Чай как искусство. Часть 2
В прошлой статье я рассуждала о том, что процесс создания искусства и процесс приготовления/подачи чая это одно и то же. Сейчас я хотела бы несколько переключить свое внимание и рассмотреть то, как процесс создания может поднять акт приготовления Чая из эстетической и концептуальной областей в духовную сферу.
В то время как сфера искусства и духовная сфера давно пересеклись, становясь то одной, то другой, сливаясь и разъединяясь снова и снова на протяжении тысячелетий, начиная с первых наскальных рисунков и резных фигурок, сейчас то время, когда основная часть общества обычно рассматривает искусство и духовность как две отдельных области. Тем не менее, искусство по-прежнему остается одним из основных способов, которым люди связываются с Божественным, и есть большой потенциал в том, чтобы через Чай и различные другие формы воссоединить духовное и художественное.
Это воссоединение обладает потенциалом для огромного общественного и духовного роста во всем мире. Это особенно верно сейчас, когда приведенные в систему религии приносят людям и обществу все меньше и меньше пользы и все большее число людей ищут более личный (не дуалистический, но более универсальный) подход к Божественному. Сегодня как никогда, духовное искусство имеет возможности переключить наше внимание от преходящих, материальных и умозрительных миров к Источнику, к бесконечной любви и абсолютной реальности через мистические переживания и преобразующие практики. Чай как искусство не является исключением, и в качестве интерактивного, временного посредника у него есть огромный потенциал для инициирования мощных изменений в сознании.
С моей нынешней точки зрения я считаю, что есть три основных способа, которыми люди Чая (и художники всех видов, в этом отношении) могут поднять свое искусство до духовной сферы. Первый — установление цели. Второй — самосовершенствование. И третий — эффективная передача неотъемлемой мудрости и любви Чая, Жизни и Божественного.
Одно замечание, прежде чем я продолжу: Хотя основной темой этой статьи является Чай, эти слова не исключают, и по большей части они могут быть применены ко всему от живописи и каллиграфии до танцев и музыки. Независимо от вашей формы искусства, я желаю, чтобы эти слова помогли вам на вашем пути к реализации вашего художественного видения, а также к личному и всеобщему исцелению через искусство.
Цель
Как и в любой духовной практике, настрой на альтруизм в приготовлении Чая ведёт к прогрессу, а наличие эгоистичных целей или явное их отсутствие приводит к уменьшению вдохновения и к менее вдохновляющим результатам.
Корыстные цели не могут привести к просветлению и не могут вылиться в высочайшие формы искусства, они не могут вылиться в превосходные Чайные сессии. Если вы задумали произвести впечатление на других, заработать деньги или иным образом действовать в эгоистичных целях, то ваша практика будет автоматически заторможена в развитии. Вы можете думать об этом как о мгновенной карме, или как о высыхании небрежно используемого источника, но независимо от того, что вы думаете по этому поводу (или не думаете!) результат одинаков — неизбежное уменьшение в качестве и росте вашей практики как творческого духа который однажды взращенный вами увядает в прах. В поп-культуре было много примеров художников (музыканты, в частности), которые испытывали этот вид потери творческих способностей, и это часто заканчивалось трагически. Касаемо Чайной сферы, давление для приготовления необычайно хорошего Чая (или такого, который является привлекательным для масс) не так высоко, как в некоторых других видах искусства, так что результаты могут быть менее экстремальными для Чайных людей, которые потеряли свой путь. Тем не менее, воздействие всё ещё есть и это небольшая трагедия для всех тех, кто в результате остался нетронутым духом Чая.
Отсутствие цели вносит свои ограничения в творческий процесс приготовления Чая. Если вы не знаете, зачем готовите Чай, то как тогда вы будете знать лучшие способы приготовления Чая? Основные вопросы, например, какую чайную утварь использовать и какие чаи выбрать, становятся трудными для ответа, и слишком часто получают ответы, основанные на надуманных рассуждениях или эмоциональных привязанностях, а не основаны на глубокой истине и мудрости. Такой вид приготовления Чая не имеет никакой реальной основы под поверхностью и он «душит» подлинное улучшение навыков и мудрость, окружающую Чай. Для меня это наипечальнейший из двух неумелых подходов к цели в чайной практике и это перекликается с фразой Сократа о том, что «жизнь без исследования не стоит того, чтобы её прожить» [перевод мой, возможно классический вариант отличается]. Когда Чай пьётся в качестве простого напитка, то большинство того, что могло бы быть познано в нем (мудрость, глубокая красота и т. д.) теряется … выливается в канаву, так сказать.
