Чайные волны

Василий Савинков о современных чайных направлениях

Наблюдая за современной чайной жизнью, за теми тенденциями и направлениями, которые проявляются в данный момент времени, хочу поделиться своими осознаниями и ввести понятие «Чайная волна». Чайная волна — это одна из граней большого океана, мира Чая. Она образуется, когда чай, как напиток, попадает в какую-то среду, создавая некоторый особенный всплеск, резонируя с особенностью людей, их привычками и принципами жизни.
2013_11_29_01_001
Например, я себя отношу к волне «чайных клубов», к тем людям, которые участвовали в создании московской чайной культуры в конце 90-х, начале 2000-х годов. Особенностью чайных клубов являлся большой акцент на «внутреннее» при взаимодействии с чаем и получение в результате более гармоничного состояния — «чайного состояния». Это было потому что создатели этой волны (Бронислав Виногродский и Михаил Баев) изначально пришли из темы семинаров саморазвития, и им это было близко и интересно. Поэтому первые чайные клубы были волшебными мирами, с помощью чая вырывавшими из привычной реальности.

К сожалению, эта волна прожила свой яркий всплеск и сейчас затухает, а я чувствую себя неким консерватором, придерживающимся старых принципов, которые актуальны лишь только для меня и парочки близких друзей, прошедших тем же путём… Ну, ладно!

2013_11_29_01_002

Суть в том, что на фоне ослабления активности «клубной волны» появилось множество других чайных волн, которые не менее интересны и акцентируют другие стороны чайного действа и взаимодействия с чаем:

Во-первых, очень интересна «китайская волна», которая родилась из желания некоторых людей прикоснуться к тому, как же пьют чай и взаимодействуют с ним на его родине, в Китае. Создаётся эта волна людьми, которые знают китайский язык, часто посещают Китай и могут узнать, почувствовать и передать нам отношение к чаю китайцев.
Обычно это более простое, потребительское отношение к напитку, без ритуальности и пиетета, без оглядки на внутренние ощущения — просто любят и пьют всегда и везде чай. Те китайцы, кто занимаются чаем, обычно имеют большой опыт его употребления и как следствие лучше разбираются в качестве чая. Также этой волне свойственно использование китайских чайных инструментов (чабань, гайвань, маленькие чашечки) и послабления по сравнению с клубными запретами на сочетание чая с едой и сигаретами.

Ещё одной интересной волной, родившейся за последние лет 7-8, стала волна «чайных торговцев». Те люди, для которых чай стал той областью, в которой можно реализовывать свои маленькие или большие бизнес-идеи. Я не хочу сказать, что все люди занимающиеся торговлей чаем имеют внутри отношение, что всё равно чем торговать: чаем, кофе или скрепками. Нет, среди этих людей есть множество, которые по-настоящему любят, ценят и понимают чай, умеют с ним взаимодействовать и с помощью торговли способствуют его распространению в массы.
Но у людей бизнеса есть некоторые особенности, которые выделяют их в отдельную волну — волну «чайных торговцев». Это то, что они зарабатывают на этом деньги, которые иногда становятся важнее, чем качество чая!
Здесь нет волшебства чая, его магии — это просто товар!

Ещё одной тенденцией в мире чая является стремление самим делать чай. К этому приходят и чайные торговцы, и просто любители чая, когда людям становится важно качество чая, не просто хороший лист, вкус, аромат, но ещё кто и как этот чай вырастил (использовал ли удобрения, пестициды), а также собрал и сделал. Ведь от людей зависит много. И сначала люди этой волны едут туда, где чай растёт, смотрят как его делают, потом начинают контролировать процесс сбора и производства. А позже начинают участвовать, улучшать, экспериментировать с созданием вкуса «своего» чая. Это уже глубина и большой труд, за что можно уважать людей этой волны — волны «производителей чая».

2013_11_29_01_003

Почему я это всё пишу? Потому что иногда приходится общаться (особенно через интернет) с людьми из разных чайных волн, и хорошо бы каждому чайному человеку чётко и ясно видеть и осознавать, в какой волне он участвует. Потому что разные волны имеют различные принципиальные подходы к взаимодействию с чаем. И конструктивное, близкое общение происходит лишь среди людей одной чайной волны, исповедующих одинаковые подходы к приготовлению и употреблению чая! Люди разных чайных волн не всегда понимают и принимают друг друга, и единственное, что даёт им взаимодействие — это расширение своих устоявшихся привычных форм общения с чаем.

