Простота чая

Переоценка отношения к китайскому чаю

Илья Бадуров, вернувшийся весной из трёхмесячной поездки по Китаю, посетивший Юньнань, привёз много рассказов, в частности, рассказов об отношении китайцев к чаю. Эти впечатления хорошо легли на мои внутренние искания, требующие другого, более простого и настоящего взаимодействия с чаем, чем это было во времена Чайных Клубов.
2013_10_11_02_001
По рассказам Ильи, чай для китайцев — это сельскохозяйственный продукт, как для нас картошка или огурцы. И поэтому отношение к нему потребительское — его просто пьют!

Так же как в России едят огурцы, не задумываясь о названии сорта, месте выращивания, даты сбора. Просто подходишь к овощной лавке, смотришь на несколько видов — одним нравятся маленькие с пупырышками, другим длинные и гладкие. Вид, вкус — вот главный критерий выбора!

2013_10_11_02_002

Нет никаких разговоров о воздействии огурцов на организм, хотя оно однозначно есть, и его можно описать, рассказать, что «свежесть и сочность наполнят вас в этот жаркий день»… Но об этом никто не говорит, потому что описание качеств, свойственных огурцу, итак известно каждому из нас.

Так же в Китае относятся к чаю. Редко кто из китайцев начинает рассказывать о своих чайных ощущениях. Обычно это описание вкуса. А если и говорят, то это обычно творческие люди, да и то скажут какую-нибудь известную фразу про чай (например, «Чай — опьяняет человека») — и всё!

2013_10_11_02_003

Есть, конечно, в Китае и чайные профессионалы, которые выращивают чай, исследуют, продают его. Но они тоже делают акценты на технические моменты: размер листа, вид деревьев, время сбора, вкус, послевкусие, «чайное дно». А ни о каком «волшебстве» речи нет. Не то, чтобы его нет вообще. Всё есть, и воздействие, и состояние, но об этом не говорят, как не говорят у нас о воздействии огурцов…

Вот директор чайного завода Мин Кан так выражает своё отношение к чаю:
«Чай живёт в моём сердце, а руки и голова делают дело».

2013_10_11_02_004

Откуда же пошла вся эта «сказочная история» про китайский чай?
Такое, более внимательное отношение к чаю было сформировано в конце 20 века Чайными Клубами. Новая чайная культура вошла в Россию на волне увлечения эзотеризмом, неким видом романтизма, помогающим оторваться от тяжёлой реальности 90-х годов.

Я и сам работал в Чайных Клубах, создавал и популяризировал мифы и сказания о необычности этого «нового» чая, о важности внимательности, ритуального с ним взаимодействия. Сейчас я понимаю, что, во-первых, это оправдывало сильно завышенные цены на чай (именно тогда простой китайский чай стал дорогим), а во-вторых, решало свои, совершенно не имеющие отношения к чайной культуре, цели. Цели, более близкие к семинарам саморазвития, исследованием воздействия идей на массы, а чай стал лишь хорошим, доступным инструментом в этом процессе.

2013_10_11_02_005

Хотя чай и раньше был для русских экзотикой, заморским дорогим продуктом, но за последние 150 лет, с развитием железных дорог, с началом выращивания чая на территории СССР, чай подешевел и стал неотъемлемой частью русской культуры: с самоварами, чашками с блюдцами или стаканами с подстаканниками и, конечно же, долгими душевными разговорами.

Поэтому новая волна «коллекционного китайского чая», запущенная Чайными Клубами, с одной стороны, не являлась китайской волной (хотя и заимствовала основные формы, но несла другое содержание, непонятное и непринимаемое китайцами), она не была и продолжением русской традиции — потому не была принята общей массой народа, а стала лишь необычной экзотической формой, в которую играют странные эзотерики. Получился чай не для жизни, а для «побывать на китайской чайной церемонии».

2013_10_11_02_006

А что же нужно русскому человеку?
Наверное, та же простота отношения к чаю, что и в Китае, достаточная дешевизна (доступность), да и привычный вкус. Хотя ко вкусу можно и привыкнуть. В городе Осташков, например, Пуэр со своим новым для местных жителей вкусом достаточно хорошо конкурировал с привычным уже чаем в пакетиках.

А уже что делать с этим чаем, как превратить заваривание чая в настоящее действо, когда все люди объединяются в общем поле — этому учить не надо, это заложено у каждого внутри с детства. И у каждого есть свои маленькие секреты, способы, мелочи, которые и создают свой особенный чай!

