Вэйлу Чжуча – главный чайный тренд сезона в Китае

Вэйлу Чжуча (围炉煮茶) можно перевести как «варка чая у очага» или «чай вокруг печи». Но вэйлу, «вокруг очага» — это не просто указание на использование живого огня; это понятие включает в себя неторопливое времяпрепровождение со спокойными беседами. Если вы вспомните самые тихие и благостные дружеские или семейные посиделки у костра на даче или на природе – это и будет вэйлу.

Заметным явлением формат Вэйлу Чжуча стал год назад, но настоящая популярность пришла к нему в последние недели. В ноябре 2022 г. число запросов, содержащих «Вэйлу Чжуча», на Дяньпине (Мэйтуань-Дяньпин — китайская сетевая платформа для предприятий общепита, с онлайн-заказами, отзывами и т.д., 400 миллионов пользователей, 25 миллионов доставок ежедневно) выросло почти в 12 раз по сравнению с прошлым годом, а в декабре количество заведений, предоставляющих такую услугу, увеличилось ещё в четыре с лишним раза. Чтобы вы представляли себе масштабы хайпа и мощь китайской блогосферы: число просмотров публикаций с тегом «Вэйлу Чжуча» на ТикТоке сейчас превышает 3,2 миллиарда (!!!). Я не сижу в китайских соцсетях, а лишь захожу в китайский сегмент интернета за интересующей меня информацией, но волна заметок о Вэйлу Чжуча успела задолбать и меня. Меня уже тошнит от них.

Хотя сам формат совсем не тошнотворен. Всё просто: в центр стола помещается керамическая печь с углями, сверху кладётся металлическая решётка, а на неё ставится большой глиняный, реже металлический или стеклянный чайник, в котором не спеша варится чай. Вокруг чайника можно раскладывать и поджаривать батат, хурму, мандарины, красные финики, арахис, каштаны, кукурузу, рисовые лепёшки – да что угодно; жареные орехи и финики можно и в чайник кинуть. Когда чай сварится, его разливают и пьют, а потом готовят следующую порцию, доливая в чайник ещё воды и при необходимости добавляя чайный лист. Менее распространённый вариант – когда небольшая жаровня для чайника отдельно, а гриль для фруктов, орехов и овощей – отдельно. Приготовление и поглощение чая и закусок под дружескую болтовню длится 2-3 часа и более.

И вот это немудрёное действо вызвало необычайный энтузиазм у китайской молодёжи в крупных городах – в Чэнду, Шанхае, Ханчжоу, Шэньчжэне, Сучжоу, Чанша, Гуанчжоу, Нанкине, Ухане, Сямэне, Фучжоу и др. (что особенно удивительно, ведь двадцати-тридцатилетние китайские горожане, как правило, крайне далеки от чая, многие из них никогда в жизни его не пробовали, чай в Китае – удел стариков и крестьян из южных регионов), заметно потеснив и кофе, и баблти, и модный в прошлом году глинтвейн.

В чём причина этой аномалии? На первое место, пожалуй, следует поставить дефицит социального взаимодействия, возникший с началом пандемии CovID-19. Сейчас противоэпидемические ограничения в Китае снимаются, но недостаток живого общения продолжает чувствоваться. И если раньше молодёжь предпочитала активный отдых – туризм, катание на лыжах и т.п. – то сейчас молодые китайцы стали видеть ценность в том, чтобы просто собраться вместе, поесть, попить и поговорить. И Вэйлу Чжуча – прекрасный ответ на такие запросы.

Этот формат очень демократичен, это не ритуал, не какая-то церемония со строгими правилами, при желании Вэйлу Чжуча можно дополнить кофе, или фруктовым вином, или ещё чем-нибудь, в общем, есть все возможности обеспечить себе комфорт и удовольствие, никому при этом не мешая. «Чай вокруг печи» — занятие весёлое и непринуждённое.

В то же время, Вэйлу Чжуча весьма эстетично – поэтому оно и «выстрелило» прежде всего среди миллениалов и зумеров, про которых в Китае говорят: «сначала ест смартфон, а потом его владелец». Фотографиями Вэйлу Чжуча легко хвастаться, удивляя и вдохновляя друзей, и как только это начали делать интернет-знаменитости, спрос стал расти лавинообразно.