Ниже ещё перечислю чайные волны, которые я наблюдаю в данное время:

Волна «чайных коллекционеров». Это люди, у которых есть деньги,
и они готовы их тратить на некоторые раритеты: необычные, эксклюзивные чаи, авторскую качественную посуду и т.д. С этими людьми интересно, так как можно увидеть необычные чайники ручной работы, старинные неровные чашечки и попить супер-чай, какой-нибудь антикварный Шэн Пуэр 80-х годов, или победителя конкурса на лучший Лун Цзин года, или настоящий ФХДЦ, собранный с 400-летнего отдельного дерева…

Есть волна «чайных энциклопедистов», для которых главный акцент — это знания о чае, о его производстве, истории, географии и ботанике чайного растения. Обычно это теоретики, прочитавшие много книг, сидящие в англоязычном интернете, выписывающие чайные журналы, размышляющие и спорящие на форумах о всяких нюансах и мелочах. Для них информация о данном чае гораздо важнее его реального вкуса и воздействия. Это красивый и интересный мир мифов, который создаёт атмосферу и может помочь понять конкретный сорт чая и научить с ним взаимодействовать.

Достаточно популярной становится сейчас и волна «титестеров». В отличие от клубного взаимодействия с чаем «по ощущениям», они подходят достаточно формализовано к приготовлению чая (весы для взвешивания чая, специальные белые фарфоровые кружки, специальные ложечки для пробования чая, точное время настаивания) и создают механизм описания качества чая: его вкуса, аромата, формы спитого листа и т.д.
Мне немного смешно наблюдать за людьми из этой волны, когда они начинают говорить на своём, понятном только им языке. Но они создают описательную базу (как у винных сомелье), помогающую понять и описать качества данного чая и оценить его с помощью реальных свойств чая, а не по субъективным ощущениям. Этому надо у них учиться!

Другая, противоположная титестерам чайная волна — это волна «ритуального действа». Здесь во главу угла ставится форма приготовления чая. С помощью такого ритуального процесса достигается более глубокое взаимодействие с чаем и определённое возвышенное состояние. К этой волне относится японская чайная церемония и набирающее популярность дзэнское заваривание чая в чашах. В большинстве случаев это связано с увлечением буддизмом и, конечно же, учит многому: не пить на бегу, впопыхах, а превратить общение с чаем в тихую, молчаливую, созерцательную прогулку, медитацию…
Я сам люблю «чаепития в молчании», но моё мнение, что того же самого состояние можно достичь без всяких наигранно медленных манипуляций, а просто благодаря внимательному чаепитию.

2013_11_29_01_004

Что ещё?
«Йоговская волна», или волна тех людей, которые занимаются какими-то телесными практиками: йога, цигун, различные виды ушу, танцы… Здесь акцент делается на то, что чай делает нас чувствительными к собственным телесным ощущениям, что, конечно же, сказывается на тренировках. Попробуйте позаниматься до и после чая и поймёте разницу!

«Выездные чайные» на фестивалях, музыкальных мероприятиях и других массовых мероприятиях — это чай для тусовки! Здесь свои сформированные формы подачи чая, свои задачи (согреть, стонизировать, напоить), свои люди.
И очень хорошо, что для этого используется хороший живой чай, а не другие стимуляторы! И хотя это чаще всего просто место встреч и общения,
некоторым удаётся нести в массы чайную культуру.

Отдельная трудная история — это волна «ресторанного чая». Прошло более 10 лет, а в ресторанах и кафе так и нет хорошего чая. В большинстве мест, конечно, уже есть в меню Пуэр и Те Гуаньинь, но если вы в первый раз их попробуете в этих заведениях, то вряд ли станете их большими поклонниками. Для этого есть несколько объяснений: неграмотный и неувлечённый чаем персонал, который просто не знает как его готовить, сколько класть, заваривающий чай перекипевшей водой из кофемашин (портящей любой чай). И, конечно же, закупочная политика заведения, которая старается снизить себестоимость чашечки, и поэтому чаще всего используется чай самой дешёвой категории.
В результате получается невкусный чай! Тогда уж лучше чай в пакетиках, там хоть предсказуемый стабильный средний результат, который подойдёт для запивания вкусных пирожков и сладостей. Ни о каком самодостаточном испитии чашечки чая (как, например, кофе) речи не идёт — это просто невкусно!

