Чайные уроки Мастера Лин Пин Сянь
Для настоящего мастера искусство должно стоять выше техники, создавая так называемое «естественное искусство», то самое место свободы, которое появляется на месте новых знаний. И поэтому в чае так много свободы, радости и хорошего настроения. Одна из печальных вещей, что встречается у новичков — это их попытка сделать из чая что-то чересчур серьезное, будто они учатся в колледже, где обязаны читать книги, статьи, проводить тщательные исследования, все анализировать и быть готовым к защите на «мастерскую» степень.
Кроме того, в целом идея сертифицированного «мастера» любых искусств сама по себе абсурдна. Нет никаких тестов и нет такой книги, которая научит вас Чайному Пути. И нет никакой надобности в тщательном исследовании, углублении и разработке словаря, анализе, разборе и написании серьезных работ, предназначенных для их дальнейшего издания и категоризации. Как и любое искусство, чай лучше всего выразить радостью, свободой и спонтанностью.
Попробуйте учиться методом экспериментов, в игре, как вы это делали, будучи ребенком. Великие мастера всегда остаются немножко детьми и продолжают играть с чаем и в целом со своей жизнью, несмотря на их возраст. Нет суровой необходимости учиться, нет никаких вершин, которые нужно взять. Чай – это Дао, поэтому не может преподаваться словами. Надо просто заваривать чай и пить, а опыт придет только с годами практики. Но я не стану переоценивать факт того, что мастерство приходит только с годами, потому что для того, чтобы испытать радость от чашки чая не нужно ни времени ни опыта.
Лучшее с чего можно начать, это с желания доставить себе удовольствие. Проведите время со своими друзьями или возлюбленными и разделите с ними вашу страсть к чаю. Также потратьте время на то, чтобы узнать лучше самого себя, ощутите как ваша теплота и хорошее настроение способны добавить чаю столько аромата и вкуса как все остальное вместе взятое. Не бойтесь набираться опыта через игру. Пробуйте разные способы заваривания, количество чая, воду, температуру и так далее, будьте готовы делать свои собственные ошибки и расти с их помощью. Иными словами, это нормально изучать технические приемы, рисуя, но без страсти к искусству процесс будет для вас утомительным, и ваши творения всегда будут уступать другим. Если вы никогда не пробовали соединиться с чаем интуитивно, с помощью только чувств, то вы рискуете навсегда остаться художником чисел.
Не стоит просто адаптировать чью-то практику, только потому, что вам что-то сказали. Наоборот, заваривайте чай по-другому, так чтобы именно вам он доставлял удовольствие и приносил радость. Тем не менее, старайтесь быть открытыми возможности, что однажды где-нибудь на вашем чайном пути один из мудрых советов ваших учителей приобретет для вас большой смысл. Обычно любой творческий путь это путь Дао от грубых основ до тонких ощущений и чем больше с течением времени вы заварили чая и чем тоньше стал ваш вкус, тем четче вы осознаете и поймете все, что ранее было вам недоступно. Например, учитель говорит вам, что один чай лучше другого. В начале вы пробуете оба, и они кажутся вам похожими или даже абсолютно одинаковыми. Но после, годы спустя вы пробуете чаи еще раз, и вдруг понимаете, что те отличия, о которых говорил учитель на самом деле существуют.
Мы не должны сожалеть о времени, которое мы тратим на чай или чайные принадлежности, если оно приносит нам радость, даже когда мы переросли это. Жизнь, проведенная в поиске отличной чашки чая, не прожита зря, пользуясь фразой, сказанной фильме «последний самурай» любое место идеально, если смотришь на него с открытыми глазами. Дао это путешествие и все мы лишь ученики — даже мастер никогда не перестает учиться и расти.
Я сел с моим учителем Лин Пин Сянем и спросил его о простых практических экспериментах, с помощью которых новички могли бы улучшить свой чай. Ниже описаны четыре эксперимента, что он посоветовал из тех, которые обычно предлагает своим ученикам. Мы надеемся, что вы не просто прочтете их, но и попробуете провести.
Возможно, они помогут вам улучшить качество заваривания чая. Если нет, оставьте их в стороне, может быть, вы сумеете их оценить позднее. Может быть и нет. Радость и ощущения от приготовления чая куда более важны, чем любое знание в этой области.
