Сэн-но Рикю
Сэн-но Рикю (яп. 千利休, или Сэн Рикю) — очень известная и почитаемая личность в сфере японского искусства чайной церемонии, великий мастер, создатель традиционного японского Пути чая.
Семья…
В жизнеописаниях Сэн Рикю, составленных в средние века (Родословная Рикю, яп. Рикю юйсё сё; Генеалогия рода Рикю, яп. Рикю кэйфу; Жизнеописания Рикю, яп. Рикю дэн) есть версия, что предок его Танака Сэнъами был советником из числа добосю при сегунах Асикага в Киото. После смерти одного из них, Асикага Ёсихиса, вспыхнули междоусобицы. В 1489 году Танака Сэнъами переселился в Сакаи (современный округ Осака). В Сакаи Сэнъами поменял фамильное имя на Миёдзи и вёл уединенный образ жизни.
Отец Рикю Танака Ёхэй (田中与兵衛) занялся торговым делом в Сакаи, построил амбары для хранения товаров, приобщился к купеческому сословию. В 1522 году у Танаки Ёхэя и Гэссин Мётин (月岑妙珎) родился сын Ёсиро. Ёсиро было первым детским именем, а имя Рикю утвердили специальным императорским указом позднее. В какой-то момент Танака Ёхэй поменял фамильное имя на Сэн для всего своего рода, что было в обычаях того времени при перемене рода занятий. Возможно, таким образом он восстановил генеалогическую линию от знатного предка. Семья входила в купеческую гильдию по оптовым продажам в городе Сакай. В то время это был очень богатый город-порт на юге от современного города Осака. Сакай имел статус свободного города и являлся развитым культурным центром, не затронутым войной, где процветало искусство Чая.
С ранних лет Ёсиро постигал чайные традиции. Его первым учителем Пути Чая был отшельник Китамуки Дотин (1504-62), который обучал его традиционному формальному стилю «се:ин дайсу», который был принят при дворце сегуна Асикага. В возрасте 19 лет по рекомендации от Дотина перешел в ученики к Такэно Дзёо (武野 紹鴎, 1502—1555), одному из основных создателей нового стиля, и стал изучать простой «грубый» стиль Чая — «соан». В чайном действе нового стиля чайный мастер пользовался простой японской (а не богатой китайской) утварью, само действо проводилось в маленьком, без пышных убранств, чайном домике. Эти принципы легли в основу формирования учения Рикю.
В становлении Ёсиро как личности огромную роль сыграл дзэнбуддизм. В Дневнике подношений храму Нэмбуцудзи есть запись о том, что весной 1535 г. Сэн Ёсиро пожертвовал деньги на восстановление пострадавшего от пожара храма. Есть версия, что Ёсиро принял буддистское имя Соэки (宗易) от священника по имени Дайрин Сото (1480—1568) из храма Нансюдзи дзэн-буддистской школы Риндзай в Сакаи. Под этим именем Рикю и был известен своим современникам. В последствии Ёсиро еще проходил дзэнское обучение в монастыре Дайтоку-дзи (大徳寺) в Киото.
Когда Ёсиро был 21 год, он женился на женщине по имени Хосин Мёдзю. У них было двое детей: сын, известный в истории как Сэн Доан, и дочь Окамэ. Она стала невестой сына второй жены Рикю от предыдущего брака, известного как Сэн Сёан.
Запутанная история, но считается, что именно он, а не законный наследник Рикю Доан, стал продолжателем чайных традиций семьи Сэн.
Рикю стал одним из главных экспертов «Тяною» в регионе Сакай, а затем ответсвенным лицом по развитию чайных отношений.
Служба у сёгунов…
Когда Рикю исполнилось 50 лет, он получил приглашение на службу к военному правителю Ода Нобунага. После гибели Нобунага в 1582 году, мастер продолжил свою службу у его приемника, Тоётоми Хидэёси, и стал его доверенным лицом. Таким образом, он стал самой влиятельной фигурой в области чайных церемоний.
В 1582 или 85 году (в разных источниках разные данные) он ассистировал Хидэеси в чайном действии, организованном для императора Огимати и проводившемся в императорском дворце чайном собрании по случаю избрания Хидэеси в совет регентов. По случаю этого события мастеру было присвоено буддийское имя и титул — Рикю Кодзи (利休居士).
Другое важное событие, в котором Рикю сыграл главную роль, была чайная церемония «Китано Отяною», большое собрание, проводимое Хидэёси в синтоистском святилище Китано Тэмман-гу в 1587 году. Дружба между Рикю и Хидэёси длилась много лет, и велико было уважение, с которым знаменитый воин относился к тимейстеру.
Создание традиции…
В течение своей службы у Нобунага и, особенно, у Хидэеси Рикю развил стиль «простоты» («ваби соан» или проще «ваби-тя»), доведя его до своего апогея, и эффективно преобразовал Чайную практику в философию жизни. Создал первую чайную комнату и сформулировал принципы японского искусства чайной церемонии. Это знание лежит в основе современного искусства «Тядо» — Пути Чая.
