Чай в Англии. Восемнадцатый век

Продолжение. Начало здесь

Около 1700 г. 1 фунт чая хорошего качества стоил искусному ремесленнику почти как его зарплата за три недели. Цена на чай оставалась высокой на протяжении первой половины восемнадцатого века из-за большого налога. Только в 1745г. благодаря снижению налога с 4s до 1s чаепитие начало становиться более распространенным. Еще более значительным фактором стал «Билль об управлении» 1784г., представленный премьер-министром Уильямом Питтом, в нем речь шла о снижении налога с поражающих 119 процентных пунктов до «справедливых» 12,5 процентных пунктов. Ничто не отображает увеличение популярности чаепития лучше, чем возрастание импорта чая Английской Ост-Индской компанией – с 14 000 фунтов в 1700г. до 969 000 фунтов в 1760г., и до 1 777 000 фунтов к 1790г. (намного большее увеличение по сравнению с ростом уровня инфляции). Некоторые историки утверждают, что Английская Ост-Индская компания импортировала чай в таких больших количествах в Англию, что они стали нацией любителей чая, а не кофе. Безусловно, в то время как спрос на чай увеличивал импорт, растущий импорт также создавал больший спрос.
2013_10_18_05_001
Обратите внимание на изысканный сине-белый фарфор и миниатюрные чашки в этом живом пейзаже восемнадцатого века.

Даже еще до того, как чай стал более доступным, англичане, уже полюбившие этот напиток, находили способы приобретать его дешевле. Объемы чая, привозимого в страну контрабандой до значительного уменьшения налогов в 1784г., были огромны. Эксперты считают, что на протяжении восемнадцатого века каждый год в Англию контрабандой ввозили более 7 миллионов фунтов по сравнению с 5 миллионами фунтов легально ввозимого чая. Еще более удивительным фактом является то, что многие люди покупали чай, ввезенный контрабандой, полностью осознавая то, что это незаконно. Некоторые почтенные члены общества, включая священнослужителей, сотрудничали с контрабандистами.

2013_10_18_05_015

То, что англичане шли на такие поступки ради того, чтобы наслаждаться новым любимым напитком, объясняет «популярность» фальсифицированного чая. Использованные чайные листья перемешивались с невероятными примесями, включая пепел, терн или листья боярышника, затем эта масса спрессовывалась, высушивалась и обжаривалась для создания суррогатного чая. Несмотря на то, что он был менее вкусным, чем настоящий чай, он заполнял пустоту на только что появившемся рынке чая. Некоторым образом, это также помогло справиться с увлечением нации джином, причиной многих бед – от преступлений, беспорядочных половых связей и нищеты до болезней и смерти на протяжении первой половины восемнадцатого века.

2013_10_18_05_002
Искусно сделанный чайный альков в Китайской комнате в поместье Клейдон в графстве Бакингемшир. Он был создан в 1760-х гг., это была одна из первых комнат, предназначенных для чаепитий в английских поместьях.

Несмотря на это, в большинстве случаев чаепитие в начале середины восемнадцатого века все еще было времяпрепровождением состоятельных людей, это было символом богатства, статуса и хороших манер. Хозяйке дома церемония давала власть и независимость: держа ключ от чайницы в сохранности на талии (подальше от цепких рук прислуги), она готовила и подавала напиток, будучи в центре внимания важной социальной традиции.

Т.к. чаепитие становилось все более популярным среди богачей, некоторые владельцы поместий начали переделку своих домов, чтобы создать комнаты, предназначенные для чаепитий. Одним из таких примеров является Данхам Масси в графстве Чешир. Чайная комната использовалась для послеобеденного чаепития, чай подавали в роскошных серебряных сервизах. Подобным образом в 1760-х гг. в поместье Клейдон в графстве Бакингемшир создали Китайскую комнату: отдельная комната, где члены семьи могли пить чай, сидя в удобном алькове, созданным по образцу китайской кофейни. В то же время некоторые находящиеся на открытом воздухе банкетные дома эпохи королевы Елизаветы и эпохи короля Якова I, изначально предназначенные для наслаждения пудингами после еды, были превращены в чайные. Другие, такие как универсальный Tea House Bridge (Мост-чайная) Роберта Адама в Одли Энд в графстве Эссекс, были созданы по эскизам и размещены в новых фешенебельных ландшафтных садах.

