Происхождение пуэра. Часть 1. Древние люди пу. История юго-западной Юньнани
То, что слово «пуэр» изначально было топонимом, причём в месте, которое так называлось, этот чай не делали, а только торговали им – это твёрдо знают даже самые начинающие любители чая в России. Но спроси, что же это за место – деревня? город? ещё что-нибудь? – и они только разведут руками. Или скажут что-то наугад – и непременно промахнутся. Например, вот такое можно найти в рунете: «Своё название [пуэр] получил в честь уезда Пуэр в провинции Юньнань». Но ведь уезд Пуэр появился только в 1913 году! И то всего на год – уже в 1914 г. его переименовали обратно в Нинъэр. А снова Пуэром он стал лишь в 1951-м и был им до 2007-го, когда на пике популярности пуэра это название было передано округу (бывшему Сымао). Это что, так трудно – проверить факты, если уж взялся писать просветительскую статью?..
Или вот: «Дянь – старое название провинции Юньнань, оно относится ко времени династии Тан, когда в Юньнани начали делать прессованный пуэр (619-907 гг н.э.)». Не очень внимательного и не очень вдумчивого читателя здесь ничто не насторожит, но на самом деле в этой фразе неверно абсолютно всё. Дянь и Юньнань вовсе не тождественны; царства Дянь к началу эпохи Тан не было уже пятьсот лет, а до создания провинции Юньнань оставалось ещё шесть с половиной веков; наконец, в танские времена не было чая, который назывался бы пуэром – это название появляется в исторических документах намного, намного позже.
А ещё некоторые думают, что название «пуэр» связано с древними людьми пу, которых принято считать первыми чаеводами. Но такое созвучие существует только в русском языке. Эти «пу» записываются совершенно непохожими иероглифами, и тоны у них разные: пуэр пишется через 普=pǔ, а древний народ – 濮=pú.
Давайте попробуем немного разобраться во всём этом.
***
И начнём с гу пу жэнь (古濮人) – древних людей пу.
Это не единый народ, а большая группа племён разного происхождения. Точнее, три группы, смешавшиеся друг с другом на просторах нынешних Юньнани, Сычуани, Гуйчжоу и Чунцина.
Группа байпу (百濮) – это племена мон-кхмерской языковой семьи, жившие в среднем течении Нуцзяна, а также в среднем и нижнем течении Ланьцана. Их потомками являются хорошо знакомые любителям пуэра народности булан, дэан и ва. Байпу – дословно «сотня пу», тем самым подчёркивается, что это множество мелких кланов. Первое упоминание о пу содержится в «Шан-шу» (尚書) – «Книге преданий», одном из трактатов конфуцианского Пятикнижия; там говорится, что пу были в числе племён, которые заключили союз с У-ваном, основателем династии Чжоу, и помогли ему одолеть Чжоу-вана, последнего правителя династии Шан, в битве при Муе. Считается, что именно байпу первыми стали одомашнивать чайные деревья; есть тенденция связывать распространение чая в древности с миграцией пу. Так, смещение главного центра производства пуэра из Дэхуна и Линьцана, где обнаружены очень старые культивируемые чайные деревья, в область Шести великих чайных гор иногда пытаются объяснить переселением пу вниз по течению Ланьцана. А выдающийся уишаньский чайный учёный Яо Юэмин выдвигал предположение, что Уи Цзюнь, «Совершенномудрый из Уи», небожитель, сажавший, согласно легендам, чай в горах Уи, был предводителем ветви пу, перебраввшейся туда во времена Шан и Чжоу (см. http://www.360doc.com/content/21/0720/11/18854678_987.. ).
Группа байюэ (百越) – это племена, говорящие на тай-кадайских языках, мигрировавшие на север из Лянгуана (т.е. из нынешних Гуанси и Гуандуна) и с юго-востока теперешней Юньнани и внёсшие вклад в формирование культуры Ба и Шу. Они были опытными и умелыми земледельцами. Их потомки – гэлао, буи, дайцы, чжуаны и др.
