Чай в Англии. Чаепитие в наши дни

Продолжение. Начало здесь

Рост популярности чаепития продолжался и в начале двадцатого века. К концу 1930-х гг. популярность чаепития достигла пика, несмотря на высокий уровень безработицы и нищету во время Великой депрессии, 1 человек в год выпивал более 10 фунтов чая, что равно приблизительно пяти чашкам в день.
2013_10_18_08_004
Более 150 лет в English Tea Room в отеле Brown’s подают изысканный послеполуденный чай.

В трудные времена казалось, что большая часть англичан использовала чай как успокаивающее средство. Для Гордона Комстока, героя романа «Да будет фикус!» (1936г.) Джорджа Оруэлла, это было действительно так. Не имея денег и живя в грязной арендованной комнате, Комсток находит успокоение, тайно выпивая чай, запрещенный деспотичной домовладелицей.

Для растущего количества людей, которые могли себе позволить чай, существовало огромное количество магазинов и кафе, наиболее популярными и многочисленными были чайные магазины Lyons. После открытия первого магазина на Пиккадилли в 1894г., компания стала одной из первых успешных сетей общественного питания в стране, открыв более двухсот чайных магазинов в столице. В течение первой половины двадцатого века имя компании Lyons стало синонимом хорошего сервиса, высокого качества продуктов и доступной цены. Их официантки, изящные молодые леди, одетые в черные платья с округлым белым воротничком, стали символом бренда. Изображение официанток использовали в рекламе, на упаковке и рекламной продукции.

2013_10_18_08_001
На французском плакате 1920-х гг. прославляют причудливую идею «чайной прогулки», во время которой путешественники могли бы наслаждаться чаем и пирожными, любуясь великолепными горными видами из роскошной машины, управляемой водителем.

Вместо того, чтобы быть любимым местом состоятельных и обеспеченных людей, чайные магазины Lyons были чрезвычайно популярны среди растущего числа работающих женщин, которых привлекала чистая, безопасная окружающая обстановка, не говоря уже о доступном по цене чае и пирожных, и горячей еде.

Чайные магазины и рестораны Lyons часто располагались на оживленных улицах Лондона и других больших и маленьких городов, это было сделано со стратегической целью. Для привлечения клиентов Lyons Corner Houses располагались на пересечении главных улиц. Одним из первых открылся Strand Corner House, основанный в 1915г. на пересечении улиц Странд и Крейвен. В сети Lyons Corner Houses работает 400 человек, иногда их высота достигает пяти этажей, на каждом этаже постоянно играют оркестры, везде разные.

Основанные в Кенсингтоне в 1892г., чайные комнаты Fuller были идеальным выбором для любителей чая, находящихся в поиске небольших, тихих и изысканных мест. Как пишет Клэр Хоупли, автор книги «История чая»: «Друзья встречались в уютных альковах; чай подавали в изящных чашках с украшенными лентами щипцами для сахара». Другие небольшие сети чайных комнат открывались по всей стране, включая известные и все еще работающие чайные комнаты Betty’s of Harrogate, основанные в 1919г. швейцарским кондитером Фредериком Бельмонтом. Филиалы чайных комнат Betty’s позже открылись в других городах Йоркшира, таких как Йорк, Скиптон и Илкли.

2013_10_18_08_002
Шикарный холл в отеле «Prince of Wales Hotel», который расположен в Лондоне в окружении садов, открывал двери для элегантного послеполуденного чая, что ярко отображено на этой эдвардианской цветной открытке.

Везде предлагали выбор чайных смесей и прекрасный выбор восхитительной выпечки и пирожных.

Любители чая, находящиеся в поиске еще более модных мест, могли направиться в один из множества гранд отелей, таких как Ritz или Brown’s, оба находятся в Мейфэр, или Savoy на улице Странд. Сегодня блестящая окружающая обстановка Palm Court в отеле Ritz или утонченность загородного дома в English Tea Room в отеле Brown’s все еще привлекают любителей послеполуденного чая. Как бы то ни было, в наши дни часто нужно заказывать столик заблаговременно.