Размерый чайной комнаты были предварительно определены еще в 15 столетии. Чайная комната, в своем первоначальном виде представляла просто часть обыкновенной гостинной, отгороженную ширмой для целей чаепития. Продолжая линию Мураты Дзюко, Рикю уменьшил размер чайного домика (тясицу) до трех и даже двух татами (сегодня такую чайную комнату на два татами «Тайан» (待庵) можно увидеть в храме Мёкиан в Ямадзаки, пригороде Киото), свел к минимуму украшения в помещении и число принадлежностей, используемых в церемонии, сделал более простым и строгим весь характер ритуала.
Рикю ввел в обиход заимствованный в рыбацких хижинах лазоподобный вход в тясицу размером 60 на 66 см. Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть превосходство духовного начала над материальным, чтобы заставить любого гостя, вне зависимости от его ранга и чина, склонить при входе голову, демонстрируя смирение, простоту, отрешенность от мирской суетности, почтение к хозяину и гостям.
Рикю продолжил и завершил намеченный Муратой Дзюко курс на упрощение и отход от китайских стандартов в эстетике и оформлении чайной церемонии. С деятельностью Рикю связана японизация этого ритуала. Вместо модных тогда драгоценных китайских подставок, ваз, чаш и коробочек для чая, сделанных из бронзы, лака и фарфора, стали использовать простые грубоватые вещи из бамбука и керамики, изготовленные в Японии. «Чашки Раку» Рикю стал заказывать у мастера по имени Тёдзиро, который изготавливал для Хидэёси коньковую черепицу. Большое внимание стало уделяться самым элементарным повседневным предметам быта.
Изменился и характер оформления ниши токонома. Вместо прежних свитков с китайской живописью и каллиграфией для их украшения начали использовать свитки с японской живописью и поэзией.
Стали другими цветочные композиции, помещаемые в токонома. В маленьких, скромных тясицу, введенных Рикю, пышные украшения были неуместны и по размерам, и по характеру. Расстановка цветов, как и произведений искусства, в чайной комнате должна подчиняться общей схеме убранства. Например, не надо ставить белые цветы сливового дерева, когда в саду лежит снег, «кричащие» цветы нельзя использовать в чайной комнате. Расстановка цветов, выработанная тимейстером, теряет свое значение, если оторвать ее от места, для которого она первоначально назначалась, потому что ее линии и пропорции были взяты в гармоническом соответствии с окружающим. Рикю ввел в обиход небольшие простые композиции из веток и цветов, постарался наполнить их внутренним содержанием и сделал обязательным атрибутом чайной церемонии, назвав «тя-бай» («цветы к чаю»). Это послужило толчком к развитию искусства аранжировки цветов (икэбана), которое впоследствии заняло почетное место среди изящных развлечений (югэй) и салонного искусства (дзасики-гэй) в комплексе японской традиционной культуры.
Какудзо Окакура в книге «Книга о чае» пишет следующее. Все в комнате уютно-старомодно, чувствуется, что все современное изгнано из обстановки, и только в одном звучит нота контраста: бамбуковый ковш для разливания и полотняная скатерть — оба безукоризненно белы и новы. Какими бы тусклыми не казались чайная комната и сервиз, все абсолютно чисто. Ни одной пылинки нельзя найти даже в самом темном углу, а если найдешь, это значит, что хозяин — не мастер чайного искусства. Самое главное, что требуется от тимейстера — это, чтобы он умел подметать, чистить и мыть, ибо уборка и наведение чистоты — это тоже искусство. При чистке старинных металлических вещей надо воздерживаться от неразборчивого усердия голландской домохозяйки. Если с цветов в вазе капает вода, не надо ее вытирать, — это напоминает о росе и прохладе.
Какудзо рассказывает одну историю с Рикю, которая хорошо иллюстрирует воззрения тимейстера на чистоту. Рикю наблюдал, как его сын Доан подметает и поливает садовую дорожку. «Не достаточно чисто», сказал Рикю, когда сын окончил свою работу, и велел ему начать снова. Прошел целый час, и сын снова обратился к отцу:
«Отец, больше уж нечего делать. Ступени я вымыл уже три раза, каменные башенки и деревья опрыснуты водой, мох сверкает свежей зеленью, на земле не осталось ни одной веточки, ни одного листа». «Глупый ты,» — ворчал тимейстер, «разве так подметают садовую дорожку»? Говоря это, Рикю спустился в сад, тряхнул дерево и рассыпал по саду золотые и алые листья, кусочки осенней парчи. Не только чистоты требовал Рикю, но также и красоты и естественности.
Духовная нагрузка чаепития определялась требованиями церемониала и этикета. Предписывалось непременное достижение внешней гармонии в обстановке и поведении участников чаепития, которая должна была быть отражением гармонии внутренней. Выделялись и запретные темы бесед: религия, богатство соседей и родственников, война в стране, глупость и мудрость людей.
Впоследствии этот вид церемонии продолжали его потомки и последователи и он стал именоваться Сэнкэ-рю (千家流), что в переводе означает «[Чайная] школа дома Сэн».