2013_10_18_05_003
Ричард Коллинз «Семья из трех человек пьет чай» (c.1727). Быть нарисованными во время чаепития было редкостью для состоятельных семей на протяжении восемнадцатого века. Получающийся в результате портрет демонстрировал состояние семьи и хороший вкус.

Одну из самых роскошных в мире чайных можно увидеть на территории Сан-Суси, в восемнадцатом веке это была летняя резиденция Фридриха Великого в Потсдаме, недалеко от Берлина. Это искусно сделанное здание, великолепное сочетание стиля рококо и китайского оформления, представляет собой пример замечательных позолоченных колонн в форме пальм и группы восточных статуй в натуральную величину, одна из которых разливает чай.

К концу века и богатые, и бедные наслаждались чаем. После визита в Англию в 1780-х гг. французский герцог де Ларошфуко писал: «Чаепитие распространено по всей Англии… Хотя расходы значительны, бедный селянин пьет чай два раза в день, как и богачи». Во время путешествий сэр Фредерик Эден, первый публицист и автор «The State of the Poor» (1797), отметил: «Любой человек, который зайдет в хижину в графствах Мидлсекс и Саррей во время приемы пищи, обнаружит, что в бедных семьях чай является общепринятым напитком не только утром и вечером, но в больших количествах его пьют также и в обед».

2013_10_18_05_004
Владельцы поместья, желающие наслаждаться чаем на открытом воздухе, заказывают строительство специальных чайных, как например этот неоклассический и универсальный Tea House Bridge (Мост-чайная), спроектированный Робертом Адамом, в Одли Энд в графстве Эссекс.

Бедняки не могли написать о своем восхищении чаем, но человеком, более чем другие увлеченным возрастающей важностью напитка, был известный лексикограф доктор Сэмюэл Джонсон. Он описывал себя как «истинного и беззастенчивого любителя чая», однажды Джонсон шутя заметил: «Нельзя заварить чай так же быстро, как я его выпью». У его чайника «вряд ли было достаточно времени, чтобы остыть, вечерами он веселился с чаем, в полночь чай успокаивал его, и с чаем он встречал утро». Создал бы Джонсон без чая свой известный «Словарь английского языка»? Другой известный человек, герцог Веллингтон, любил пить чай маленькими глотками, приготовленный в заварочном чайнике Веджвуд, на поле сражения, т.к. это «освежало голову».

Т.к. росло потребление чая, увеличивалось и количество мест, где можно было насладиться напитком. С самого начала столетия росло количество кофеен и продавцов чая. Без сомнения, самым известным был магазин Твайнингс Золотой Лев на улице Стрэнд. Это первый магазин чая в Лондоне, он был открыт в 1717г. Томасом Твайнингом. Он работает триста лет и открыт и сегодня, что делает его самым старым магазином в Лондоне с неизменным месторасположением. Томас Твайнинг стал известен приготовлением чайных смесей, создавая такие известные купажи как Эрл Грей (открытый брендом Jacksons of Piccadilly в 1830-х гг. и названный в честь графа Грея, 2-й Эрл Грей, премьер-министр Великобритании между 1830г. и 1834г.), и English Breakfast (который, возможно, на удивление, создан Твайнингом только в 1933г.).

2013_10_18_05_005
На картине двадцатого века изображен магазин Твайнингс на улице Стрэнд, который можно посетить и сегодня.

