Как возродить Краснодарский чай…

В Сочи начался сбор урожая чая. Все меньше становиться на черноморском побережье плантаций. Одни заросли лесом, на других устроены свалки. Например, Адлерский чайсовхоз вместо того, чтобы возрождать чаеводство, принимает за деньги бытовой и строительный мусор и складирует их на бывших чайных террасах. Однако пока есть что спасать. Несколько предприятий еще понемногу работают, и для отвода глаз имеют «показательные» плантации, они предпочитают привозное сырье, которое выдают за самый северный в мире чай.
2014_06_09_06_001
Лето. В Сочи жарко. Чайку? Порой, так и хочется присесть в тени вечнозеленой пальмы и выпить чашечку ароматного чая. Да, не обидятся чаеводы Китая, острова Цейлон и Индии, заваривать будем местный напиток – ароматный и душистый знаменитый Краснодарский чай.

Чайная церемония

Чай заваривать надо правильно. Это мы «чайники» опускаем пакетик в кружку с кипятком, добавляем сахар – и готово! На самом деле «заваривание чайка» — это целый процесс и требует основательности и уважения к продукту. Это ритуал – церемония! Сначала обдаёте чайник кипятком, бросаете щепотку, чуть-чуть ждете. По-простому это называется «поженить» чай. Затем заливаете немного очень-очень горячей водой. Накрываете чайник, скажем, — полотенцем. И опять держите паузу. Только после этого волшебного процесса добавляете «остальной» кипяток. Настаиваете минуты три. Если чай крупно листовой завариваете минут десять. И только тогда – чай готов! Не маловажно и то, в каком чайнике заваривать. Мы привыкли к фарфоровым, а китайцы делают чайники из глины. Сахар только вприкуску, а лучше мед. На родине русского чая в селе Солохаул Лазаревского района Сочи чай всегда заваривают строго по «древней» технологии. Напиток получается ароматным и вкусным. Настоящий Краснодарский чай ручного сбора.

Мы чаевничаем в беседке дома-музея отца-основателя русского чая Иуды Антоновича Кошмана, который и привез чай на Кубань, сделав его «краснодарским». В начале прошлого века Кошман перебрался в сочинское предгорье из Грузии, где работал на чайных плантациях предпринимателей Поповых. Местечко то, называлось Чаква. Разбавьте буквой «Й» в середине и получится очень чайное название – ЧАЙква…

Кошман первым посадил семена чая на своем земельном участке в Солохауле. Вся семья лелеяла эти нежные кустики, защищала их от снега и ветров. Никто не верил, что на таком «севере» уродится это теплолюбивое растение, но через два года Иуда Антонович вырастил чай! На первое чаепитие собрался весь Солохаул. Пили и нахваливали ароматный напиток. Самый северный чай в мире.

— Для того, чтобы чайные кусты давали молодые побеги им делают, так называемую «тяжелую» и «полутяжелую» подрезку под корень. – рассказывает за чашечкой чая хранитель солохаульского дома-музея И.А. Кошмана Елена Завирюха. – Тогда на следующий год кусты дают молодые побеги.

— Здесь дают?

— Конечно. Каждый год мы собираем свой фирменный «музейный» урожай. Несмотря ни на что…

Хороший, Краснодарский!

Я специально так неспешно «за чаепитием» рассказал историю появления на свет русского «Краснодарского чая». Теперь вы яснее осознаете, какой непростой путь предстоит для возвращения нашего чая в чайнички из китайского фарфора. Надо понимать, сколько труда и пота разных поколений местных чаеводов было вложено в развитие производства чая на Кубани. На современном этапе в той или иной степени придется восстанавливать прошлое.

Еще не так давно Краснодарского чая было в прямом смысле навалом. Его продавали килограммами прямо из мешков, презентовали красочные сувенирные наборы высокопоставленным гостям курорта и отправляли в валютные магазины «Березка», разукрасив экспортные пачки традиционными матрешками. Экскурсии «Русский чай» пользовались огромной популярностью. Знаменитые «чайные домики», где проходили дегустации чая, были обязательной для посещения достопримечательностью города-курорта. Краснодарский чай получал золотые медали на ВДНХ СССР.

Все это кануло в лету. Для экзотики и привлечения туристов остались музей и экскурсии.

В «крепкий» период разделов, переделов и пересмотров приоритетов, как-то незаметно чай в наших чашечках стали заваривать цейлонского, китайского и индийского происхождения. Былые плантации «нашего чая» заросли травой, а недобитые перестройкой чайные фабрики «купажат» ныне продукт разве что «по мотивам» Краснодарского чая. Однако, как это ни странно, торговая марка «Краснодарский чай» и сам первозданный продукт сохранились. Во многом спасли «хороший краснодарский» местные частники-чаеводы, которые и ныне выращивают краснодарский чай ручного сбора под своим личным логотипом. На мой взгляд, самое время масштабно возродить то, что они сохранили.

