Чай и кофе. Или кофе и чай…

Чай по четвергам с Шумаковым № 87.

2013_07_25_28_001После Нового Года, как бы он ни прошел и какими бы излишествами (или лишениями) ни сопровождался, возвращаться к нормальной человеческой жизни, включающей в себя, в том числе, и написание колонок о чае, достаточно сложно. Сложность эта состоит даже не в том, чтобы заставить себя сесть за компьютер и начать стучать по клавишам, а в том, чтобы настучать что-либо мало-мальски информативное.

Признаюсь честно — мне не удалось заставить себя написать информативный материал, поэтому сегодня вам придется читать измышления, во-первых, дилетантские, а во-вторых, отвлеченные. Потому что речь я сегодня поведу не только о чае, но и о кофе.

Как я уже сказал, речь эта будет дилетантской и отвлеченной. А ещё — очень поверхностной. К сожалению, квалифицированно, предметно и глубоко рассуждать о чае и кофе я не могу. Я ничего в кофе не понимаю, не умею его готовить и пью его хоть и с удовольствием, но чрезвычайно редко. Но я могу просто собрать в кучу некоторое количество чайно-кофейных данных, в основном исторического и географического характера. И обреченно попытаться выявить какие-либо закономерности.

Можно, например, попробовать отыскать какую-либо закономерность в предпочтении жителями той или иной страны чая или кофе. На первый взгляд, чем страна жарче, тем она «кофейнее». Бразилия, Испания, Италия, Греция и Турция являются не просто «кофейными» странами, но странами, создавшими собственные кофейные традиции. Даже в парах США-Канада и Россия-Украина кофе более популярен в южных странах, а чай — в северных.

Но эта стройная теория разрушается Швецией и Финляндией, жители которых кофе пьют чуть ли не больше, чем жители любых других стран мира. Средняя Азия и страны Магриба добавляют сумятицы в чайно-кофейно-климатическую логику и наводят на мысль о том, что причины предпочтения чая или кофе лежат в истории и культуре каждой конкретной страны.

С Китаем, Японией и близким им по культуре странам все ясно. Китай ни о каком кофе долгое время ничего не знал, а чая производил и потреблял множество. И соседей научил — от Китая переняли привычку пить чай не только восточные, но и северные (народы Сибири и Монголии) и западные (жители стран Средней Азии) соседи. От китайцев узнали о чае и арабы, но арабский восток одинаково лоялен и к чаю и к кофе, равно как и страны Северной Африки. Часто предпочтение одного напитка другому связано в арабских странах скорее с англичанами, нежели с китайцами. Англичане же принесли чайную культуру и в Индию — хотя, конечно, и в Индии, и в арабских странах английская чайная культура очень сильно смешалась с местными обычаями и традициями.

Короче говоря, с жителями Азии и части Африки все более или менее понятно — на них «чайно» влияли то китайцы, то англичане. А вот с самими англичанами все уже достаточно загадочно.

Дело в том, что европейская кофейная культура сформировалась раньше, нежели европейская культура чайная. И в большинстве европейских стран кофе доминирует над чаем. И Англия, для которой чай вот уже много лет является национальным напитком, познакомилась с кофе значительно раньше, чем с чаем. А знаменитая английская чайная культура создавалась на фоне вполне уже сложившихся традиций пития кофе. Почему англичане достаточно быстро перешли с кофе на чай, не совсем понятно. Существует гипотеза, согласно которой массовое пришествие чая в Англию было следствием целенаправленной политики. Для Ист-Индской компании, которая осуществляла практически всю торговлю колониальными товарами в Британской Империи, торговля чаем оказалось более выгодной, нежели торговля кофе. И Англия была просто «подсажена» на чай. Гипотеза правдоподобная, но хочется деталей и доказательств — а их в моем распоряжении пока нет.

На территории современных Соединенных Штатов изначально более распространенным напитком был чай — из-за английских корней многих колонистов. Тот факт, что именно суета вокруг груза чая стала поводом для первых актов гражданского неповиновения (вспоминаем «Бостонское чаепитие») достаточно точно свидетельствует о важности этого продукта для жителей тогда ещё английских колоний в Северной Америке. Сразу после начала столкновений с Англией чай стал символом Метрополии — и, соответственно, стал терять популярность среди американцев. На смену чаю, конечно, сразу пришел кофе, который и является в настоящее время основным горячим безалкогольным напитком в США.

Относительно массовое употребление кофе на территории Европейской России также началось раньше массового (столь же относительно) употребления чая. Петр I, большой любитель иноземных манер и развлечений, больше общался с представителями «кофейных» европейских культур — так что именно кофе стал одним из символов европеизации России. Впрочем, «массовость» употребления кофе и чая в XVIII веке можно смело брать в кавычки — оба эти напитка были достаточно дороги и получили распространение только среди состоятельных жителей России. К концу XIX века, когда цены на чай и кофе существенно снизились, в России доминировал уже чай — и именно чай стал наиболее массовым напитком в нашей стране. Почему это произошло, сказать сейчас весьма затруднительно, но среди причин может быть и традиционное наличие в русской питьевой культуре травяных настоев и отваров, и сформировавшаяся к тому времени чайная монастырская культура, и относительная простота приготовления чая, и тот факт, что чай в России был дешевле, чем кофе.

Практические все европейские соседи России предпочитают кофе, будучи единодушными в желании походить скорее на соседей западных, нежели на соседа восточного. Объясняется это, пожалуй, тоже историей. Ну и психологией, наверное.

Чайно-кофейная психология, кстати, песня совершенно отдельная. Мне приходилось слышать самые разные мнения, объясняющие связь характера и образа жизни человека с предпочитаемым напитком. Вот такие, например: кофе пьют только дуры и истерички, а чай — инфантильные недотепы. Или такие: чай пьют глубокие и вдумчивые люди, а кофе — энергичные, деятельные и артистичные натуры.

Выбирайте по вкусу.

P. S. Подумалось вот. Просто так. Верхом пижонства для любителя чая является заказ в кафе или ресторане кофе. И следующая за этим заказом и недоуменной реакцией спутников фраза: «Чай здесь все равно хорошо не заварят». Верхом пижонства для любителей кофе, соответственно, является заказ в кафе или ресторане чая. И, конечно, следующая за этим заказом и недоуменной реакцией спутников фраза: «Кофе здесь наверняка никуда не годится».

Все пижоны — одинаковые. Независимо от предпочитаемого напитка.

05.01.2006
Денис Шумаков


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.