2013_10_18_08_003
Ресторан Palm Court в отеле Ritz сегодня так же великолепен, как и во времена Эдуарда VII, когда он обедал там в начале двадцатого века.

В течение второго десятилетия двадцатого века столица была захвачена модным движением — чайными танцами (‘tango teas’), которое сопровождалось приходом в Лондон через Париж из Аргентины танго где-то в 1910г. В ответ на новую моду некоторые из самых больших лондонских отелей еженедельно проводили чайные танцы или thés dansants, их модное название. Наиболее популярным местом проведения таких мероприятий был отель Waldorf, регулярно открывавший двери восхитительного зала Palm Court для чайных танцев. Столы располагались вокруг танцевального пола, а также сверху на балконе, где гости могли посидеть и насладиться освежающей чашкой чая между танцами. Из июньской газеты 1913г. The Dancing Times: «Танго – грациозный, соблюдающий приличия танец, достойный места в любом танцевальном зале. Если кто-то сомневается в моих словах, посетите Thés Dansants, организовываемые Бостонским клубом в полдень по средам в отеле Waldorf, и Вы будете очарованы». Отель Savoy также был популярным местом проведения чайных танцев. Благодаря энтузиазму его менеджера сэра Джорджа Ривз-Смита, танцующему танго, в отеле давали уроки танго. Когда в 1920-х гг. мода переместилась с танго на чарльстон, в отельных чайных танцах стали использовать новую музыку.

2013_10_18_08_005
Не было танцевальных вечеров на свежем воздухе лучше, чем вечера, проводимые на танцплощадке Rushen Abbey’s и в чайных садах.

2013_10_18_08_006
Palm Court в отеле Waldorf, где гости могли позволить себе потанцевать и насладиться восстанавливающей чашкой чая.

Танцевали не только внутри помещений, чайные танцы иногда также проводили в специально созданных чайных садах, таких как в Rushen Abbey на острове Мэн. Туристов привозили на остров на экскурсионных открытых автомобилях, чтобы они потанцевали на огромном деревянном танцевальном поле. Среди привлекательных садов, украшенных вьющимися розами, посетители могли насладиться чашкой чая или более питательным чаем с клубникой со сливками, слушая оркестр и наблюдая за танцами.

2013_10_18_08_007
Тьюксберский экстравагантный чайный сад Abbey, таким он был в 1908г.

2013_10_18_08_008
Столы были сделаны таким образом, чтобы их можно было обернуть вокруг ствола дерева во фруктовых чайных садах в Боссингтоне, графство Сомерсет.

Для людей, не увлеченных танцами, но все-таки желающими насладиться чашкой чая вне дома, существовала масса других вариантов. Несколько лондонских универмагов создали прекрасные рестораны-сады на своих крышах, где покупатели отдохнуть. В ресторане-аллее из вьющихся растений в Селфриджес подавали утренний кофе, ленч и чай (к сожалению, сегодня он уже не существует). То же предлагали в ресторане на крыше универмага Derry & Toms. Сейчас он известен как «Сады на крыше на улице Кенсингтон», это нечто удивительное и стоящее посещения на оживленной улице Хай Стрит Кенсингтон.

2013_10_18_08_009
Расслабляющий, а также высококачественный чай на морском побережье подавали в блестящем заварочном чайнике.

Чайные комнаты или чайные дома были характерны для общественных парков городов. В сельской местности нижние этажи коттеджей были превращены в чайные магазины, а в садах была создана идиллическая обстановка для питья послеполуденного чая в теплые месяцы. Несколько фруктовых садов даже превратили в чайные сады с шезлонгами и низкими столами, все это создавало спокойную обстановку. Фруктовые чайные сады в Гранчестер недалеко от Кембриджа являются чрезвычайно прекрасным примером. Посаженный в 1868г., фруктовый сад был превращен в чайный сад весной 1897г. после того, как группа студентов из Кембриджа попросила разрешения владельца Orchard House выпить чая в цветущем фруктовом саду, а не на лужайке перед ним. Идея сразу же стала успешной, с тех пор поколения студентов совершали путешествие пешком или ехали на велосипеде три мили от Кембриджа до Гранчестера, чтобы насладиться расслабляющим, сельским чаем.