В «Социальной истории чая» эксперт по чаю Джейн Петтигрю описывает, как конторские служащие покупали чай в специальных заведениях по пути на работу, сегодня изменилось немногое. Реклама в лондонской газете того времени: «Сообщаем всем леди и джентльменам, что в кафе у Спенсера… каждое утро, кроме воскресенья, вкусный чай, сахар, хлеб, масло и молоко». Чаем, подаваемым с молоком, маслом и хлебом, также можно насладиться в популярных развлекательных садах, таких как Воксхолл, Ранлаг и Мэрилебон. Эти ранние «тематические парки», которых было более 60 в Лондоне, характеризуются зелеными дорожками, концертами и другими представлениями, играми на свежем воздухе, прогулками на лодках, а также маскарадами и фейерверками по вечерам. Не ограничиваясь Лондоном, развлекательные сады также появляются в городах по всей стране, включая Бат, Норидж, Ливерпуль, Ньюкасл и Бирмингем.

2013_10_18_05_006
Семьи восемнадцатого века проводили много свободного времени, выпивая чай и наслаждаясь зеленым окружением в английских новомодных чайных садах.

Первым и самым известным развлекательным садом Лондона стал Воксхолл, но развлекательный сад Ранлаг в Челси, без сомнения, был самым эффектным. За полкроны посетители могли насладиться чем, кофе, хлебом и маслом, провести время в прекрасных садах, расхаживать по аллеям, посыпанным гравием с тисами и вязами, и посидеть в захватывающей ротонде. Ее диаметр составляет более 150 футов, это было чем-то стоящим внимания и привлекающим своей оригинальностью. Имея некоторое сходство с интерьером Пантеона в Риме, она характеризуется огромным куполообразным потолком, увешанным хрустальными и позолоченными подсвечниками, освещаемым тысячами свечей. Как и в театре, вдоль кругообразной стены стояли скамейки (отсюда посетители могли наслаждаться концертами) с буфетными столиками (предлагающими вездесущий чай), приносимыми во время перерывов. В центральной части ротонды в тщательно разработанной колоннаде располагался огромный камин, который использовался в холодные вечера и зимой. Люди, следящие за новинками моды собирались здесь, чтобы похвастаться лучшими нарядами и поучаствовать в вежливой беседе или поделиться сплетнями.

2013_10_18_05_007
В саду Мэрилебон посетители могли насладиться прекрасными видами и звуками фейерверков и концертов (из передней арочной оркестровой ямы, показанной справа), прогуливаться вдоль дорожек, затененных деревьями, или пить чай в одной из решетчатых беседок (показана на задней части гравюры).

В то время как высшие слои общества обычно встречались в больших развлекательных садах, их меньшие версии, известные как чайные сады, служили удовлетворению потребностей среднего и низшего классов. Чащ всего они располагались на окраинах Лондона, в них приятно проводили свободные дни местные семьи. Здесь посетители могли выпить чай в специально предназначенных чайных комнатах или в тенистых беседках, прогуливаться среди лужаек и у озер, и, может быть, насладиться игрой в кегли. У некоторых из этих садов были удивительные названия, такие как Сад Адама и Евы, Пещера Мерлина, Грот Финча и Три шляпы!

2013_10_18_05_008
Искусно сделанный чайник и подставка Георга II, изготовленные фирмой Richard Gurney and Co около 1740г.

Неудивительно, что в восемнадцатом веке увеличение роста чаепития шло совместно с ростом доступности и разновидности видов чайной посуды и мебели, т.к. потребители требовали более продуманную и индивидуальную посуду для удовлетворения новой привычки. Прежде всего, это относилось к заварочным чайникам, банкам для чая и жестяным коробкам, пиалам и блюдечкам, чайникам, сахарницам, молочникам и чайным ложкам (часто пронумерованным таким образом, что хозяйка могла запомнить, какому из гостей принадлежит ложка, когда она заново наполняла пиалы). В этом списке также можно назвать емкости для сахара, чайные подносы, подставки для заварочных чайников, блюдца, чайные столы, лотки для ложек и лодочки (для влажных чайных ложек), деревянные или серебряные чайницы (которые все больше и больше заменяли китайские фарфоровые банки). В то же время, все более доступными становились сочетающиеся чайные сервизы; состоятельные потребители даже могли сделать на заказ, или, по крайней мере, заказать специализированные наборы с подходящими друг к другу компонентами китайского фарфора.