Установка ясной цели при приготовлении Чая может чрезвычайно возвысить уровень ваших чайных сессий. Для некоторых это может быть цель, охватывающая все чайные сессии и всю Жизнь, например, как буддийская цель трудиться для счастья, мира и освобождения всех существ. Или это может более конкретная цель для каждой уникальной чайной сессии, например, привнесение мира, связи или исцеления для данной группы или ситуации. Любая из этих целей руководит каждым шагом творческого процесса приготовления Чая и увеличивает частоту [имеется ввиду эффект] всей сессии (и, возможно, даже жизнями её участников далеко за пределами сессии).
Независимо от ваших целей, важно, чтобы вы не привязывались к результатам в процессе приготовления Чая. Установка цели не связана с манией величия, которая, в частности, может возникнуть. Привязка к конкретным результатам (особенно к результатам, которые изменяют других людей) является обреченным предприятием. Вместо этого, установление цели, и затем предоставление пространства для того, что возникает в процессе, может привести к глубокой трансформации для вас и ваших гостей, особенно если вы сосредотачиваетесь на зарядке вашего чая энергией трансформации. Установка цели для чайной сессии связана с выражением надежды о позитивности и значимости чайной сессии без обозначений, ограничений или иных определений точных форм, которые примет позитивность и значимость. Например, вы можете попросить Божественное, наполнить вашу чайную сессию миром, не ожидая тишины, или наполнить её мудростью, не ожидая речей во время чаепития, либо наполнить её исцеляющей силой, не ожидая определенного улучшения здоровья. Установка любой из этих целей является катализатором перемен, пока она не связана заблуждениями о управлении неуправляемым, и это даёт для Вселенной пространство, чтобы найти лучший путь к красоте и истине через преображение. (Уверяю вас, что Вселенная гораздо опытнее в этом чем мы!)
Самосовершенствование
Успешная работа над сакральным искусством является искусным посланником мудрости. Отправление этого сообщения — Передача, к которой я обращусь позже. А сейчас давайте поговорим об успешной работе и мудрости и о том, что они значат для процесса создания.
Отточка вашего ремесла и взращивание мудрости вместе делают своё дело и дают очень многое. И конечно еще существует наработка технического навыка, которое является уникальным для каждого медиума и каждого художника. Но помимо совершенствования опустошения вашего Исинского чайника или правильного взятия аккордов на выбранном вами инструменте или рисования мазка кисти выбранным вами цветом, существуют определенные границы между навыком и мудростью, которые размываются, когда человек оттачивает свою технику до высокого уровня. Одной из них [границ] является то, что художник Алекс Грей называет «разницу между тем, на что ты смотришь и тем, что ты видишь» Он пишет, «Видение предмета заставляет исследовать, мотивирует, определяет каждое эстетическое решение и приводит к познанию смысла.» [Сложное предложение, трудное для перевода. Оригинал: “Seeing the subject inquires, motivates, determines every aesthetic decision and leads to a recognition of meaning.”] По моему собственному опыту и по рассказам, которыми со мной поделились профессора и коллеги из мира искусства, рассмотрение сущности вещей «под поверхностью» и понимание их истинной сущности зачастую подтверждается более формальным (официальным) анализом самого субъекта. Например, нарисовав яблоко 500 различными способами, вы получите уникальное понимание его особенной природы и как только вы действительно увидите его, вы сможете передать его сущность более эффективно через искусство. Точно так же, приготовление какого-либо вида чая множество раз может инициировать своего рода диалог с этим чаем и помочь Чаю выразить Себя через вас более естественно. Когда вы перестаёте смотреть на Чай как на нечто вкусное, что вы пьете или ‘что-то интересное’ по причине его многолетней культурной ценности, вы начинаете видеть Его таким, какой Он есть, существует определенный сдвиг, который происходит в вашем приготовлении Чая, и ваши сессии могут в результате глубоко измениться.
Преобразующие идеи, вытекающие из этого изменения в перспективе, конечно, повысят уровень вашего технического мастерства. Но более важным, чем этот побочный эффект является то, что они представляют сами по себе. Они — обогащение и увеличение вашей Чайной мудрости. Видение Чая, для того, кому Он открылся инициирует глубокую трансформацию, в которой Чай становится духовной практикой и мостом между духовным и обыденным. Это изменение для большинства людей не работает как кнопка вкл/выкл, и переход к Чаю как духовной практике часто требует большой работы. Тем не менее, с течением времени происходит развитие понимания и способность осознавать универсальную красоту и истину через Чай. Это процесс обучения игре и рисованию через мудрость Чая в любой момент.