На морском побережье любители чая могли посетить чайные киоски или специальные чайные комнаты на пляже. Также они, конечно, могли принести собственный заварочный чайник или термос, что все чаще и происходило в течение двадцатого века.

2013_10_18_08_010
Во время Первой мировой войны служба тылового обеспечения СВ отвечала за поставку еды и предметов первой необходимости, включая чай, войскам.

Где бы вы ни были и неважно, сколько у вас денег, теперь всегда можно насладиться «вкусной чашкой чая». Даже две мировые войны не заставили англичан прекратить пить чай. Фактически, утверждают, что чай оказал значительное влияние на результат Второй мировой войны. Уинстон Черчилль считал, что чай был важнее, чем боеприпасы. А в 1942г. историк А.А. Томпсон писал: «Говорят о секретном оружии Гитлера, но стоит сказать о секретном оружии Англии – чае. Это то, что помогает нам двигаться и это то, что поддерживает нас».

Во время Первой мировой войны люди должны были регистрироваться в продуктовых магазинах, получавших разрешение выдавать 2 унции чая на человека в неделю. Такого количества чая в среднем хватало на полторы чашки в день. Как бы то ни было, социальный историк Джон Барнетт в книге «Жидкие удовольствия: Социальная история напитков в современной Англии» утверждает: «Кажется, что большинство людей могли покупать столько чая, сколько хотели, т.к. семьи с большим количеством детей не были удовлетворены таким снабжением».

2013_10_18_08_011
Конусообразный чайный сервиз «Раннее утро» Кларис Клифф, сделанный около 1930г. Как можно наливать чай без ручки, можно только догадываться!

Через два дня после начала Второй мировой войны правительство обеспечило безопасность всех запасов чая и к 1940г. ограничило его выдачу. Снова было разрешено 2 унции чая на человека в неделю (в этот раз чай выдавали только на людей старше пяти лет). Люди, занимающиеся тяжелой работой, такие как пожарные и металлурги, получали больше, а с 1944г. люди старше 70 лет имели право получать по 3 унции чая в неделю. Во времена внезапных нападений женская добровольная служба на городских улицах размещала войсковые автолавки. Волонтеры раздавали чай и кофе, и закуски спасателям и тысячам людей, подвергшихся бомбежкам. Даже после завершения войны чай продолжали выдавать порциями еще семь лет.

Межвоенные года были чрезвычайно прогрессивным временем для чайных изделий. После Первой мировой войны все больше и больше гончарных мастерских сфокусировались на обслуживании массового рынка. Такие компании как Poole Pottery, Shelley и Susie Cooper создали доступные по цене и простые по форме чайные сервизы в традиционном стиле. Кларис Клифф создала несколько наиболее запоминающихся чайных сервизов в стиле ар деко. Возможно, наиболее безумным ее дизайном был конусообразный чайный сервиз «Раннее утро», его цельные ручки было невозможно использовать. Ему не хватало практичности, это было шутливое изобретение. Использованные Клифф яркие цвета, смелые и часто жизнерадостные формы и узоры были чрезвычайно популярны, особенно между войнами. Также это было временем расцвета необычных заварочных чайников. Задуманные внутренне с улыбкой, они могли иметь любую воображаемую форму – от гоночных машин, поездов, баков и самолетов до Донадьда Дака, Шалтая-Болтая, забавных человеческих лиц и причудливых загородных домов.

2013_10_18_08_012
Впервые созданный в 1937г. заварочный чайник «Гоночный автомобиль» Сэдлера – одна из наиболее известных когда-либо созданных новинок. На ранних моделях есть государственный номер автомобиля ‘OKT 42’ (чай ОК для двоих).