Мы здесь не для того, чтобы предоставить какие-то выводы из экспериментов. Мудрость, технические навыки, мнение и несоответствия все это предстоит искать вам. Мы просто разметим поле, результаты игры определяете вы. Другими словами, мы не пытаемся продвинуть определенный способ заваривания, потому что слепое следование за учителем без собственного опыта никогда не приводит к мудрости. Это не значит, что такие мастера как Лин Пин Сянь не имеют преимущества, они имеют. Но не надо просто присоединяться к результату, здесь нет никаких тестов. Есть только игра, в которую надо играть, получать удовольствие и опыт. Вы должны сделать собственные выводы и создать свой собственный чай, и в этом, в том числе, состоит великая роль учителя.
Эксперимент №1 «Чайник и гайвань»
Для его проведения вам потребуются две одинаковые фарфоровые чашки для каждого из участников, приличного качества чайник из исинской глины (не стоит использовать плохой чайник или чайник из глины другого региона – если это возможно) и фарфоровую гайвань примерно того же размера.
Попробуйте положить по 1-2 грамма одно и того же чая в гайвань и исинский чайник, залейте их одновременно. Лучше использовать такое маленькое количество чая, затем чтобы напиток получился легким и не влиял на вашу способность почувствовать ощущения в вашем рту и гортани. Мастер Лин также рекомендует вам использовать тот чай, с которым вы уже знаете как обращаться для того, чтобы вы смогли уловить отличия с вашим обычным способом заваривания, а также для того, чтобы вы не отвлекались на новые ощущения и ароматы.
Затем разлейте получившийся напиток по фарфоровым чашкам в одну налейте чай из гайвани в другую из исинского чайника. Очень важно не использовать в процессе ча хай. Наливая сразу из чайника или гайвани, вы сможете оценить более однозначно их собственные качества без какого-либо влияния.
Когда различные ароматы чая уже покажут себя, мастер Лин рекомендует сфокусироваться больше на том, как напиток чувствуется во рту и гортани. Для этого помогает закрыть глаза и сделать глубокий вдох прежде чем начать. Убедитесь, что все молчат, если вы проводите эксперимент вместе с кем-то, затем, чтобы действительно сфокусировать все свое внимание на чае.
Грубый ли чай? Быстро ли пьется? Или медленно? Гладкий ли вкус? Кажется ли напиток мягким во рту, как будто он крепко связан, или наоборот, неприятно плещется? Мягко ли чай спускается по горлу? Чего именно он касается во рту и приятны ли эти ощущения?
Продолжайте идти от чашки к чашке, погружаясь в чай и распознавая отличия между исинской глиной и фарфором.
Эксперимент №2 «Горячий душ»
Для этого эксперимента вам потребуется по одной фарфоровой чашке для каждого участника, приличного качества чайник из исинской глины ручной работы (опять же не из обычной глины или дешевой исинской, если это возможно) и наконец блюдо или даже миску. Блюдо в идеале должно быть керамическим, предпочтительно фарфоровым, а не пластиковым. Оно не должно быть сделано специально для чая, подходящее блюдо из обычного набора посуды тоже можно использовать.
Опять же Мастер Лин предлагает использовать 1-2 грамма чая по тем же причинам, что были указаны ранее, заставляя нас фокусироваться больше на ощущениях чем на вкусе. Также как и в первый раз возьмите хорошо знакомый вам чай, пусть даже тот же, что использовали в первом эксперименте.
Поставьте исинский чайник в блюдо или миску. Для этого эксперимента вам потребуется три последовательных погружения. Каждый раз вам потребуется уделять особое внимание как будто у вас только один «реальный» шанс (мы объясним позже почему). Вам необязательно следовать заданному нами порядку, но это самый простой способ почувствовать различия. Сперва намочите чайник, поливая его горячей водой, до того как вы откроете крышку, потом наполните его водой и снова полейте сверху, закрыв крышку. Мы называем это «душ до и после».
И снова Мастер Лин советует наливать сразу в фарфоровую чашку, не пользуясь ча хай. Как и в предыдущем эксперименте пейте спокойно и старайтесь концентрироваться на ощущениях во рту, нёбе, и горле больше чем на вкусе. Для второго заваривания полейте чайник водой только до того как наполните его водой, но не после. Мы называем это «душ перед». Опять налейте прямиком в чашку и все выпейте. Для последнего заваривания полейте чайник горячей водой только после, мы называем это «душ после». И снова попробуйте чай.