Хотя есть единичные случаи, когда люди придумывают новые форматы подачи чая в ресторанах. Например: специальный чайный мастер варит недалеко от вас, но на ваших глазах, специально для вас чайник чая, пока вы едите обед.
А потом официант приносит его вам на стол, и вы пьёте вкусный, качественный чай! Профессиональное приготовление, при отсутствии «загруза» чайной культурой — вот что нужно ресторанам!

Вообще придумать новую форму сложно. Чтобы сделать чай «модным напитком» приходится идти на всякие ухищрения, создавать причудливые миксы и коктейли на основе чая, с множеством вариантов, которые впечатляют своим разнообразием и красивыми названиями. Придумывать необычные способы заваривания чая (типоды, сифоны и т.д.) Это всё захватывает внимание, и человеку хочется всё попробовать, а так как всё попробовать сразу не удастся, то надо приходить ещё и ещё в это место «модного чая».
Такие места охватывают большую сферу людей и способствуют популяризации чая! Может, это поверхностно, но те, кому захочется глубины,
те, кого зацепит сам чай, смогут погрузиться в другие чайные волны.
Но иногда одна чашечка чая изменяет всю жизнь!

Кстати, есть ещё одна чайная волна — «чайные пьяницы», это чаще всего люди, завязавшие с наркотиками и нашедшие в чае ту силу, которая помогает им жить. И несмотря на то, что я не сторонник подходов к чаепитию, где главная задача «чтоб вставило», и не сторонник методов этого движения: смешивание чаёв, бесконечное чаепитие, очень крепкое заваривание… Я за Чайную Культуру, но всё же считаю, что чай даже в таких формах приносит ясность и не даёт неконтролируемые поступки. И это лучше чем пить водку и употреблять наркотики! Это то, что некоторым может помочь выжить!

2013_11_29_01_005

Так что чай в данный момент времени вошёл почти в каждую сферу жизни, создав свой особенный мир, свою чайную волну со своими принципами, формами, соответствующими конкретным задачам. И это — здорово!
Это большой многогранный мир чая! Главное, чтобы был живой хороший чай,
а как его употреблять — каждый решит по-своему.

Есть ещё «офисная волна» — волна, люди которой пьют чай на работе.
И, несмотря на засилье кофейных автоматов, всё больше и больше людей понимают разницу воздействия кофе и чая. Пусть чай не так бодрит, но он и не создаёт состояние напряжения, преодоления, нервозности и борьбы. Чай смягчает, сглаживает, гармонизирует. И это расслабляющее воздействие — не лень и бездействие работников, а переключение на пониженную передачу, перед точным активным действием. Чай делает человека более чувствительным к ритмам жизни, поэтому он интуитивно понимает, что ему надо делать в данный момент. Это, конечно, не вписывается в жёсткие подходы бизнес-планов, но работает более эффективно! И те люди бизнеса, которые поняли, что с помощью чая можно расслабиться и не создавать напряга (который потом можно снять только алкоголем), те достигли больших успехов.

А непаханое поле «чайных переговоров», для гармонизации общения, достижения компромиссов, объединяющее людей своей чайной волной для принятия устраивающего всех решения? А объединение коллектива совместными чаепитиями? Это ещё предстоит увидеть в наших офисах, когда люди поймут, как это работает! Как круто перед разговором с людьми просто тихо попить чая, настроиться на общую волну созидания, а потом уже говорить!

2013_11_29_01_006

В заключении хочу сказать, что есть ещё много различных чайных волн, чайных течений: последователи русского чаепития с самоваром, волна православного чая у монахов и служителей церкви, чай у путешественников и туристов, плюс большая неисследованная область медицинского применения чая как лекарства для тела, и чая в психологии… И чтобы не потеряться в этом многообразии, каждому человеку нужно определиться, в какой волне он находится. Это всё расставляет по своим местам, даёт уверенность, спокойствие и ясность!

Я понял, что остаюсь чайным консерватором. Мне близки те эзотерические подходы чайных клубов, та «ненаучная» поверхностность знаний и акцент на внимательность и собственные ощущения при чаепитии, наряду с отсутствием еды за чайном столом, которые приносят Чистоту, Покой и Невовлечённость.
Всё это было заложено во времена работы в чайных клубах настолько глубоко внутрь меня, что пока живёт этими принципами во мне!

 

Василий Савинков
1 ноября 2013 года
Источник: http://www.renzi.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.