2013_10_18_08_013
Английская фирма Wade, Heath & Co., создавшая в 1930-х гг. заварочный чайник Дональд Дак, была известна своими «Диснеевскими товарами», изображая популярных мультяшных персонажей.

Несколько необычных заварочных чайников были специально созданы для создания дополнительной практической выгоды. Это относится и к заварочному чайнику кубу, созданному Робертом Кроуфордом Джонсом в 1919г. Особенно он подходил для использования на кораблях и был популярен на лайнерах, таких как «Королева Мэри», было гарантировано, что он никогда не опрокинется во время сильных штормов, такие чайники также было легко складывать. Другие новшества включали простой, но совершенный заварочный чайник (The Simple Yet Perfect teapot или SYP), характеризующийся незаурядным дизайном со встроенной емкостью для заварки. Для заваривания чая его клали на заднюю часть. После того, как прошло необходимое время для заваривания чайных листьев, чайник ставили вертикально: листья оставались отдельно от заваренного чая, благодаря чему чай не становился горьким. Тем временем компания Lyons разработала собственный заварочный чайник с двумя носиками, чтобы чай можно было наливать быстрее.

2013_10_18_08_014
Простой, но совершенный заварочный чайник (The Simple Yet Perfect teapot): благодаря оригинальному дизайну после настаивания чая заварка отделялась от напитка, поэтому чай не становился горьким.

К середине двадцатого века такая изобретательность начала распространяться на рынок электротехнических товаров. Несмотря на то, что впервые чаеварка была произведена в 1933г. фирмой Goblin, для совершения настоящего толчка пришлось ждать до окончания Второй мировой войны. Чаеварка объединяла в себе электрический чайник и будильник, давая любителям чая возможность просыпаться к свежезаваренному чаю. Как и многие другие электрические приборы, такие как стиральные машины и пылесосы, ставшие широко распространенными в 1940-х гг и позже, чаеварки помогли заменить когда-то практически вездесущую горничную довоенных лет. К 1960-м гг. в Англии каждый год продавалось около 300 000 чаеварок; к 1970-м гг. их стали выпускать со встроенным радио.

Одним из наиболее значительных событий, имеющих отношение к чаю и оказавших влияние на вторую половину двадцатого века, было появление чайного пакетика. Как и несколько других значительных изобретений, включая наиболее значительное – создание пенициллина, возникновение чайного пакетика было результатом счастливого случая. Торговец чаем в Нью-Йорке Томас Салливан создавал образцы чая для своих клиентов, помещая небольшое количество чая в маленькие шелковые мешочки. Некоторые люди по ошибке заваривали чай в мешочке, вместо того, чтобы сначала достать чай из него, они даже сообщали Салливану, что шелк слишком хорош и его нужно заменить другим материалом. Вскоре Салливан начал производство специально разработанных чайных пакетиков из сетчатой ткани, идеальной для заваривания в кипящей воде.

2013_10_18_08_015
Это великолепное, хитроумное изобретение компании Tecal объединяет лампу, будильник и устройство для приготовления чая и кофе. В рекламе говорится, что будильник поднимает владельца, когда чай или кофе готовы.

Чайный пакетик достиг берегов Англии в 1935г., когда Тетли добавил его в свои товары, но даже после этого потребовалось долгое время, прежде чем пакетики вошли в моду. В 1968г. чайные пакетики все еще занимали всего 3 процента английского чайного рынка. Как бы то ни было, к 2000г. эта цифра подскочила до 90 процентов. С ростом популярности чайных пакетиков началось снижение спроса на заварочные чайники. Высокие чашки, идеально подходящие для заваривания чайных пакетиков, стали чрезвычайно распространены и практически заменили маленькие чашки и блюдца. Дни чайного этикета и церемоний закончились; все, что было необходимо теперь, электрический чайник, чайный пакетик и немного молока (наливаемого непосредственно из бутылки).

