Китайский чай. Возникновение и развитие чайной культуры в Китае

«Чай возвышает вкус и помогает достичь утонченности воли»
Лю Чжень Лян, даосский философ

Родиной чая, бесспорно, является Китай. Тысячи лет китайцы собирали и обрабатывали листья чайного дерева Camellia sinensis, разработали целую систему знаний по его выращиванию. Китайский чай был напитком императоров и простых крестьян. Тысячи лет чай обжаривали, кипятили, пропаривали, смешивали, вымачивали, использовали как лекарственное средство и просто пили как освежающий напиток.
2014_08_03_06_006
Открытие чая приписывают мифическому китайскому императору Шень Нуну, который правил около 2700 лет до нашей эры. Император считается отцом китайской медицины и божественным землепашцем. Он пробовал разные виды растений и обучал китайцев использовать их полезные свойства. По преданию Шень Нун имел змеиное тело, человеческое лицо на бычьей голове, нос тигра и живот из прозрачного нефрита.

2014_08_03_06_001Существует две легенды о том, как Шень Нун открыл чай. Однажды император попробовал на вкус очередное растение и сильно отравился. Он поискал на земле лекарство и случайно заметил листья, облетевшие с кустов. Листья были ароматными, но горькими на вкус. Вскоре он почувствовал себя бодрым и полным сил. Позднее Шень Нун всегда использовал чайные листья как противоядие, которые жевал после всех испробованных им новых трав. Другой вариант легенды повествует о чайных листьях случайно упавших в котелок с кипящей водой. Отдыхающий под деревом Шень Нун заметил, что вода в котелке стала золотистого цвета. Император попробовал новый напиток, ощутил бодрость и был поражен необычным сочетанием вкуса и аромата.

Другая легенда связана с именем буддийского монаха Бодхихармы. По преданию монах дал обед молиться в течение семи лет во славу Будды не смыкая глаз, но уснул на пятом году медитации. Проснувшись, монах в гневе отрезал себе веки и бросил их на землю. Там где они упали, выросли два чайных дерева.

Уже во времена династии Хань (206 г до н.э -221 н.э) китайцы изучали свойства чая, особенности его выращивания и переработки диких чайных листьев. В период Троецарствия (правления трех царств Вэй, У и Шу 221-277гг.) чай заменил вино на пирах. Сначала чай пили в основном в юго-западной части страны, в районе современной провинции Сычуань и только к V веке после объединения Китая обычай пить чай укоренился на севере и на Тибете.

В начале эпохи Тан (618-907гг.) чай считался едой и лекарством, и только позднее стал известен как напиток. Подобно крестьянам, буддийские и даосские монахи в монастырях начинают выращивать чай. К чаю относились как к чудесному снадобью, питающему жизнь.

2014_08_03_06_002Традиция чаепития получила свое дальнейшее развитие благодаря мудрецу Лю Юю. (733-804 гг.), который почитается в Китае одним из трех чайных Божеств Ча Шэнь. Лю Юй был усыновлен младенцем и воспитан буддийскими монахами монастыря Лунгай. 10 лет мальчика готовили стать монахом, он учил иероглифы, много читал, медитировал и даже обучался приготовлению чая, но в 12 лет сбежал из монастыря с группой бродячих артистов и много странствовал.

В 21 год Лю Юй решил посвятить себя изучению чая. Поселившись отшельником в горах Ба Шань, Лю Юй начал писать «Канон чая» (Ча Цзинь). Трехтомный труд включает в себя все знания о чае, накопленные до Танской эпохи, а также опыт самого ученого. Лю Юй описал последовательность чайной церемонии включающей в себя 27 предметов, нашел около семи тысяч символов, которые наиболее полно передавали божественность и таинственность чая. В 778 году спустя 26 лет Лю Юй завершил «Канон чая». Слух о книге распространился за пределы Китая. Однажды мусульманский посол прибыл ко двору императора династии Тан и предложил 1000 коней за «Чайный канон». Император не знал о существовании книги и долго искал экземпляр. Позднее трактат о чае был переведен на многие языки, а император предложил Лю Юю высокую должность при дворе. Но Лю Юй отказался, сказав, что останется вольным человеком и посвятит свою жизнь изучению чая.

