Чаеразвесочная фабрика Высоцких
Торговый дом Высоцких был основан в Москве в 1849 г. Вульфом Высоцким. Благодаря энергии и деловым качествам основателя за короткое время «Высоцкий и компания» стала одним из крупнейших оптовых поставщиков чая в Российской Империи, успешно конкурируя на этом поприще с такими прославленными купеческими фамилиями как Кузнецовы, Перловы и Боткины.
На Ольховской улице, у пересечения с Нижней Красносельской, архитектор Р. И. Клейн построил в 1914 г. для «Товарищества чайной торговли В. Высоцкий и К°» строение № 20 для чаеразвесочной фабрики этой фирмы — неплохой пример промышленной архитектуры. Клейн много строил для Высоцких — ему же принадлежит и проект их особняка в переулке Огородная слобода. До того, как купцы первой гильдии Есель Цетлин и наследник основателя фирмы Давид Высоцкий приобрели этот участок у московских купцов Лихачёвых, здесь находилась большая, почти загородная усадьба с деревянным жилым домом на углу двух улиц и садом позади. В советское время вначале тут находилась также чаеразвесочная фабрика (под номером 4), но уже принадлежавшая «Государственному Чайному, Кофейному и Цикорному тресту». Теперь же все строения занимает завод счётно-аналитических машин.
Фабрика Высоцких
Высоцкие изначально закупали чай в Китае. У компании были представительства на главных чайных ярмарках страны — Нижегородской и Ирбитской. Кстати, на Нижегородской ярмарке торговле чаем уделялось огромное внимание, что доказывало высокую значимость напитка для повседневной жизни страны. Фактическое начало работы ярмарки определялось не по официальному открытию, а по первой продаже цыбика — тюка чая в 25 килограммов.
Коммерческие дела Вульфа Высоцкого обстояли неплохо, но свобода предпринимательской инициативы заметно сковывалась тем обстоятельством, что до второй половины 1850-х годов единственный в то время караванный способ доставки чая из Китая через Кяхту, Уральский Хребет и Нижний Новгород контролировала сложившаяся группа чаеторговцев, получавших оптовые партии чая в обмен на поставки в Китай российской мануфактуры, преимущественно текстильной.
Особняк Высоцких в Огородной слободе
Ситуация в корне изменилась после того, как в 1855 году был открыт для судоходства Суэцкий канал и правительство императора Александра II выдало разрешение на ввоз чая в Россию через порты на Чёрном и Балтийском морях. Объемы чайной торговли возросли многократно. Кроме того, энергичные российские купцы быстро завязали связи с поставщиками Индии, Цейлона и острова Ява. На демонополизированном чайном рынке открылись широкие возможности для предприимчивых людей, что получило свое отражение в возникновении новых крупных чайных компаний семей Перловых, Кузнецовых, Губкиных и Поповых.
Открытие новых рынков и нового способа доставки чая (кантонский чай) из портов Ханчжоу и Кантон в Одессу позволило Высоцкому занять ключевую позицию на рынке российского чая. На эмблеме компании появился кораблик — символ триумфа середины XIX века.
Сотрудничество чаеторговцев с производителями мануфактуры продолжалось и в XX веке
В начале XX века Высоцкими открыт новый способ доставки чая — по Транссибирской магистрали. К этому времени филиалы компании действовали по всей Империи — от Польши до Средней Азии. Чаеразвесочные фабрики Высоцких считались одними из самых передовых и технически совершенных для своего времени. В 1907 г. Высоцкие открыли главную закупочную контору в мировой столице чаеторговли — Лондоне, выйдя на мировой уровень. Высоцкие владели плантациями в Индии и на Цейлоне, им принадлежали фабрики в России, на Украине и в Польше. К 1917 году Высоцким принадлежала треть чайного рынка Российской Империи.
После Октябрьской революции российские активы компании были национализированы, однако наследники Высоцких, сохранив капитал и заграничные активы, продолжили бизнес в Великобритании и Польше. Их «Англо-азиатская торговая компания» (марка Anglas) успешно действовала на европейских рынках.
В результате трагических событий Второй мировой войны деятельность компании в Европе прекратилась, и производство было перенесено в Тель-Авив. Никакие невзгоды не смогли пресечь традицию семьи, в которой даже младенцы предпочитают чай молоку матери. И такое почитание напитка возымело определённые результаты: компания «Wissotzky Tea», на данный момент, является фактическим монополистом на израильском чайном рынке.
Возвращение в Россию имеет для чайной компании первостепенное значение. «Wissotzky Tea» уже появлялся на магазинных полках в нашей стране, но первая попытка закрепиться на исторической родине была для компании неудачной. Основательно изучив ошибки прошлого, компания решила повторить попытку выхода на российский рынок, начав наступление с новосибирского региона и постепенно распространяясь по всей территории страны.
Пакетно-паковочная машина и электрические весы для развески чая в московской развесной товарищества «В.Высоцкий и Ко»
Машина для оклеивания пачек чая («казённой бандеролью») в московской развесной товарищества «В.Высоцкий и Ко»
Челябинск. Чаеразвесочная фабрика Высоцкого. Использование детского труда.
Челябинск. Подростки-рабочие чаеразвесочной фабрики Высоцкого. Нач. XX в.
Челябинск. Упаковка и взвешивание продукции на чаеразвесочной фабрике Высоцкого. Нач. XX в.
Товарищество чайной торговли «В. Высоцкий и К°» в Москве. Пай 500 рублей. 1910 г.