2013_10_18_08_016
Реклама холодного чая Дарджилинг компании Twinings 1970-х гг. В 1980-х гг. холодный чай стал доступен в готовом виде, жестяных банках или пластиковых бутылках.

Также прошли дни высококачественного чая или чрезвычайных смесей; большинство людей были заинтересованы в надежном и подходящем «быстро завариваемом напитке» — идеальном напитке для все более «быстрого» и ограниченного во времени общества.

В течение последних сорока лет чайные пакетики, ранее имевшие форму квадрата или прямоугольника, стали круглыми, а совсем недавно приобрели форму пирамидки. Считается что пирамидальные чайные пакетики, также известные как «храм чая», дают чаю больше пространства для заваривания и раскрытия. Некоторые чайные комнаты и любители чая также заваривают высококачественный чай в пустых чайных пакетиках, представляющих собой опускающуюся верхнюю заслонку. После того, как прошло необходимое время для заваривания чая, пакетик можно достать из заварочного чайника, тогда чай не будет горчить.

В 1970-х гг. и 1980-х гг. появилась мода на холодный чай. Компания Lipton начала продажу готового холодного чая «Lipton Ice Tea» при поддержке дорогостоящей телевизионной рекламной компании. Чай, по крайней мере, «холодный», пополнил ряды готовых к употреблению напитков, продаваемых в пластиковых бутылках и жестяных банках.

Реклама чая, как и любой другой продукции, стала более тщательно разрабатываться в течение двадцатого века. Одним из наиболее существенных средств стимулирования, когда-либо используемых в рекламе чая, были чайные карточки, созданные на основе чрезвычайно популярных сигаретных карточек, существовавших в 1870-х гг. Чайные карточки впервые появились в упаковках чая компании Ty˙phoo перед Первой мировой войной, но настоящую популярность чайные карточки получили только после Второй мировой войны. Они пользовались спросом до 1980-х гг. Коллекционируемые, в основном, детьми, чайные карточки охватывали целый ряд тем, например, история легковых автомобилей, путешествия в космос, экзотические птицы, деревья, искатели приключений и путешественники, дикие цветы, собаки, кошки, английская одежда, английские короли и королевы, и т.д. Для каждой темы был создан набор карточек для коллекционирования, часто к ним прилагался альбом, где нужно было размещать карточки.

2013_10_18_08_017
Со времени публикации этой открытки известного художника-графика Дональда Макгилла 1940-х гг. многое изменилось. Англичане развили любовь к кофе и теперь могут рассказать о различии между эспрессо, латте и капуччино.

С 1950-х гг. телевизионная реклама играла ключевую роль в продвижении чая. Вместе с уже упоминаемыми шимпанзе компании Brooke Bond, чайное племя компании Tetley также было чрезвычайно запоминающимся, оно появлялось не только на экранах, но также на рекламных чайных полотенцах, чайных ложках, кружках, игральных картах и жестяных банках.

Несмотря на то, что чай столкнулся с сильной конкуренцией со стороны рынка кофе в течение последних нескольких десятилетий, исследования целебных свойств чая помогли увеличить популярность зеленого чая, рассказав о сильнейших преимуществах. Даже сегодня ученые все еще совершают новые открытия в сфере того, как чай может защищать от болезней.

2013_10_18_08_018
Яркий пример архитектуры и внутреннего оформления интерьера эпохи модерна, Ивовая чайная комната в Глазго была создана Чарльзом Рени Макинтошем в 1903г. и все еще открыта сегодня.

И в то время как большинство любителей чая все еще ищут готовый к употреблению чай, в двадцать первом столетии можно наблюдать рост моды на высококачественный чай. Ценители чая все чаще ищут высококачественный, произведенный в соответствии со всеми требованиями и экологически чистый чай, или в форме листьев, или в форме чайных пакетиков. Возможно, значение церемонии не было уничтожено полностью; выход в люди, чтобы выпить послеполуденный чай, в роскошном отеле или в уютной чайной комнате, все еще является популярным времяпровождением среди англичан.

 

Источник: http://www.anglophile.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.