Ода технологиям

Чай по четвергам с Шумаковым № 60.

2013_07_25_06_001При подготовке церемонии Муса особенно боялся за эту часть — медитацию. Смешивая коктейли, бармены не делают таких больших пауз. А ведь чай надо заварить…

Но все прошло как по маслу. Аудитория была достаточно шокирована трюком с летающим кипятком и контрастным переходом к покою. Две минуты глаза всего зала были прикованы к трем подсвеченным стеклянным сосудам, в которых вращалось, вращалось, вращалось…

Мерси Шелли. 2048. К тексту имеет непосредственное отношение…

 

Несколько дней назад самые разные новостные сайты начали соревноваться в придумывании наиболее оригинального заголовка к простой, в общем-то, новости: компания Toyota Motor объявила о том, что к 2010 году начнет серийный выпуск домашних роботов-помощников, которые, кроме всего прочего, смогут подавать гостям чай.

Эта новость запросто может стать поводом для просветленного нытья, стержнем которого будет сентенция в стиле «раньше чай подавать годами учились и делали это с душой а теперь все это будет железный чурбан делать куда мир катится до чего дожили». Именно так — без знаков препинания. Давайте, однако, попробуем разобраться во взаимоотношениях чая и технологии.

Начнем с того, что чай, как напиток, от начала и до конца является продуктом использования разнообразных технологий (Брокгауз и Эфрон определяют технологию, как науку о «о способах и средствах переработки сырых материалов в предметы потребления»). Сначала чайный куст выращивается (технология), потом происходит сбор чайных листьев (технология), затем из этих листьев получается чай (технология) и, наконец, этот чай заваривается и превращается в напиток (технология). Можно еще вспомнить технологии упаковки, хранения и транспортировки — но это уже мелочи, детали.

Китайцы, те самые китайцы, которые подарили миру чай (а, следовательно, и разработали основные чайные технологии), производят на меня впечатление нации, в разнообразные «способы переработки сырых материалов в предметы потребления» влюбленной до форм противоестественных. Вспомним, например, их издевательства над женскими ножками и ту плотину, которую они сейчас хотят забабахать. А еще вспомним компас, порох, реактивные снаряды и керамику, технология производства которой во многом определила развитие чайной культуры. Кроме того, китайцы придумали разные методы ароматизации чая, практически все существующие способы его употребления ну и так, по мелочам — состаривание пуэров, сворачивание улунов и расплющивание зеленых чаев (что может быть более противоестественным, я уж и не знаю ;)

Японцы, в стране которых существует самая старая из ныне здравствующих чайных традиций, и считающиеся традиционалистами невероятными, придумали множество лакомств на основе чая, для производства особенно качественных чаев затеняют плантации, а теперь вот, строят робота, который будет подавать чай.

Запад и вовсе познакомились с чаем только благодаря своему техническому развитию — не было бы торгового флота и оснащенной армии, чай так и остался бы редкостью и роскошью. Индустриальный подход к производству чая позволил, начиная с середины XIX века, удовлетворять не просто спрос на чай, но массовый спрос на чай. Рекламные технологии и прочие технологии ведения бизнеса во многом позволяют чаю (отнюдь не относящемуся к жизненно необходимым продуктам питания) оставаться самым популярным напитком на свете.

Мы здесь, у себя, в России, довели до рафинированного совершенства технику изготовления самоваров, придумали чай с лимоном, отработали технологию доставки чая от границ с Монголией до самого запада страны без особенных потерь качества и вообще сделали чай на целых сорок лет системообразующей величиной в государственной экономике (примерно с 1820 по 1860 года цены на товары на Нижегородской ярмарке устанавливались только после того, как из Китая приходил чай).

Одним словом, весь современный чай — от заоблачного коллекционного, на который страшно дышать, до самых банальных чайных пакетиков — является следствием того, что разные люди придумывали разные штуки. Постоянно рискуя, ошибаясь, терпя фиаско в бизнесе, переживая крушение надежд и совершая ритуальные самоубийства, эти разные люди оставили нам в наследство множество сортов чая и множество способов его употребления.

Вот почему никакие чайные нововведения — какими бы оскорбительными они не казались с точки зрения классической чайной культуры — не вызывают у меня ни отторжения, ни острых приступов снобизма (легкие, разве что — в таком удовольствии себе трудно отказать). Я знаю, что 99 из 100 этих придумок проживут не более пяти лет. И ладно — туда им и дорога. Но одно оставшееся подарит людям новые вкусы, новую радость, новые переживания и новые поводы лучше узнать друг друга…

Нет ничего страшного в неудачах, ошибках и глупостях. Невероятно страшно перестать пытаться их совершать.

02.06.2005
Денис Шумаков


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.