2013_10_18_05_009
Этот чайный стол из красного дерева предназначен для размещения всего чайного сервиза: чашки и блюдца размещаются идеально на круглых наружных панелях, а заварочный чайник, подставка, молочник и серебряные щипцы для сахара располагаются в центре. Сервиз изготовлен фарфоровой фабрикой Челси и датируется 1760-ми гг.

Европейские гончарни не могли не заметить процветающую торговлю китайским фарфором, вскоре они начали производство большого количества чайной посуды в надежде капитализировать этот растущий рынок. Фактически, в Англии производство керамических изделий стало значительной частью рождающейся индустриальной экономики. Особенно это касается таких районов, как Сток-он-Трент и северный Ста́ффорд, эти территории стали известны как «Гончарни», они стали местом рождения таких фабрик как Веджвуд (основана в 1759г.), Споуд (1767), Минтон (1793) и немного позже Королевский Долтон (1815).

На протяжении десятилетий европейские гончары устраивали соревнования, чтобы узнать секрет производства фарфора: полупрозрачного, чрезвычайно изящного, но в то же время сделанного из устойчивого к высокой температуре материала, такого же, как китайцы используют на протяжении столетий. Немецкая фирма Мейсен создала собственную версию в 1709г., получившую название полевошпатовый фарфор, а англичане начали производство того, что сейчас известно как «мягкий фарфор» в 1740-х гг. Фабрика Челси была первым английским производителем фарфора этого типа, следом за ними производство начали Боу (1747г.), Дерби (1750г.) и Вустер (1751г.). В то время как некоторые предприятия сосредоточились только на производстве фарфора, другие гончарни делали упор на разнообразные материалы и новые технологии. Влиятельного Томаса Уилдона, бывший компаньон Джозайя Веджвуда и учитель Джозайя Споуда, помнят по его декорированному под агат сервизу, популярному между 1725г. и 1750г. Названный в честь камня агат, он изготавливался из двух или более объединенных между собой цветных глин для создания полосок или узоров, напоминающих по форме дым или облака.

2013_10_18_05_010
Серебряная ложка для металлической коробочки для чая Георга III от фирмы T. Phipps & E. Robinson, Лондон, 1791г.

Джозайя Веджвуд, возможно, самый передовой и успешный гончар восемнадцатого века, оказал сильное влияние на историю керамических изделий для чая. Он был настолько щепетильным, что дизайны заварочных чайников, варьируемые от чайников в причудливой форме цветной капусты до чайников с классическими священными сценами, перед поступлением в производство отдавались на утверждение его жене. В 1750-х гг. он стал известен благодаря своему сервизу «Цвета сливок», бледно окрашенная глиняная посуда с однородным лакированным покрытием, который в 1760-х гг. стал известен как «Фаянс королевы», после того, как Веджвуд подарил королеве Шарлотте сервиз теплого кремового оттенка. В 1760-х гг. и 1770-х гг. Веджвуд перешел к разработке ряда керамических материалов, включая известную яшмовую керамику, которая производится и сегодня.

2013_10_18_05_011
Деревянные коробочки для чая были чрезвычайно популярны в девятнадцатом веке. Замки на каждой из них дают гарантию, что дорогостоящий чай не будет украден.

Более значимым фактором для английских изделий для чая, чем работа отдельных английских гончаров, стало завершение импорта китайского фарфора Английской Ост-Индской компанией в 1791г. Этот фактор и изобретение износостойкого, белоснежного и дешевого в производстве тонкостенного просвечивающегося фарфора около 1800г. помогли проложить дорогу к изобилию керамических изделий, имеющих отношение к чаю, в девятнадцатом веке.

2013_10_18_05_012 2013_10_18_05_013
Популярный сине-белый дизайн использовался при производстве пиал и блюдечек New Hall с 1795г.

2013_10_18_05_014
В восемнадцатом веке заварочные чайники были очень похожи друг на друга. Это можно увидеть на примере заварочного чайника Caughley и шестиугольной подставки 1785г.

Продолжение здесь

 

Источник: http://www.anglophile.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.