Чайный совхоз

В недалеком прошлом чайное дело на юге России процветало, и было живым и прибыльным наследием первого чаевода Кошмана. Крупнейшее в стране агропромышленное объединение «Краснодарский чай» развивалось планово и успешно. Все «заваривалось» в одних руках – высокогорные плантации, чайные фабрики, совхозы – от Адлера до Лазаревского. На горных «северных склонах» российского юга чай произрастал и расфасовывался в промышленных масштабах благодаря чисто «чайному» агропромышленному объединению, почти «Чай-гиганту». Чаеразвесочные фабрики «Краснодарского чая» и совхозные плантации располагались в предгорьях Адлера, Хосты, Мацесты, Дагомыса, Солохаула, Лазаревского. В период расцвета кубанского чаеводства на плантациях Большого Сочи собирали и перерабатывали 7000 тонн чайного листа в год! Теперь с чаем не церемонятся, сохранив чайные церемонии для музея.

Агроном по профессии Аршак Согоцян долгое время работал партийным организатором в специализированном чайсовхозе, а потом и главой администрации «родины русского чая» Солохаульского сельского округа. Понятно, что у него «сердце болит» при виде печальной картины с заросшими чайными плантациями. Он и теперь в курсе местной чайной проблематики. При нашей встрече Аршак Альбертович на память называет оглушительные цифры:

— На сегодняшний день на всех чайных плантациях близ Сочи собирают максимум 300 тонн чайного листа в год. Если помните, было 7000. Стало быть, объемы производства упали более, чем в двадцать раз! При развале Советского Союза стало не до чая, плантации просто забросили. Как следствие чай одичал и зарос сорняками. По моим простым расчетам, теперь для расчистки от зарослей и возрождения «старых» чайных плантаций потребуется потратить примерно от 150 до 300 тысяч рублей на гектар в зависимости от места расположения плантации.

— Разве это выгодно?

— Это выгодно! За два года плантация восстановится, пойдет урожай, и деньги вернутся с лихвой. Даже первая прибыль появится. Поверьте мне на слово, производство чая очень доходное дело и частные предприниматели это с успехом доказали. Возьмите, например, чай, который выращивает сочинский предприниматель Погодаев. Его фирменный Краснодарский чай пользуется огромным спросом…

Со знанием дела, Аршак Альбертович говорит мне, что для возрождения чайного дела на Кубани, в первую очередь, надо вспомнить хорошо забытое старое и объединить все производство «нашего чая» в одну экономическую цепочку – от возделывания чайного листа до его переработки. Воссоздать в новых условиях и на других принципах агропромышленное объединение «Краснодарский чай». Кроме чисто экономической – это еще и очень значимая социальная, и если хотите даже политическая программа. Возрождение производства чая в промышленных масштабах, даст работу «по месту жительства» тысячам и тысячам сочинских селян, которые уже почти сто лет занимались чаеводством недалеко от своего дома.

— Более того, к возрождению чайного производства на Черноморском побережье Кавказа, можно привлечь и чаеводов Абхазии, где также очень большие плантации, – резюмирует Аршак Альбертович. — В Советское время я там работал, знаю о том, какой у Абхазии чайный потенциал.

Деньги на чай

Конечно, программы развития «Российский чай» нет в перечне национальных проектов и вряд ли эта программа сравнится по масштабам с созданием авиастроительной корпорации. Впрочем, в разное время попытки возродить «хороший, краснодарский» предпринимались на самых разных уровнях, попадая составной частью в самые перспективные региональные программы. Будем считать, что реализации «чайных» планов мешала подготовка к зимней Олимпиаде-2014. Размешивая кубанский сахар в цейлонском чае из пакетиков, мы как-то свыклись с мыслью о том, что чай произрастает где-то в южных широтах глобального мира, забыв про наш самый северный в мире чай. Однако, для региона Сочи да и Кубани в целом возрождение чайного дела может стать еще одним профильным приоритетом в сельском хозяйстве…

Я точно не знаю, какие глобальные инвестиции потребуются «на чай». На возрождение ароматного Краснодарского. На его второе рождение. Однако, верю «чайному» агроному Согоцяну, который все посчитал и говорит об окупаемости чайного дела в течении нескольких лет. А раз так, почему бы не пригласить в партнеры китайских чаеводов, тем более, что бизнесмены Поднебесной будут строить мост Керченский пролив. На мой взгляд, они с удовольствием возьмутся и за чайную инвестиционную церемонию на родине русского чая. Для Китая – это профильное дело.

В Краснодарском крае в последнее время возродили из пепла былую славу кубанских вин. Развивается виноградарство и виноделие, а праздник вина и виноградной лозы стал одной из визитных карточек Кубани. Может, придумаем и праздник Краснодарского чая, пока наш чай совсем не одичал? Возрождение начнем с праздника! Кстати, это и будет хороший повод пригласить на чашечку нашего чая друзей-китайцев для инвестиционных переговоров в рамках чайной церемонии.

Чайку?

06 июня 2014 года 13:25 | Гайнан Бочкарев
Фото: ИТАР-ТАСС/ Виктор Клюшкин, фото автора.
Источник: http://yug.svpressa.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.