Третья группа – тибето-бирманские племена ди и цянов (氐羌), пришедшие с северо-запада через долины сычуаньских рек. От них произошли народности и, бай, наси, лаху, хани, лису, цзино, пуми, ачан, цзинпо, ну, дулун и так далее.
В узком смысле пу называют только первую группу, в широком – все три.
***
В середине первого тысячелетия до нашей эры (по разным данным, от VII-VI до III-II веков) у этого конгломерата племён появилась государственность – объединённое царство Айлао (哀牢联盟王国), владения которого включали в себя территорию нынешних западноюньнаньских округов Дали, Баошань, Дэхун, Линьцан, Пуэр и Сишуанбаньна, но не ограничивались ими. Земли союза Айлао простирались на 3000 ли с востока на запад и на 4600 ли с севера на юг (ли – 0,5 км). Столицей Айлао был Юньчжан (允掌), название которого позже трансформировалось в Юнчан (永昌). В наше время это район Лунъян городского округа Баошань.
В конце IV века до н.э. царство Цинь поглотило сначала Ба, а затем и Шу; получив их ресурсы, оно смогло одолеть своего восточного соседа Чу, а в III веке объединило под своей властью всю Поднебесную, образовав первую китайскую империю Цинь, просуществовавшую, правда, всего пятнадцать лет, после чего её сменила новая империя – Хань. На земли Айлао амбиции Цинь никогда не распространялись, но часть жителей Ба и Шу, теснимых сперва чусцами, а потом циньцами, бежала на юго-запад, делая этнографию Айлао ещё более богатой.
К северо-востоку от Айлао находилось Дянь (滇國), государство народа и – отсюда и взялось одно из сокращённых названий Юньнани (другое – Юнь), от которого происходит название юньнаньских красных чаёв – дяньхунов. Великий ханьский историк Сыма Цянь утверждал в «Исторических записках» (史记), что царство Дянь было основано Чжуан Цяо, генералом Чу и потомком одного из чуских царей, отрезанным циньской армией от родины во время похода к озеру Дяньчи в 278 г. до н.э. Но некоторые современные исследователи считают, что он лишь подчинил себе уже имевшееся государство, а культура Дянь начала формироваться ещё в VIII веке до н.э. Столица Дянь располагалась на территории нынешнего района Цзиньнин городского округа Куньмин.
В 109 г. до н.э. ханьский император У-ди после ряда военных походов подчинил себе Дянь, хотя дяньский царь, признав себя вассалом Хань, продолжил править своими землями. Затем ханьские войска двинулись дальше на запад, через реку Ланьцан. В 69 г. н.э. айлаоский царь Лю Мяо склонился перед мощью империи, и то же сделали семьдесят семь вождей племён Айлао; через семь лет Лэй Лао поднял восстание, которое не увенчалось успехом, и царство Айлао прекратило своё существование.
Его земли вошли в состав Ичжоу (益州), одной из тринадцати ханьских провинций, включавшей в себя нынешние Сычуань, Чунцин, Юньнань и Гуйчжоу, юг Ханьчжуна, запад Хубэя, восток Мьянмы; административным центром Ичжоу в конце эпохи Хань был Чэнду. Юнчан получил статус области-цзюнь (郡).
Во время Троецарствия эти земли носили название Наньчжун (南中) и были частью царства Шу Хань (его так называют, чтобы отличать от Шу эпохи Чжоу. Тем более что Лю Бэй считал себя правопреемником Хань) – надо сказать, довольно неспокойной частью, и выдающийся шуский стратег Чжугэ Лян потратил немало времени на усмирение различных воинственных племён, предпочитая, однако, действовать хитростью и великодушием, а не грубой силой.