У Рикю отмечаются в источниках двое его основных учеников: Намбо Сокэй (南坊宗啓), дзэнский священник, и Яманоуэ Содзи (1544-90), житель Сакаи. Намбо считается настоящим автором «Нампо року» (南方録), записей учения Рикю. А хроники Яманоуэ, «Яманоуэ Содзи ки» (山上宗二記), содержат комментарии к учению Рикю и регламент чайной церемонии.
Смерть великого мастера чайной церемонии…
Умер Сэн Рикю в своём доме в усадьбе Дзюракудай в Киото на 28 день второго месяца 1591 года, проведя ритуальный обряд самоубийства по приказу Тоётоми Хидеёси.
Какудзо Окакура в своей книге «Книга о чае» подробно описывает момент гибели мастера чайной церемонии.
Рикю жил в эпоху «Воюющих государств» (1467—1568) — это был век предательства, и люди не доверяли даже близким родственникам. Рикю не был придворным и часто осмеливался спорить с сёгуном Хидэёси. Пользуясь натянутыми отношениями, которые некоторое время существовали между Тоётоми и Рикю, враги последнего обвинили его в участии в заговоре — отравить деспота. Кто-то шепнул Хидэёси, что смертельный яд будет поднесен ему в чаше золотого напитка, приготовленного мастером. Подозрения было достаточно для Хидэёси, чтобы отдать приказ о немедленной казни, и никто не дерзнул оспаривать волю разгневанного повелителя. Осужденному была оказана только одна милость — честь умереть от своей собственной руки.
В день, назначенный для его смерти, Рикю пригласил своих любимых учеников присутствовать при последней чайной церемонии. В назначенное время печальные гости собрались у входа. Им казалось, что деревья вдоль садовой дорожки дрожат, в шепоте листьев слышатся вздохи бесприютных духов. Как величавые часовые у врат Гадеса, стояли серые каменные башни. Ветер донес изданной комнаты волну благоуханий, — это курился ладан, и это был знак гостям войти. И они вошли один за другим и заняли свои места.
Над алтарем висело какемоно — древняя рукопись одного монаха, в жаровне воды, была, казалось, голосом цикады, которая грустно прощается с уходящим летом. Вскоре хозяин вошел в комнату. Каждому поднесли чай, и каждый молчаливо выпил свою чашку, хозяин — самый последний. Согласно установленному этикету, главный гость попросил позволения осмотреть чайный прибор. Рикю поставил перед ним различные предметы. После того, как все налюбовались на них, Рикю подарил каждому из собравшихся одну вещь на память. Он сохранил лишь одну свою чашку. «Никогда и никто больше не будет пить из этой чашки, оскверненной устами несчастия», — сказал он и разбил сосуд.
Церемония кончилась. Гости с трудом сдерживали слезы, дают «последнее целование» хозяину и уходят. Только один, самый близкий и дорогой, приглашен остаться и присутствовать при конце. Рикю снял тогда свое платье, для чего бережно свернул и положил циновку. Под платьем скрывалась белоснежная мантия — одежда смерти. Рикю долго смотрел на блестящее лезвие кинжала и затем сказал ему:
Привет тебе, о меч вечности.
Через Будду и его святой закон
Проложил ты свой путь.
С улыбкой на лице Рикю отошел в Неизвестное.
Встречаются и другие версии причины почему Хидэёси приказал казнить Рикю. В книге американского автора Роберта Грина утверждается, что Хидэёси был взбешён тем, что Рикю установил статую самому себе во дворе замка. Но, несмотря на это, истинные мотивы Хидэёси по-прежнему могут быть неизвестны, пишется там.
Рикю был похоронен в храме Дайтоку-дзи с посмертным буддистским именем Фусин-ан Рикю Соэки Кодзи.
После смерти Рикю его семья была выслана из Сакай. Впоследствии его потомки были «амнистированы», им было разрешено вернуться в Сакай, возглавить школу Чая, возвращены дом и часть имущества. Потомки Сэн Рикю возглавляют основные чайные школы в Японии, центр которых находится в районе Камикё-ку в Киото.
Существуют три иэмото (главных дома) японской чайной традиции, непосредственно происходящие от их общего основателя Сэн-но Рикю: Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ. Все три исповедуют и поддерживают учение своего основателя. Многими японскими школами чайных церемоний ежегодно проводятся поминальные мероприятия памяти Рикю. В школе Омотэсэнкэ мероприятия проводятся 27 марта, а в школе Урасэнкэ — 28 марта. Три семьи Сэн (Омотэсэнкэ, Урасэнкэ, Мусякодзисэнкэ) по очереди проводят поминальную службу 28 числа каждого месяца в их общем семейном храме Дзюкоин, дочернем храме Дайтоку-дзи.
Говорят, что когда Хидэёси строил свой роскошный замок Фусими в 1592 году, он пожелал, чтобы устройство и убранство было таким, какое нравилось Рикю. Хотя он был известен своим строгим нравом, но сожалел, что так обошёлся с Рикю.
Используемые источники:
http://www.chanoyu.ru
Япония от А до Я. Энциклопедия. 2000.
Какудзо Окакура, «Книга о чае».
http://ru.wikipedia.org
http://xecog.info