядо» в России и за ее пределами. Преподавательская деятельность с 1993 г. Стажировка в международном центре «Урасэнкэ» в Японии в течение двух лет. Участие в международных и общероссийских конференциях, посвященных японской культуре, проведение мастер-классов в Москве, Екатеринбурге, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Киеве (Украина), Хельсинки (Финляндия). Неоднократно принимала участие международных практических выездных семинарах и мастер-классах по искусству «Пути Чая» в Японии (Киото, Камакура), Италии (Рим), Германии (Фрайбург), Китае (Пекин, Шанхай). Член Правления и исполнительный директор НП «Тяною», куратор чайного класса «Сэйроан» в ИСАА МГУ, исполнительный директор Московского отделения японской чайной школы «Урасэнкэ». Автор множества статей о «Пути Чая» на русском и японском языках