На протяжении нескольких следующих веков верх брали то центробежные силы, то центростремительные, административно-территориальное деление не раз менялось, название «Ичжоу» то исчезало, то появлялось вновь, но связь юго-западной окраины с властями Центральной равнины всегда была довольно слабой.
В конце Суй и начале Тан в районе озера Эрхай (недалеко от нынешнего города Дали) существовали шесть байских княжеств-чжао: Мэнсичжао, Юэсичжао, Ланцюнчжао, Тэнданьчжао, Шиланчжао и Мэншэчжао, оно же Наньчжао – «южное чжао» (оно располагалось южнее остальных). В 738 г. князь Пилогэ, правитель Мэншэчжао, при поддержке танских властей объединил шесть княжеств в царство Наньчжао (南诏国). В дальнейшем название этой страны неоднократно менялось. Некоторые правители объявляли о своей независимости от Тан и придумывали в честь этого новые названия – Дамэн (大蒙), Дали (大礼), Далиюнь (大理云), Дафэнминь (大封民); другие, более лояльные, возвращались к имени Наньчжао. Столицей был город Тайхэ (в районе современного Дали). На пике своего развития, в конце IX века Наньчжао занимало обширную территорию, а два его юго-западных генерал-губернаторства-цзеду (节度) – Юнчан (永昌节度) и Иньшэн (银生节度) – включали в себя нынешние округа Баошань, Дэхун, Линьцан, Пуэр, Сишуанбаньна, юг Дали, а также восток Мьянмы и север Таиланда, Лаоса и Вьетнама.
В 902 г. высокопоставленный чиновник Чжэн Майсы захватил власть в Наньчжао, ослабленном войнами с Тан, казнив восемьсот членов правящей семьи, и переименовал страну в Дачанхэ (大长和). После нового переворота в 928 г. она стала называться Датяньсин (大天兴), а после следующего, в 929 г. – Даинин (大义宁). Интересно, успевали ли жители следить за этим?.. Наконец, в 937 г. возникло царство Дали (大理), которое просуществовало больше трёх веков и было уничтожено монголами в 1253 г. Границы Дали почти совпадали с границами Наньчжао, но административное деление было более сложным. Иньшэн был переименован в округ-фу (府) Вэйчу (威楚府).
В 1180 г. дайский вождь Ба Чжэнь (или Чжао Чжэнь, или Па Я Чжэнь – это китайская транскрипция дайского имени), явившийся из царства Инь Ян Цзиньгуан, находившегося на территории нынешней провинции Чианграй в северном Таиланде, подчинил себе южную часть Вэйчу и создал там государство под названием Цзинлун Цзиньдянь (景昽金殿国). Его северная граница проходила по нынешнему округу Сишуанбаньна, а столица – Цзинлань, или Цзинлун – находилась на юго-востоке теперешнего Цзинхуна. Династия, основанная дайским героем, правила этими землями на протяжении сорока пяти поколений – почти 800 лет (см. https://baijiahao.baidu.com/s?id=1793489147592636625.. ).
Лишь при монгольской династии Юань имперские власти начали брать под контроль происходящее на юго-западной окраине, и история Юньнани слилась наконец с историей Китая – кстати, провинция Юньнань была образована именно в это время: в 1276 году. Но и после этого управление там осуществлялось не имперскими чиновниками, а лидерами племенных сообществ (такими, как потомки Ба Чжэня), пользовавшимися значительной автономией – это так называемая система тусы, «местных вождей (или старейшин)» (土司制度). Замена местных вождей, передающих власть по наследству, на должностных лиц, назначенных государством, шла медленно, ускорился этот процесс только во времена Цин, в XVIII веке. А последним вождеством, преобразованным в нормальный автономный округ, стал как раз Сишуанбаньна, и произошло это аж в 1953 году.
Что стоит усвоить из вышеизложенного?