Вы не сможете повторить этот эксперимент после в точности как в первый раз. Это не значит, что мы предлагаем не проводить, но отличия, которые почувствуете в первый раз, не будут так выразительны в последующие попытки. Как альтернатива вы можете внести небольшие изменения — использовать одновременно три чайника, блюда и чашки и использовать каждый набор для каждого вида «душа». Таким образом, вы сможете пить их вместе или последовательно.
Итак, как же повлияли на вкус разные способы полива чайника?
Эксперимент №3 «Ча хай и ситечко»
Для этого эксперимента вам понадобится чайник из исинской глины, как и в предыдущие разы хорошего качества, по три одинаковые фарфоровые чашечки для каждого любителя чая, ситечко любого вида и ча хай любого производства и дизайна. Для этого эксперимента Мастер Лин предлагает использовать чайник большей вместимости, чтобы вы могли без проблем наполнить все 3 чашки.
Также как и в предыдущие разы используйте небольшое количество чая. После того, как вы наполните чайник с чаем водой, вылейте его сразу из исинского чайника в первую чашку, затем возьмите ситечко и во вторую чашку налейте чай через него. Старайтесь, чтобы вода проходила и по стенкам ситечка тоже. Наконец налейте чай в ча хай. Так как ваш напиток такой легкий из-за того, что вы положили туда так мало листьев, то неважно в какой очередности вы наливаете чай. Перелейте чай из ча хай в третью чашку.
Осторожно отпейте из каждой из чашечек, стараясь как можно внимательнее следить за тем, как чай воздействует на ваш рот, нёбо и гортань также как вы это делаете по отношению к вкусам и запахам.
Разные ли получились чаи? Если да, то в чем?
Эксперимент №4 «Богатый мир чашек»
Для этого эксперимента вам понадобится чайник из исинской глины побольше и так много разного размера, моделей, материала чашек как вы сможете достать. В идеальном случае нужно включить одну старую фарфоровую чашку, чтобы добавить параметр возраста вашему эксперименту, но если это невозможно просто используйте разные виды керамики разного размера.
Опять же идея заваривания такая же как в предыдущих экспериментах – сделать легкий напиток таким образом, чтобы его текстура не преобладала над вкусом и ароматом. Значение «легкости» чая будет зависеть от размера вашего чайника, но в любом случае количество заварки не должно превышать 2 грамма. После того как заварите чай, налейте его сразу в несколько чашек, которые вы поставили в ряд. Как мы говорили ранее мы не хотим вмешивать в этот процесс ча хай, чтобы выделить эффект именно от чашек. (идеально было бы вообще заварить чай в чашках как древние даосцы, выделяя и устраняя все помехи даже чайник, но мы не будем усложнять и просто перельем чай из чайника в чашки. В искусстве не может быть объективности, но даже если бы была, то мы предложили бы эксперимент под названием «с объективностью или без нее».
Постарайтесь понять какие отличия во вкусе, аромате, ощущениях чая дает размер, материал и возраст чашки. Сядьте тихо и сфокусируйтесь на потрясающем мире перемен вызванных такими простыми вещами как чашки.
Какая вам понравилась больше всего и почему?
Мы надеемся, что эти эксперименты были для вас полезными, а главное веселыми. Большинство из нас наслаждается чаем в свободное время и поэтому в чае не должно быть ничего кроме удовольствия от его употребления, даже если мы пьем его с целью обучения. Главная идея заключается не в том, чтобы стать критичными, а в том, чтобы научиться распознавать отличия и найти, в конечном итоге, способ заваривания наиболее подходящий именно вам. Конечно, есть тысячи других способов играть и учиться даже без наставлений такого потрясающего учителя как Мастер Лин Пин Сянь. В конце дня мы должны наслаждаться чаем в независимости от того как он приготовлен, потому что это все что у нас есть на данный конкретный момент. Если вы перестанете любить процесс и наслаждаться обучением, даже испорченному завариванием чаю, по ошибке разбитой старой посуде, вы никогда не продвинетесь вперед.
Однажды я спросил Мастера Линя почему его чай всегда на вкус лучше, чем у других, включая мой собственный. Его ответ был так красив, что я почувствовал как увлажнились мои глаза. Он сказал: «я просто люблю чай»…