Чайная история в лицах. Цянь Лун

Одним из больших поклонников чая был цинский император Цянь Лун. Как говорят, один раз его придворный замешкался с подачей чая и тогда император отрекся от престола. Один из его старых советников сказал тогда: «Государство не может и один день быть без государя», на что Цянь Лун ответил: «А государь не может и один день обойтись без чая». Но это просто легенда, на самом деле, Цянь Лун заранее готовился к передаче трона своему наследнику. Видимо, Цянь Лун таким образом переиначил старинную манчжурскую поговорку «Можно три дня обойтись без еды, но нельзя и одного дня обойтись без чая». А так как манчжуры пили чай с молоком, как многие степные народы, то и сам император, будучи манчжуром, предпочитал его, несмотря на обилие прекрасных чаев, поставлявшихся во дворец в качестве дани.
2013_12_25_09_001
Император Цянь Лун

Если быть точными, то «Цянь Лун» — это не собственное имя, а девиз правления, который значит «Небесное процветание». При рождении он получил имя Хун Ли, а когда его отец Юн Чжен взошел на престол, то стал именоваться принцем Бао. Существует легенда, что на самом деле, он не был родным сыном Юн Чжена, а был взят из знатной семьи за свои выдающиеся способности. Император Кан Си, отец Юн Чжена, боялся, что его родные внуки не справятся с управлением, так как ни одному из них недостает силы духа, и потому посоветовал взять в семью Хун Ли, который отличался ясным умом.

Еще в детстве он достиг больших успехов в литературном творчестве, а также в боевых искусствах. Юн Чжен часто приглашал своего юного наследника для участия в дворовых совещаниях и заранее написал его имя в своем завещании, чтобы после смерти не было сомнений по поводу того, кто займет трон. Когда же Юн Чжен внезапно скончался в 1736 , то 26-летний принц был возведен на престол и выбрал себе девиз правления в соответствии с устоявшейся традицией. Правил он 60 лет, всего на 1 год меньше своего любимого деда Кан Си, и отрекся от трона, чтобы таким образом выразить ему свое уважение. Дожил Цянь Лун до глубокой старости, умерев в возрасте 88 лет. И такое долголетие приписывается именно тому факту, что император очень любил чай.

Но он прославился не только любовью к чаю, но и умелым правлением, а также своей образованностью, – во многих садах Пекина стоят каменные стелы с образцами его каллиграфии. При нем была собрана огромная библиотека самых разнообразных книг, которые свозили со всей страны. Справедливости ради можно сказать, что во время сбора книг было уничтожено множество рукописей, чье содержание казалось властям сомнительным.

За время своего правления император собрал огромное количество предметов искусства, начиная от картин и образцов каллиграфии до изделий из керамики, фарфора и бронзы. Как говорят, на его чайных банкетах гостям подавались великолепные чашки, достойные самого отборного чая, а сам он пил из нефритовой посуды. На эти собрания приглашали не только придворных чиновников, но и литераторов, поэтов, цвет культурной интеллигенции столицы. Специально устраивались чаепития для сочинения стихов. Отбиралось 18 человек, которые во время приема писали каждый по четверостишию, а затем по очереди читали вслух, пока сам император записывал получившуюся поэму. Порой устраивались огромные пиршества, на которых подавали молочный чай, сваренный с солью, по степной традиции. Причем, для этого напитка брали как черный чай, пуэр, так и желтый чай. Все готовили заранее и наливали в серебряные сосуды, а потом уже разливали по чашкам. На 61 году правления Цянь Луна был устроен огромный чайный банкет на 8000 человек, на который были приглашены чиновники разных рангов, а также представители иностранных держав. Торжественными чаепитиями отмечались все важные события в дворцовой жизни, будь то день рождения или государственный праздник.

2013_12_25_09_002
Чайник времен Цянь Луна

Цянь Лун подходил к чайным вопросам с большой тщательностью. Он посвятил много времени выбору хорошей воды для приготовления чая. Как и Лу Юй, он пробовал воду из разных источников и даже изготовил эталонный серебряный черпак для воды. По его исследованиям, хорошая вода была легкой, и в этот сосуд помещалось ровно лян (50 грамм) воды. Самым хорошим источником, по его мнению, был Нефритовый родник в окрестностях Пекина. Этот родник существует и теперь, находится он в небольшом саду в Ароматных Горах, только он закрыт для просто народа, а может и просто пересох, об этом его хранители умалчивают.

С Цянь Луном также связывают китайский обычай постукивать по столу двумя пальцами, благодаря за налитый чай. Император любил путешествовать по стране инкогнито, в сопровождении всего нескольких слуг. Как рассказывают, один раз он со своими спутниками остановился на ночлег в небольшой гостинице. За вечерней трапезой император сам разливал чай, что в придворной жизни означало бы великую милость со стороны правителя и слуга должен был бы поклониться государю в ноги. Но здесь, не желая выдавать императора, его сопровождающий лишь постучал согнутыми пальцами по столу, таким образом благодаря за чай.

В одной из поездок Цянь Лун посетил Ханчжоу, где наблюдал за сбором чая Лун цзин — «Колодец дракона». Лун Цзин был внесен в список чаев, которые должны поставляться к императорскому двору, еще его дедом, императором Кан Си. Тогда же 18 чайных деревьев были огорожены и названы «Императорскими». И сейчас на холме Ши Фен («Львином») располагается сад со знаменитыми деревьями. Всего же Цянь Лун совершил 6 поездок по чайным местам, везде пробовал чай и отбирал самые лучшие сорта.

2013_12_25_09_003
Камень из сада императорского источника

В правление Цянь Луна в Пекин прибыл посланник Английского короля Георга III лорд Маккартни. Он привез ценные подарки, которые, однако не встретили особо восторга у императора, но тот весьма милостиво встретил посла, наградил его и привечал во дворце, где лорд был вынужден участвовать в бесконечных китайских банкетах в сопровождении молочного чая. Как говорят, с тех пор и пошла у англичан традиция пить чай с молоком. Это может показаться шуткой, но тем не менее сохранился документ, в котором послу предписывалось максимально упрочить положение английских купцов, которые уже в конце 19 века ввозили в Англию огромное количество китайского чая. Проблема была в том, что английские товары китайцев не интересовали, у них и своего хватало, а в Англии уже заканчивалось серебро, которым расплачивались за чай. И тогда в Китай стали ввозить опиум, но это уже другая, и совсем не чайная печальная история.

 

Алевтина Шарапова, 2008
Источник: http://www.art-eco.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.