Родина пуэра (и чая в целом) во времена зарождения (Хань) и расцвета (Тан и Сун) чайной культуры, по сути, не была Китаем. Эти земли были населены множеством племён разного происхождения, не родственными ханьцам, не считающими себя частью китайской цивилизации и нередко враждебными ей. Торговля с ними на протяжении многих веков была, мягко говоря, ограниченной, и об их чае известно было очень немного. Не подлежит сомнению, что они были знакомы с чаем с древности – но в ханьскую чайную культуру этот чай «южных варваров» вошёл сравнительно недавно. Поэтому и исторические свидетельства о нём скудны (о них речь пойдёт во второй части).
Будет гораздо легче понять историю этих мест, если научиться смотреть как бы сквозь карты ханьских империй и видеть внутри их границ маленькие национальные царства, вполне самостоятельные, лишь формально подчиняющиеся центральным властям. Россияне должны быть знакомы с такой ситуацией – у нас на юге есть что-то похожее.
Дянь, Айлао, Наньчжао и Дали – это не синонимы и не «древние названия Юньнани». Эти царства населяли разные народы с разной культурой, и у каждого из них своя драматическая история. И ни одно из этих государств территориально с Юньнанью не совпадает.
Но они не исчезли бесследно. Многие малые народности Юньнани, жизнь которых тесно связана с чаем – родом из Айлао. И даже в названиях юньнаньских чайных брендов или блинов пуэра нет-нет да и встретишь Наньчжао, Тайхэ, Цзинлун…
***
В царстве Наньчжао (эпоха Тан) был округ-цзянь (睑) Бужи (步日). Не стоит пытаться перевести это название – скорее всего, это звукоподражательная запись неизвестного байского слова (у бай свой язык). В царстве Дали (династия Южная Сун) Бужи стал районом-бу (部). При династии Юань произношение и написание изменилось на Пужи (普日). А современное название – Пуэр (普耳) – появляется в период Хунъу (1368-1398) эпохи Мин, но официальным оно становится лишь в период Ваньли (1572-1620).
И тогда же этот топоним впервые связывается с чаем (но сам чай пуэром ещё не называют). В 1576 г. в «Географическом описании Юньнани» (云南通志) Ли Юаньян, уроженец Юньнани и бай по происхождению, сообщает: «В чэлийском Пуэре делают чай, в Чэли же проживает старейшина». Здесь следует пояснить, что в 1296 г. монгольскими властями было создано военно-гражданское управление Чэли, юрисдикция которого примерно соответствовала нынешнему Сишуанбаньна-Дайскому автономному округу. В эпоху Мин его статус был изменён на Чэлийское управление комиссара по умиротворению окраин (таков был официальный титул родового старейшины).
Проходит ещё почти семьдесят лет, и только тогда, на рубеже эпох Мин и Цин слово «пуэр» начинает означать чай. В 1643 г. в «Кратких заметках о природе вещей» (物理小识) выдающийся энциклопедист Фан Ичжи пишет: «Чай пуэр, пропаренный и спрессованный, который покупают западные варвары, весьма насыщен и подобен луаньскому». Ичжи использует слово «сифань» (西番) – в те времена так называли не нас с вами, а тибетцев, западных цянов и вообще всех, кто жил к северу от верховий Янцзы.
Троецарствие. Наньчжун составляет больше половины территории Шу Хань.
Царство Наньчжао, 879 г. н.э. Справа отмечены современные границы стран ЮВА.
Царство Дали, конец XII века н.э.
Эпоха Тан, царство Наньчжао. Округ-цзянь Бужи.
Эпоха Сун, царство Дали. Район-бу Бужи.
Империя Цин. Область-фу Пуэр (или Пуэрская управа).
Империя Цинь в 210 г. до н.э. Ба и Шу включены в её состав, Дянь лежит значительно южнее.
Начало эпохи Хань. Красным обведены кочевые племена, жёлтым — полукочевые, синим – оседлые. Хорошо видно взаимное расположение Айлао и Дянь. Серое – современные границы стран ЮВА.
(продолжение следует)
17 августа 2024 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038