Прибавьте к этому бешеную популярность «Мэнхуалу», красивого и увлекательного сериала о чайной эпохи Сун, вышедшего прошлым летом. Его успех закономерно привёл к всплеску интереса к чаю; лишь немногие поклонники сериала глубоко заинтересовались тонкостями чайной культуры, но тема чая в китайском массовом сознании сейчас горяча как никогда. А включение китайских традиционных навыков производства и употребления чая и связанных с этим обычаев в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, состоявшееся в конце ноября, подлило, так сказать, масла в огонь – об этом тоже очень много говорят.

Вэйлу Чжуча позиционируют как нечто укоренённое в древности или как минимум наследующее древним традициям (что тоже модно). Вспоминают, например, стихотворение Су Дун-по о приготовлении чая в зимний день, в котором фигурирует очаг с углями, небольшие чаши (чайников в сунские времена не было) и растёртые в порошок Драконьи Плитки (см. http://www.teapoems.com/song/4683 ). Или проводят линию к юньнаньскому Као Ча в различных этнических вариациях (см. https://www.youtube.com/watch?v=IxIJSX4yV3c , https://vk.com/wall-47905050_15707 , https://vk.com/wall-47905050_16103 ) или Гуаньгуань Ча из Ганьсу и Шэньси (https://vk.com/wall-47905050_19334 ). Техническое сходство тут довольно отдалённое, но важнее ореол чего-то простого и настоящего, теплоты, домашнего уюта, расслабленности и безопасности – нечего и говорить, что всё это очень привлекательно в последние годы. Кстати, на безопасность делается особый упор при продвижении чая на внутреннем рынке Китая: «напиток с историей в 5000 лет безопаснее любого нового напитка» — идея далеко не бесспорная, но она работает.

При этом Вэйлу Чжуча – не из числа развлечений, которые каждый должен сам для себя организовывать, это готовая услуга, которую можно просто заказать – и наслаждаться. Чайные и кафе предлагают готовые сеты для Вэйлу Чжуча, и в зависимости от сложности сета и числа участников стоить такое чаепитие может от нескольких десятков до нескольких сотен юаней, а в выездном формате, в каком-нибудь живописном месте – и до нескольких тысяч. Мини-индустрия (впрочем, не такая уж и мини) Вэйлу Чжуча развернулась за считанные недели – а это подразумевает высокий уровень организованности и оперативности заведений общепита, владения сетевыми коммуникациями и так далее.

Не уверен, что это значимый фактор, и тем не менее: самые подходящие для Вэйлу Чжуча чаи – грубые белые типа Шоу Мэй, лучше всего – выдержанные (хотя шу пуэр и другие хэйча тоже неплохо подойдут; при определённом навыке можно экспериментировать со старыми шэнами и с шайхунами из приличного сырья). Именно их можно подолгу и без пристального внимания варить – и будет вкусно, да и с обычными для Вэйлу Чжуча закусками недорогие лаобайча должны отлично сочетаться. И как раз белые чаи активно продвигаются на китайском рынке в последние годы.

Все эти обстоятельства, совпав по времени и войдя в резонанс, и создали «идеальный шторм». Вряд ли популярность Вэйлу Чжуча будет держаться на нынешнем уровне годами; может, этот формат уже через год-два будет забыт, а может, сохранится, но займёт скромное место. Поглядим. Но в любом случае для какой-то части молодых китайцев «чай вокруг очага» станет точкой входа в чайный мир, первым шагом на долгом чайном пути. И это очень нужно китайской чайной индустрии в условиях замедления темпов экономического роста и политической неопределённости.

Этот, как сейчас модно говорить, кейс можно было бы использовать как готовый рецепт успеха. Но я и юаня не поставлю на то, что российский общепит и российские чаеводы смогут этим рецептом воспользоваться. Даже если захотят.










Источники — https://baijiahao.baidu.com/s?id=1751630649469619986.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1752268134613455697.. , https://m.gmw.cn/baijia/2022-12/01/36202478.html , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1752974788872841484.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1752898596958188362.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1751747952598052286.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1752973078190322885.. , https://baijiahao.baidu.com/s?id=1752909105120614292.. и др.

24 декабря 2022 г.
Источник: Самая домашняя чайная «Сова и Панда» https://vk.com/club47905050
Антон Дмитращук https://vk.com/id183549038


Понравилась статья? Поделись с друзьями!


Обсуждение закрыто.