2013_10_11_02_007

Вообще культура (в частности и чайная) создаётся этими мелочами. А культурный человек — это тот, кто замечает эти мелочи и понимает их значимость.

И очень странно выглядит «чайный мастер», съевший только что гамбургер и от скуки читавший бульварную прессу, но теперь сидящий в розовых пластиковых тапочках и рассказывающий тебе о тонких состояниях от «шестисотого» Те Гуаньиня и сказочные истории про Китай, в котором не был. Это вопиющее несоответствие можно было видеть на последних этапах, кажется, уже почивших Чайных Клубов.

2013_10_11_02_008

Чайная церемония — это театр, где должен быть хороший актёр, чтобы впечатлить и заворожить зрителей. Но это не имеет отношения к жизни. Глупо смотреть каждый день спектакль под названием «чайная церемония».
Жизнь требует простоты и естественного соответствия форм внутренним потребностям человека. Кому-то чай в кружке, кому-то самовар на дровах, кому-то китайские чайные парочки…

Уровень человека (образованность, социальное положение, чувствительность и темперамент) должен соответствовать уровню чая и атмосфере его употребления. Коллекционные, единичные сорта чая (собранные с одного куста, в лучший день, выдержанные в специальных условиях и т.д.) должны попадать к ценителям и коллекционерам, могущим позволить себе заваривать его в авторских чайниках из исинской глины, сидя в специально построенном для этого чайном домике. А простой человек должен пить простой качественный чай в обычной посуде!

2013_10_11_02_009

И если честно посмотреть на себя, то я не являюсь слишком изысканным человеком. Мои деды пахали землю, родители учились в городе и я ближе к земле и простоте крестьянской деревни, чем к часто бесполезным городским изыскам. Просто я люблю пить чай, чтоб занять себя чем-то и немного взбодриться в мире привычной бытовухи. И большинство народа такие же! Хоть и нарядились в модные заморские одежды, да обвешались разными техническими устройствами, но в большинстве случаев не отличаются тонкостью восприятия, а требуют лишь крепкий вкусный чай без всяких церемоний!

2013_10_11_02_010

В связи со всем вышесказанным, в последнее время у меня сформировалось новое отношение к чаю и процессу его употребления, от «сказочного» перешло к простому, настоящему.
Просто хороший чай (свежий, красивый и вкусный!), просто бросить его в чайник, термос или кружку, просто посидеть в тишине или поболтать с друзьями… Без мистики, не надувая щёк » чайного мастера», не неся «знания о чае», не создавая «волшебного состояния»… Просто вкусный чай для жизни!

А то, что внутри человека — это интимно, это его переживания, которые никто кроме него не поймёт и не прочувствует. Они лишь иногда вырываются словами: «вкусненько», «божественный аромат», «классный чай» или «что-то не очень…»
И так легко начать описывать свои ощущения, сделать из них ещё одну сказку про чай, оторванную от реальности, обыграть и высосать из пальца миф про волшебную силу «московских огурцов». Этим можно заворожить людей и даже продать целую тонну огурцов! Но это будут лишь слова…
А чай, огурцы остались такими же, как и были. И чтобы понять их — надо просто попробовать: они либо нравятся, либо нет! Как часто отвечают китайцы: «Зачем о чае говорить? Попробуй его, и всё сам поймёшь!»

2013_10_11_02_011

Я больше не хочу говорить о чае, о собственных ощущениях от него, каждый находится в своей точке восприятия и взаимодействия с чаем. Пусть каждый пьёт чай и осознаёт то, что может осознать, развивает свою чувствительность, внимательность и внутреннюю культуру. Этому не научишь, это приходит лишь с собственным опытом, с множеством приготовленных и выпитых чашек чая.

А чайные школы, церемонии, книги дают лишь направление, но не глубину познания чая. Если человек слепо копирует какие-то формы, и лишь говорит чужими словами, то он создаёт «волшебную сказку», сильно оторванную от настоящей жизни. Это как вся вырвавшаяся наружу эзотерическая волна, которая учит «правильно жить», но в реальной жизни всё равно опираешься на свой настоящий внутренний мир.
Эзотерика (как и следует из самого слова) должна быть внутри!
А чай — просто чаем!

 

На странице использованы фотографии Андрея Машкина из путешествия в Юньнань с Ильёй Бадуровым весной 2009 года.
Василий. 22 июля 2009 года.
Источник: http://www.renzi.ru


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.