Золотой век чая наступил при династии Сун (960-1279 гг.) Меняются способы производства чая, развивается гончарное мастерство. После сбора сырья, сопровождающегося боем барабанов или кимвал, чай быстро пропаривали, затем высушивали и прессовали. Пирог из высокосортного чая оценивался по цене золота, а чай из самого отборного сырья для подношения императору считался бесценным. При дворе складывается традиция чайной церемонии. На императорские чаепития приглашались поэты, художники, лучшие каллиграфы и именитые государственные деятели.

В это время в провинции Фуцзянь, где в основном производился прессованный белый чай, чаеводы начали традицию «чайных соревнований». Лучший китайский чай, представленный фермерами, отправлялся императору.

Позднее эта традиция была заимствована знатью и «чайные соревнования» устраивались при дворе. Чиновники, мыслители и даже императоры соревновались за звание лучшего чайного мастера.
2014_08_03_06_003
Чайное соревнование

Участники проходили несколько этапов приготовления чая. Среди сортов предпочтение отдавали прессованному пирогу белого чая. Император Хуэй Цзун выделил основные критерии качества чайного пирога: по цвету, качеству сырья, пирог также должен быть туго спрессованным и издавать сухой треск при разламывании. Листья, завернутые в бумагу, измельчали в порошок при помощи рукояти ножа и просеивали. Для кипячения воды использовались чайники с узким горлом. На определенной стадии кипячения, определяющиеся шумом, воду переливали в широкий глиняный сосуд. Следующим этапом было приготовление вязкой смеси из порошка и воды. Самым сложным для участников считалось определение правильной пропорции смеси и воды, быстрое добавления кипятка и перемешивание чая бамбуковой палочкой. Лучшим считался чай молочно-белого цвета с пеной, которая сохранялась дольше. Самой популярной посудой для чаепития считалась черноглазированная чаша с ниспадающими линиями под названием “Tuhao” или «заячий мех».
2014_08_03_06_004
Возделывание чая

В эпоху династии Мин (1368-1644 гг.) мастера начали уделять внимание новым способам обработки чая без потери его качества. Были изобретены новые способы изготовления жароупорных керамических чайников. С 1391 года прессованный чай пуэр входит в запрет и только рассыпной крупнолистовой чай считается разрешенным в качестве подношения императорскому двору. Запрет на чайные пироги способствует культивированию новых сортов чая. В это время развивается производство улунов, зеленого, белого и позднее красного чая.

Большим ценителем чая был, правивший в эпоху Цин (1644-1912), император Цянь Лун (1736-1796гг.), который «ни дня не мог обойтись без чая». Путешествуя по стране, Цянь Лун занимался изучением чая, посуды, качества воды и всячески поддерживал развитие чайного искусства в Китае.

Многие века продажа китайского чая за пределы страны была запрещена. В начале 19 века чайная культура Китая приходит в упадок. В большей части это произошло из-за войны с британцами (1840-1842гг.), западного вмешательства и распространения опиума среди китайского населения. Развитие чайной культуры после этих событий затихло на многие годы. Китайцы на тот момент были не в состоянии конкурировать с массовым производством индийского черного чая и чай из Ассама и Дарджилинга становиться самым популярным в мире.

В настоящее время культура чая в Китае, пережившая расцвет и упадок, вновь на пике своего развития. Еще никогда в китайской чайной истории не было такого множества сортов чая.
2014_08_03_06_005
Сбор чая

В 1980 году в Тайпее был основан институт чая Лю Юя, где люди со всего мира обучаются чайному мастерству. В институте изучаются новые виды чая, разрабатывается новое оборудование для его производства, дизайн новой чайной посуды, систематизируются все знания накопленные в этой области. Филиалы института открыты в Пекине, Чэнду и Шанхае. Как и прежде китайский чай считается достоянием Поднебесной, является источником благотворной энергии, лучшим средством, способствующим здоровью, долголетию и просто всеми любимым напитком.

Источник: http://chabei.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.