Как однажды на лекции сказал философ Алан Уоттс, художники должны учиться «играть» (чтобы связываться с Божественным и естественно выражать его) по требованию, и неоднократно затевать «контролируемые аварии», позволяющие Вселенной выразить себя через них. Уоттс подчеркнул важность самосовершенствования в этом процессе. Он сказал: «Для того, чтобы поделиться радостью, нужно, чтобы она у вас была. Для передачи чувства восхищения, вы должны быть более или менее восхищенным [делая вещи которые радуют вас]».
Как чацзин (chajin, чайный человек) вы можете думать об этом в таком ключе: «Чтобы распространить любовь к Чаю, вы должны любить Чай. Для преображать других через Чай, вы должны позволить Ему преобразовать вас». Когда вы примете любовь Чая и личную трансформацию через Чай, спросите себя, как вы можете изменить свое собственное сознание и образ жизни, чтобы передать любовь и преобразование присущие Чаю. Вы можете быть удивлены, куда эта вопросительная линия приведёт вас…
Передача
Когда процесс приготовления Чая (или создания иного искусства) становится близок увлечению, начинают происходить невероятные вещи. Алхимические вещи. Даже волшебные вещи. Большая часть этого — передача Божественной мудрости участникам (или, в случае некоторых других форм искусства, зрителям или слушателям).
У Дэ недавно дал мне несколько советов по этому поводу. Он сказал: «Спросите себя, какова разница между тем, когда я делаю чай и когда другие люди делают это. Различия есть, да, но что отличается? Чем они отличаются?» Насколько я могу сказать, разница в передаче мудрости и любви. Он заполняет свои Чайные сессии любовью и преданностью к Чаю. Как его Дао, этот способ Бытия перетекает во все сферы его жизни. У Дэ описывает это как «уйти с дороги» и позволить Чаю работать через него. Или как выразился Грей, «искусный художник выходит за ограниченное чувство себя и становится активным каналом универсального творческого духа». Грей добавляет, что когда познаешь работу искусного художника (как У Дэ), «разумные возможности возвышаются и эго, кажется, растворяется в заполненном благоговением вневременным присутствием». Глаза людей открыты материальной красоте. Их разум открыт архетипической (исконной) красоте. И тогда все это преступает пределы; их сердца открыты и мудрость проникает в них.
Этот акт «дозволения Чаю проистекать через вас» является чем-то, что нельзя сдержать в себе. Как медитативное состояние, чем теснее вы пытаетесь сжать его, тем больше оно ускользает сквозь ваши пальцы; это высвобождение в пустоту, а не стремление к материальному. Как пишет неподражаемый Леонард Коэн, «Магия не будет медлить. Она движется от рук к рукам.» Из того, что я кропотливо изучила от У Дэ, она — то, что практикуется вновь и вновь, пока не сможет быть вызвано. Речь идет о создании пространства, в котором творчество и мудрость могут течь беспрепятственно. Опять же, Коэн, ссылается на Магию: «Она покоится в пустой ладони. Она порождается чистым разумом».
Как говорит Грей, «Чем глубже отдельные художники проникают в свою собственную бесконечность, тем больше они способны передавать это состояние.» Замечательно, красиво! Но, как мы на самом деле добиваемся этого? Медитация помогает. Так же йога или другие энергетические практики (например Дао Инь, который практикуется в Tea Sage Hut). Изменения в вашей повседневной жизни сделают больше различий, чем вы предполагаете и в вашей Чайной практике. В приготовлении Чая и в вашей жизни, прикладывание всех усилий, для слияния в Любви является несравненной преобразующей силой. И так это работает, пребывая в Бытии. Чтобы исчезнуть в вечном Сейчас и найти Лекарство мгновения. Чтобы стать одним целым с Чаем, Гостями и всей Жизнью…
В конечном счете, границы вашей Чайной практики, вашей духовной практики и вашей повседневной жизни сотрутся. И это чудесно для всех этих трех аспектов вашей жизни. В конце концов, духовное искусство и искусство жизни часто наполняются мистическим опытом. Приготовление Чая избавляет художника этого ложного разделения между мистическим опытом, творческим актом или ежедневной рутиной — форма искусства, мирской и мистический опыт едины и каждый миг [чайные] сессии настолько же шаманские, насколько художественные и заурядные одновременно! Это единство приводит хозяина и гостей Чайной сессии к интенсивному росту, похожему на фрактал, сильному и интенсивно ветвящемуся в психических и эмоциональных рамках. И чем выше ваше видение Чая как художественного и духовного посредника, тем более возвышенной становится ваша передача духовной и эстетической красоты. Как сложившийся музыкант имеет простой инструмент и микрофон, чтобы увлечь толпу, даже самая простая чайная утварь и чай могут иметь мистические, преобразующие качества в случае приготовления с любовью, преданностью и мудростью.
Автор Линдси Гудвин (Global Tea Hut #23, декабрь 2013г.)
Источник: http://blog.tealion.ru