Чайные миксы: выдержанные белые + яньча
Я не люблю смешивать разные виды чая. Возможно, это предубеждение, но практически всегда возникает чувство диссонанса, которое никакие вкусовые находки не компенсируют, неправильность режет слух, и всё тут. Каждый чай, даже простой – как музыка. Если включить одновременно два разных музыкальных трека, каковы шансы, что это можно будет слушать безболезненно?
Художника, увы, не знаю. Оцените, как диссонирует картинка и трек. Вот примерно такое впечатление у меня обычно оставляют смеси разных видов чая.
С разными сортами одного вида – чуть полегче, если подходить к делу с умом. Хорошо сочетаются Жоу Гуй и Шуйсянь, если они будут сопоставимого класса, и, главное, если уровни их прогрева будут одинаковыми или хотя бы близкими. Можно смешивать остатки шу, гармонирующих по вкусу – а почему нет, если большинство шу и так купажи? И этот список можно продолжить.
Смешивание сортов одного вида больше похоже не на параллельное включение разных треков, перекрывающих друг друга, а на работу диджея, на мэшап. Но эту игру я тоже не люблю. В основном, я пью достаточно содержательный чай, во вкус и аромат которого не хочется вносить дополнения и исправления.
Правда, при этом я с удовольствием добавляю в бытовой чай, чаще всего в красный, различные другие растения – как китайские «нечайные чаи», так и наши местные травы, по одной или по несколько сразу.
В рамках аналогии – это как звуки природы. Не ко всякой музыке они подходят, но нередко могут украсить инструментальную композицию или песню. Или мантру. Как у Рассила Пола, например.
Но недавно Евгений Самовидов (https://vk.com/id361514545 ) из Лагани поделился любопытным рецептом: 4 г нашего Бай Муданя 2016 (рассыпного) + 3 г Ши Жоу от Вэй Фэна (это бюджетная Жоу Гуй сильного прогрева), заваривать проливами.
У нас было время и настроение, и мы это воспроизвели. Я бы не сказал, что получается на сто процентов гармонично, эти две мелодии сливаются не до конца. Но комбинация многообещающая. Улун придаёт вкусу звучности и полноты и служит как бы опорой, на которой раскрывается более сложная мелодия выдержанного белого чая. Интересно наблюдать за ароматом на дне чахая или чашки – он оказывается очень долгим, и тона яньча сильного прогрева при остывании постепенно замещаются нотами Бай Муданя, у них есть общая фруктовая грань. Из минусов – терпкости оказывается несколько больше, чем хотелось бы, и это обескураживает, тем более что оба компонента сами по себе совсем не терпкие. Но так бывает: при смешивании двух или трёх чаёв какие-то их качества или даже отдельные оттенки как бы входят в резонанс и резко усиливаются. Помню, как Валера Левитанус рассказывал о своих опытах по купажированию тайских шэнов: вроде бы подобрал маоча, которые должны были дополнить друг друга – а получился почему-то яркий чистый абрикосовый тон, которого не чувствовалось ни в одной из составляющих.
Затем мы попробовали смешать 3 г прессованного Бай Муданя 2016 (который почти Шоу Мэй, но с довольно изящным ароматом) и 2 г Фо Шоу Гао Хо. Идея была в том, чтобы взять более тихие, сдержанные чаи – и результат порадовал нас больше. Общий принцип тот же: уишаньский улун – плотная основа, белый чай – тонкая вышивка. Но тут два чая отлично совпали по спокойствию, скромности и преобладанию древесных тем. «Резонанс», кстати, тоже имел место – в послевкусии неожиданно проявилась не то имбирная, не то перечная острота. Но это не испортило микс, а лишь сделало его более телесным, согревающим, что очень даже пригодилось – мы проводили этот эксперимент под дождём.
В третий раз закинул старик невод, зачёркнуто, он и в третий раз ходил за ёлкой, зачёркнуто, в третий раз я попробовал взять чаи с более лёгким вкусом – Бай Мудань 2020 и Цзи Пинь Шуйсянь от Вэй Фэна (который не прошёл наш кастинг и не попал в нашу чайную карту, хотя в своём жанре это далеко не худший образец – это «летний» яньча неглубокого одно- или двукратного прогрева), 3:2. И это оказалось самой гармоничной композицией, пьётся практически как один чай, полифоничный, местами оригинальный до увлекательности.
В принципе, естественно, что каждый следующий раз лучше предыдущего – чем яснее понимаешь, как это работает, тем более удачные пары подбираешь.
Теперь хорошо бы сделать шаг в противоположную, тёмную сторону – например, Бай Мудань 2012 и немного Чэнь Нянь Те Лоханя. Но я ещё не успел.
Короче говоря, не самые юные белые плюс сопоставимые с ними по плотности вкуса яньча – небанальное, но удачное сочетание. На методике заваривания останавливаться нет смысла – заваривайте, как вам нравится, подбирая посуду и воду сообразно свойствам чая. Что важно – улуна должно быть меньше, чем белого (4:3, 3:2, может, даже 2:1), и он не должен быть слишком сложным.
17 июля 2023 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038